Важные новости
В Севастополе отменили платные автопарковки
08.10.2010 / Категория: Экономика / Тема: Криминал
Юристы прокуратуры, горсовета и госадминистрации Севастополя на этой неделе сообща добились судебного решения о признании недействительным документа, согласно которому в городе работали платные автопарковки, пишет «Слава Севастополя».Первая информационная ласточка о взимании средств с автолюбителей прилетела в начале лета-2010 из Артбухты. На традиционном для временной парковки \"пятачке\" на площади 300-летия Российского флота появились люди, требующие плату с владельцев транспортных средств. Удивленным представителям властей и журналистам парковщики предъявляли договор о сотрудничестве в сфере оборудования мест парковок, заключенный между юридическим лицом и Севастопольской городской государственной администрацией. А поскольку к началу лета власть в Севастополе кардинально поменялась, пришлось ее руководству искать, \"откуда ноги растут\".
Нашли. По словам начальника юридического отдела аппарата Севастопольской городской государственной администрации Константина Андриевского, \"все началось в ноябре 2009 года, когда руководством СГГА было издано распоряжение \"О назначении уполномоченного лица по исполнению функций организаций парковки транспортных средств в Севастополе\". В соответствии с этим распоряжением в порядке эксперимента временно было назначено юридическое лицо (ООО \"Севпарктранссервис\") в качестве уполномоченного лица по организации парковок. \"И уже на основании данного документа почти через пять месяцев (в марте 2010 года, то есть на самом излете смены власти) был заключен договор. В приложении к нему большинство площадей - самых людных и посещаемых мест города - было отнесено к платным парковкам\", - говорит К. Андриевский.
\"Появились очерченные голубым бордюрчики, - продолжает начальник юридического отдела Севастопольского городского совета Елена Близнюк. - Молодые люди начали взимать непонятно какие средства. После долгого разбирательства выяснилось, что взимаются суммы, включающие в себя якобы местный сбор за парковку плюс стоимость услуг юридического лица. Это, естественно, возмутило и власть, и общественность и повлекло за собой негативные социальные последствия для всех жителей и гостей нашего города\".
Дело в том, утверждают юристы, что сбор за парковку автотранспорта в Севастополе действительно существует, но он в десять раз меньше того, что требовали на дорогах города новоявленные автопарковщики. \"Налоговая составляющая всей это истории такова, - рассказывает юрист СГГА. - В соответствии с законом Украины о системе налогообложения сбор за парковку автотранспорта - это один из местных сборов. Правом введения данного сбора, установления его размера, порядка взимания, согласно закону, обладает только орган местного самоуправления, то есть Севастопольский городской совет. И еще в 1999 году им было принято решение \"О ставках сбора за парковку автотранспорта на территории Севастополя и механизме его взимания\". Сбор был установлен в размере: 17 копеек - в необорудованных местах и 51 - в оборудованных! Парковщики посчитали, что если они синей краской что-то нарисуют, то данное место считается оборудованным, и взимали плату в десятикратном размере\".
Кроме того, решением горсовета организация взимания сбора была поручена районным государственным администрациям. Так что бывшее руководство СГГА и здесь превысило свои полномочия, считают юристы. Если отбросить юридическую терминологию, то, по мнению К. Андриевского, на дорогах Севастополя действовала \"узаконенная форма рэкета\", а Елена Близнюк более склонна полагать, что происходившее было \"хорошо описано у Ильфа и Петрова: что бы провал не сильно проваливался\".
Юристов города поразило также нарушение \"с легкостью\" постановления Кабинета министров, которое, во-первых, предписывало при организации парковок обязательный конкурсный отбор. А во-вторых, надлежало взимать сбор только после того, как парковки, собственно, созданы, оборудованы, включены в соответствующие реестры как объекты благоустройства.
В итоге городская прокуратура внесла протест на распоряжение СГГА, на основании которого незаконное распоряжение было отменено. А 5 октября 2010 года в Хозяйственном суде Киева был удовлетворен иск, поданный прокуратурой Севастополя в интересах городского совета. Таким образом, общими усилиями прокуратуры и двух юридических служб города договор по организации парковок в Севастополе в судебном порядке признан недействительным.
\"Для нас было важно не просто расторгнуть этот договор, а именно признать недействительным, по причине противоречия его содержания актам законодательства страны, чтобы раз и навсегда разрешить данную ситуацию в правовом аспекте, - говорит Е. Близнюк. - Вопрос по организации парковок в городе возникнет, но любая деятельность, для того чтобы она считалась правомерной, должна вестись в строгом соответствии с законом. Необходимо упорядочить движение в городе и при этом сохранить места для временных стоянок. Эту деятельность нужно так урегулировать, чтобы она учитывала интересы всех сторон. Именно в обязанности местных органов власти и входит решение проблемы: парковка должна быть организована, оборудована, и только после этого можно ставить вопрос о взимании платы, которая напрямую идет в бюджет. Но первые два этапа не были пройдены. А третий этап, к которому перешли сразу же, был выполнен лицами, не имеющими на это полномочий, и с грубыми нарушениями закона\".
Перспективу в организации парковочных мест в городе власти видят пока так. Сначала следует доработать комплексную программу \"Дороги Севастополя\" на период 2011 – 2015 годы. Первым этапом подготовки и внедрения программы может стать проект \"Оптимизация организации дорожного движения в городе Севастополе\", разработанный специалистами проектной организации для улучшения транспортных потоков в городе. Затем уже заняться поиском организации, готовой к осуществлению парковочной деятельности. Известно, что дорожно-эксплуатационное управление уже разработало проект правил парковки с учетом новых государственных стандартов, устанавливающих обязанности не только для автомобилистов, но и для парковщиков. Последние должны оборудовать стоянку надлежащим образом, установить парковочные автоматы и следить за чистотой на территории парковки. В обязанности создаваемой парковочной службы, в том числе, должен входить и своевременный ремонт дорожного полотна за счет собственных средств.
Уже на сентябрьской сессии горсовета было принято решение об инвентаризации всех дорог города и их постановке на баланс ДЭУ.
\"Всегда существует некоторая обязательная последовательность действий, - подводит итог юрист горсовета. - Сначала нужно обработать землю, что-то в нее посадить, а уж потом собирать урожай. Как только новой администрацией будет подготовлены предложения по разрешению данной ситуации, городской совет сможет принять по ним соответствующие законные решения\".