Важные новости

«А после них – хоть потоп»: на что крымские чиновники тратят российские миллиарды

11.11.2018  /  Категория: Экономика  /  Тема: Интервью

бюджет, мешок с деньгами, бюджетные средстваПочему крымские чиновники вдруг увидели мусор и заторы на улицах Симферополя? Куда делись миллиарды из российского бюджета, выделенные на стройки в Крыму? И как это связано с арестами нерядовых чиновников? Об этом говорим с крымским политологом Евгенией Горюновой.

– 31 октября российский парламент Крыма утвердил прожиточный минимум для пенсионеров на 2019 год – 8560 рублей. Это на 30 рублей больше, чем в текущем году. Как думаете, как повлияет это повышение на реальный уровень доходов крымчан и на настроения жителей полуострова?

– Сейчас булка хлеба в Крыму стоит около 30 рублей – ну вот на булку хлеба и повысили. Что же касается настроений крымчан, то если инфляционные процессы в России будут усиливаться, то никакой радости от российской пенсии они получать не будут. А поскольку пенсионеры зависят от своего пенсионного обеспечения, то, понятно, они будут выражать недовольство. Другой вопрос, где они его будут выражать – дома на кухне или на улице в очередях, в маршрутках.

– Ну в маршрутках и очередях, им же не запрещают еще?

– Нет, но вы же понимаете, что люди в Крыму боятся. Даже в маршрутках, даже в очередях. Конечно, некоторые не боятся, некоторые говорят, но если проследить – это очень небольшой процент, хотя недовольных гораздо больше.

– В декабре планируется запустить движение по двум полосам от Керчи до Симферополя трассы «Таврида». На что повлияет открытие этой трассы и как это отразится на ситуации в Крыму?

– Думаю, это снизит количество пробок на самой трассе. Но если мы будем говорить о снижении цен, чего все ждали от Крымского моста, то трасса «Таврида» вряд ли этому поможет. Грузовики по трассе пошли уже с 1 октября, а цены как не падали, так и не падают, более того – они понемногу повышаются. После января они еще повысятся, более того, российское правительство уже заявило о целом ряде направлений, где будут повышены цены.

– Крымстат отчитался о росте объема строительных работ: в Севастополе на 301%, в Крыму чуть меньше – на 238%, это по сравнению с прошлым годом. Что это за стройки, кто на них зарабатывает и как это сказывается на жизни людей?

– Первостепенные стройки – это трасса «Таврида», это объездная и сопутствующие подъезды к Симферополю. Это все крупные российские компании, которые пришли в Крым и зарабатывают в рамках Федеральной целевой программы. Видимо, в Крыму достойных компаний нет – считают в России.

– Крымские компании были не готовы или это определенная политика – давать зарабатывать российским регионам?

– Думаю, здесь работает система откатов, традиционная для России. Приезжают компании, предлагают более низкую цену и дают более толстый конверт и получают право на этот тендер. Возможно, есть кулуарные договоренности. Посмотрите: службу капстроительства в Крыму возглавляют россияне. И мы понимаем, кто приезжает в Крым и как они совмещают бизнес и управление. Например, против одной дамы возбуждено уголовное дело: она засветилась в другом регионе России в криминальных делах, потом уехала в Крым, где ее и достали самарские правоохранители.

– Куратором одной из этих федеральных целевых программ строительства региональных дорог был заместитель Сергея Аксенова в российском правительстве Крыма Виталий Нахлупин. Он арестован в Москве по подозрению в получении взяток. Вы говорите, что россияне из своих рук деньги не выпускают, но ведь Нахлупин тоже держал нечто в своих руках?

– Мы прекрасно понимаем, что Нахлупин не стал бы вице-премьером, если бы у него не было определенных связей в Москве. Иначе никто бы не оставил в правительстве Крыма чиновника с украинским прошлым. Но потом поступил заказ на задержание в рамках показательной борьбы с коррупцией – значит, надо задерживать.

– Как вы думаете, под господином Аксеновым шатается кресло?

– Оно вроде бы шатается несколько лет. Однако ситуация с Нахлупиным показывает, что у Аксенова еще есть некоторый запас прочности и он еще продержится: он сдает коррупционеров, борется и даже деньги ФСБ дает на подкуп.

– Господин Аксенов объявил «террор» коммунальным службам Симферополя. Почему он и другие чиновники заметили в городе бардак только сейчас?

– Они каждый год это замечают – в определенный момент, когда надо осваивать деньги. Они начинают говорить «ужас-кошмар» и начинают масштабную имитацию бурной деятельности. Говорят про кадровые перестановки и неправильные технологии.

Денег много, а времени мало. Они хотят как можно больше успеть за короткий промежуток времени, а после них – хоть потоп

Сейчас, например, ремонтируют проспект Кирова: не сделали никаких предварительных изысканий, сняли верхний слой – а там, под асфальтом, бетон. Боже, а мы ж не знали! И что теперь делать?

В Севастополе построили детский спортивный центр, но открыть его не могут, потому что не провели геологических исследований, а там все плывет. Строители говорят: у нас компания из Сибири, там геологию никто не делает, у нас там вечная мерзлота. То есть люди приехали за легкими деньгами. Денег много, а времени мало. И к власти пришли временщики. Они хотят как можно больше успеть за короткий промежуток времени, а после них – хоть потоп.

– Сергей Карпов, министр транспорта правительства Крыма, говорит, что в следующем году города и районы Крыма получат субсидию в 630 миллионов рублей на ремонт улично-дорожной сети. А в бюджете Севастополя не предусмотрены деньги на ремонт внутриквартальных дорог и придомовых территорий в 2019 году – заявил замдиректора департамента финансов российского правительства Севастополя Михаил Ноздряков. При этом он говорит, что плата от парковок пока в бюджет не поступает. Вопрос: почему в бюджете нет денег, а деньги за парковку выделяются какой-то компании?

– Так всегда происходит в России: деньги выделяются тем, кому они «нужнее». Дороги внутриквартальные кому нужны? Жителям Севастополя, пенсионерам, мамочкам с детьми. А есть более нуждающиеся в деньгах – чиновники, руководители департаментов.

– В Ялте открылся седьмой туристический форум «Открытый Крым». Крымский министр курортов и туризма Вадим Волченко заявил о небывалом росте туристического потока в этом году – якобы приехало свыше 6 миллионов 200 тысяч человек. По словам Волченко, это рекорд с 1991 года. Можно ли доверять этой цифре? И если можно доверять – что означает этот рост?

Крымчане говорят, что сейчас едут не такие богатые туристы, какие были раньше

– Думаю, что нельзя доверять. Сколько я ни искала, не могу найти методику подсчета. Можно насчитать и восемь, и девять миллионов, если учитывать всех, кто прилетает в аэропорт Симферополь. Естественно, была поставлена задача превысить рекорд украинских времен. Партия сказала «надо» – министр Волченко ответил «есть».

– Имеются ли какие-то другие показатели, по которым мы можем судить, что было такое большое количество туристов? По словам Волченко, деньги, которые привозят туристы, составляют 25% бюджета.

– В основном бюджет Крыма пополняется за счет налогов на доходы физлиц. За счет зарплат, грубо говоря. Реальную картину объема туристического потока дают рассказы самих крымчан – да, небольшой рост был, многие приехали посмотреть на Керченский мост. Но вряд ли это те цифры, которые сообщает министерство курортов и туризма. Что касается платежеспособности туристов, то крымчане говорят, что сейчас едут не такие богатые туристы, какие были раньше.

Александр Янковский

Крымский журналист, редактор и ведущий Радио Крым.Реалии


Похожие новости


Темы

Cтатьи

11:10 - 17.12.2023
Эксперты рассказали, сможет ли Черноморский флот РФ вернуть господство на море
09:10 - 11.12.2023
В Севастополе пытаются создать новый российский беспилотник
09:14 - 01.12.2023
Крымчане остаются без мобильной связи и спутниковой навигации: кто глушит эти сигналы на полуострове
09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину

Другие статьи