Важные новости
Как чиновники отчитались «на дому» о торговле в Севастополе
29.09.2018 / Категория: Экономика
Если не выходить за пределы правительства, можно услышать много хорошего о своей работе.
Исполнительная власть Севастополя продолжает играть по своим правилам в обход законодательства, обязывающего глав правительственных структур отчитываться перед парламентариями. Избегая отчёта перед депутатами, которые вправе по его результатам вынести резолюцию, признающую работу неудовлетворительной, что может повлечь как минимум проверку, как максимум - инициативу по снятию с должности.
Надуманными причинами аргументируя нежелание приходить «на ковёр» в заксобрание, чиновники в очередной раз отчитались «на дому», в этот раз - начальник главного управления потребительского рынка и лицензирования Вадим Кирпичников. Напомним, до него о «приходе» и «расходе» бюджета коротко и постановочно отчитался Владимир Штоп.
Минимум положительной динамики
Кирпичников с ходу заверил, что в сфере потребительского рынка Севастополя наблюдается «положительная динамика». Оценку подкрепил цифрами: в 2017 году оборот розничной торговли был 63,2 млрд рублей, что в сопоставимых ценах, учитывая инфляцию и возможное подорожание, на 1,4% больше, чем в 2016 году. С января по июль этого года оборот розничной торговли по сравнению с аналогичным периодом 2017 года тоже вырос - правда, лишь на 0,5%.
Дефицита продуктов и товаров первой необходимости в 2017–2018 годах в городе зафиксировано не было, заверил Кирпичников. Все товары предоставлялись в полном ассортименте и удовлетворяли платёжеспособный спрос населения. При этом глава «торгового» управления ни слова ни сказал о проблеме закрытия торговых центров, из-за чего горожане ринулись за покупками в Крым и за его пределы, укрепляя экономику других субъектов. Не обмолвился он и о том, что владельцы торговых точек в работающих ТЦ и супермаркетах необоснованно завысили стоимость продуктов.
Ярмарками - по ценам!
Рост цен на продукты питания в 2017 году, по подсчётам Кирпичникова, был минимальным и находился «на 1,35 процентных пункта ниже, чем средний показатель по России, - 99,72% в Севастополе и 101,07% в российских субъектах. С повышением цен, сказал глава «торгового» департамента боролись методами, предусмотренными федеральным законодательством, - создавали максимально благоприятные условия для развития конкурентной среды (и снова о закрытии торговых центров и реформировании рынков - ни слова), а также развивали ярмарки.
В очередной раз Кирпичников напомнил, что в городе работают четыре «правительственных» ярмарки, где на 29 позиций социально значимых продуктов питания установлены цены на четверть меньше зафиксированных Росстатом. Правда, о наблюдении «анонимных знакомых» губернатора Дмитрия Овсянникова, которые «засекли», как в нужное время продавцы на ярмарках устанавливают новые ценники и меняют товар, - Кирпичников снова не сказал. Зато отметил, что ярмарок станет больше, и добавил, что «в целях гарантированной поддержки пенсионеров на одной из ярмарок организовано 15 (!) бесплатных торговых мест для реализации собственно выращенной сельскохозяйственной продукции».
Незаконной торговле - бой
Севастополь далёк от норм цивилизованной торговли - это вывод, сделанный после данных о том, что число киосков и ларьков в городе в два с лишним раза превышает норму, утверждённую в регионах России, а количество стационарных магазинов больше чем наполовину не дотягивает до норматива. Бороться с этим, сказал Кирпичников, намерены демонтажем нестационарных торговых объектов, о чём ранее сообщалось .
На месте демонтированных НТО и в других местах киоски и ларьки разместятся по «правительственной» схеме. Право разместить киоск получит предприниматель, назвавший на аукционе самую высокую сумму арендной платы. О том, что новые платежи стали неподъёмными для многих предпринимателей и вынудили их отстаивать свои права, чиновник также умолчал. Он рассказал, что за весь 2017 год городская казна «заработала» на арендной плате предпринимателей 24,1 млн рублей, а за 8 месяцев текущего - уже 68,4 млн (к декабрю планируют «настричь» ещё 34 млн).
Что пьём?
В «алкогольной» сфере Севастополя всё хорошо. На начало сентября этого года 382 организации (в 2017 году их было на 11 больше) в 716 объектах торговли и общепита продали на 16,8%, то есть на 795 тысяч литров алкогольной продукции больше, чем за аналогичный период прошлого года. Но рост продаж связали не с тем, что в городе стали чаще пить, а с большей легализацией бизнеса.
«Рост объёма вызван внедрением ЕГАИС, ростом задекларированных объёмов реализации пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи», - пояснил Кирпичников.
Он отметил, что в 2017 году в бюджет поступило государственной пошлины от лицензирования на сумму 31,6 млн рублей, то есть 109% от плана, а за 8 месяцев текущего года - 25,1 млн рублей (76% от плана на весь год). Городской бюджет пополнялся и в виде штрафов за нарушения в сфере розничной продажи алкоголя: в 2017 году на 2 млн рублей, а за 8 месяцев 2018 года - на 3,2 млн рублей.
«Мы вас так понимаем!» - "правильные" депутаты
В гости к правительству пришли дружественно настроенные общественники и шестеро лояльных депутатов: Борис Колесников, Татьяна Вусатенко, Татьяна Сандулова, Татьяна Лобач, Ольга Хомякова и Сергей Кравченко. Не ставя под сомнение их искреннюю заинтересованность в том, чтобы хотя бы таким образом получить информацию из первых рук, отметим, что это, похоже, было не единственной целью - и дух лояльности не просто витал в зале, а присутствовал в вопросах и выступлениях этих народных избранцев.
Бориса Колесникова больше всего волновала несанкционированная торговля - и продуктами, и алкоголем. Недоволен он был и сбоями в работе системе единой электронной системы. Например, продавец отпускает алкоголь в 21:30, а система фиксирует время с задержкой - 22:10 - «а это огромные штрафы, предприниматели жалуются».
Также Колесников выразил недовольство высокими ценами. По его словам, картошка в соседнем регионе стоит 4,5 рубля, а в Севастополе 35–50 рублей, и причина этому - отсутствие в городе складских помещений, о необходимости которых говорил Овсянников на недавней пресс-конференции.
«У меня получился не вопрос, а выступление. Просьба учесть. Если получится как-то посмотреть на нелегальную торговлю с точки зрения её окончательного пресечения», - завершил он.
Депутат Татьяна Вусатенко начала выступление не с проблем горожан, чьи интересы и должна защищать, а с похвалы Кирпичникова:
«Объективности ради хотела бы заметить, что отчёт ваш был полным. Также объективно нужно сказать, что вы руководите одним из самых тяжёлых психологических для предпринимателей сегментов. Но. Прощу прощения, я опять вернусь к несанкционированной торговле».
Извинившись неизвестно за что, «защитница» народных интересов не потребовала, а попросила навести порядок на «Сталинградском» и «Юмашевском» рынках, а также активнее бороться с несанкционированной торговлей, так как в день составляются всего 1-2 протокола.
Вторую часть своего выступления она вновь посвятила пожеланиям Кирпичникову: «Я как депутат и в прошлом предприниматель желаю вам, правда, успехов. Я знаю, что это нелёгкий труд и очень часто в борьбе с этим мы подвергаемся достаточно тяжёлому неодобрению. Но в любом случае жители на стороне вас».
Татьяна Сандулова присутствующих «вернула в реальность». Больше всего её интересовало - сколько процентов на ярмарках занимают социально значимые продукты? Кирпичников дал понять: чтобы знать этот процент, нужно сосчитать все товары на ярмарке, а это, как несложно догадаться, проблематично. Но Сандулова не унималась - ей точно нужно было знать этот процент. Впрочем, общеизвестным ответом, что «договор подписан по 29 наименованиям таких продуктов», она удовлетворилась.
Дальше она выразила недовольство - нет, не работой управления, а тельняшками, развевающимися на ветру в сувенирных палатках в районе памятника Затопленным кораблям.
«Летом мы гуляем по Приморскому. По набережной. Возле моря. Такое ощущение, что гуляешь по базару, а не по бульвару. Начиная с исторического места <…> там развеваются по ветру какие-то тельняшки и продаётся прочий ширпотреб», - описала происходящий «ужас» Сандулова и предложила сделать «красиво» - сосредоточить торговцев в одном месте.
С благодарности за такой замечательный формат общения начала и Татьяна Лобач. Дело в том, что на сессии законодательного собрания нужно высказаться всего за 2 минуты, а здесь временные ограничения не предусмотрены. Но - о деле. Во-первых, акцентировала она, на месте демонтированных НТО нужно наводить порядок, благоустраивать территорию, а не оставлять свободное пространство транспорту.
Во вторых, «тельняшки, развевающиеся по ветру» - это не зло, как пыталась донести Сандулова, а сувенирная продукция, которую, напротив, в городе-герое нужно поддерживать и развивать.
Третье - важно позаботиться о коэффициенте, с помощью которого рассчитывается арендная стоимость коммерческих помещений, чтобы она имела отличия в зависимости от расположения - городская черта или сельская зона, а также от сезона.
И четвёртое - нужно внести изменения в программу, согласно которой все севастопольские рынки до 2020 года должны быть крытыми. Эту программу необходимо продлить как минимум на два года, предусмотреть альтернативу для торговцев на время реконструкции, а также позаботиться, чтобы после наведения на рынках порядка уровень аренды остался прежним.
Татьяна Лобач единственная отметила, что в Севастополе страдает малый и средний бизнес, который нельзя вынуждать отправляться за пределы региона, так как налоги должны оставаться «дома».
Если бы
Безусловно, отчёт в стенах законодательного собрания вызвал бы гораздо больше депутатских вопросов - лаконичных, компетентных, острых и действительно актуальных для города. Но от них чиновники застраховались - как и от правовых последствий, которые возможны после вынесения постановления по результатам отчёта в заксобрании.
Зато «ручные» депутаты и общественники правительства получили возможность демонстрировать лояльность гораздо более двух минут, предусмотренных регламентом заксобрания.