Важные новости

Бельбекская утопия

16.09.2016  /  Категория: Экономика  /  Тема: Аналитика  /  0 комментариев


Два крымских начальника – Сергей Аксенов и Дмитрий Овсянников – не поделили деньги федеральной целевой программы, заложенные на развитие авиаперевозок, связывающих полуостров с его «родной гаванью». В Крыму полагают, что Симферопольской аэропорт вполне справится с этой задачей. Но в Севастополе на протяжении последних 25 лет грезили о собственных воздушных воротах. В 2014 году горожанам обещали, что благодаря России эта мечта станет реальностью. Каковы же перспективы развития гражданского сектора севастопольского аэропорта «Бельбек» спустя два с половиной года, после «русской весны»?

севастопольский аэропорт «Бельбек»

Аэропорт «Бельбек»

Городские власти носились с идеей частичного перевода военного аэродрома «Бельбек» под гражданские нужды с самого момента обретения Украиной независимости, учредив для этой цели особое коммунальное предприятие «Аэропорт «Севастополь». Один из прожектов начала 90-х вполне соответствовал духу времени. Тогда предлагали использовать «Бельбек» в качестве «аэродрома подскока» для самолетов, которые возили в Россию и Украину товары из Турции и других стран Средиземноморья. Предполагалось, что грузовые борты будут дозаправляться в Севастополе, выгружая здесь часть турецкого ширпотреба. Проект так и не реализовали из-за проблем с топливом, которые в тот момент испытывала Украина.

Настоящая история «Бельбека» как гражданского аэропорта начинается с нулевых годов, когда интерес к нему проявил украинский бизнесмен Олег Цуканов. Он стал одним из совладельцев ООО «Аэропорт «Бельбек», и городские власти, не имевшие средств на развитие своих грандиозных планов, дали ему разрешение на строительство аэровокзального павильона.

Цуканов планировал развивать «Бельбек» в качестве международного аэропорта, который будет принимать транзитные и чартерные рейсы из региона Средиземноморья. В том числе с элитными иностранными туристами. Идею поддержал тогдашний глава города Леонид Жунько, чья бизнес-«семья» в то время активно осваивала земельные0 участки под строительство коттеджей и гостиниц на западном побережье Севастополя.

Но вскоре выяснилось, что создание полноценной инфраструктуры аэропорта, соответствующей украинским и международным стандартам, требует на порядок больше средств, чем могли себе позволить Олег Цуканов и его партнеры. Попытка взять кредит в размере 200 миллионов долларов в одном из английских банков закончилась неудачно, а в 2007 году Минобороны Украины отказало незадачливым предпринимателям в совместном использовании аэродрома, после чего они стали искать возможности для продажи своего бизнеса.

В 2010 году ООО «Аэропорт «Бельбек» перешло под контроль одной из структур, связанных с группой «Приват» Игоря Коломойского. От Коломойского местные власти ждали значительных инвестиций в гражданскую инфраструктуру «Бельбека». Однако новый владелец уже через год оценил всю проблемность приобретенного актива.


Гражданский аэропорт на Бельбеке сегодня – это лишь маленький терминал с пропускной способностью не более 60 человек в час


Весной 2011 года немалый шум наделало решение компании Коломойского «Днипроавиа» отменить рейсы на «Бельбек» до начала июля. Причина: малая загрузка самолетов и, как следствие, убытки от перевозок. В летний сезон авиаперевозки возобновились, однако к его окончанию тогдашний глава СГГА Владимир Яцуба «по секрету» рассказал журналистам, что Коломойский намерен продать гражданский терминал «Бельбека». Одно время к аэропорту присматривался Вадим Новинский, но у него хватило осторожности не втягиваться в эту авантюру. Время подтвердило прозорливость олигарха: аэропорт «Бельбек» принял свой последний гражданский рейс 19 ноября 2013 года.

С возвращением Крыма в «родную гавань» у Игоря Коломойского перестала болеть голова по поводу крымской собственности. Ее экспроприировали российские власти. Не избежал этой судьбы и «Бельбек», который перешел в подчинение правительства Севастополя, создавшего для оперативного управления отобранным у «Привата» активом государственное унитарное предприятие (ГУП) «Аэропорт «Севастополь». Впрочем, гордое название не совсем соответствует действительности. По сути, гражданский аэропорт на Бельбеке сегодня – это лишь маленький терминал с пропускной способностью не более 60 человек в час, дело о котором слушается в Международном арбитражном суде в Гааге – Коломойский подал иск на возмещение ущерба.

Обещанного три года ждут

Среди многочисленных обещаний «русской весны» – создание в Севастополе современного гражданского аэропорта, который к 2030 году должен принимать 1,2 миллиона пассажиров (!) ежегодно. Однако пока с апреля 2014 года на «Бельбеке» не сел ни один гражданский рейс, а дата возобновления работы аэропорта переносится все дальше в будущее. Перечислим основные вехи этого увлекательного процесса.

В июне 2014 года врио губернатора Сергей Меняйло сказал, что первый гражданский самолет должен сесть в аэропорту «Бельбек» уже в июле.

В ноябре 2014 года тот же Меняйло, уже утвержденный на должности губернатора, клятвенно заверил журналистов, что «Бельбек» начнет принимать гражданские авиарейсы в следующем, 2015 году.


С апреля 2014 года на «Бельбеке» не сел ни один гражданский рейс, а дата возобновления работы аэропорта переносится все дальше в будущее


Весной 2015 года по итогам подписания соглашения между Севастополем и Минобороны РФ о совместном использовании аэродрома «Бельбек», российский чиновник гарантировал, что экспертизы и лицензирование будут завершены в течение 1-2 месяцев и уже к лету 2015-го «Бельбек» будет обслуживать рейсы из разных регионов России.

В июле 2015 года директор ГУП «Аэропорт «Севастополь» Вадим Базыкин заявил, что после капитального ремонта терминала и создания всех необходимых служб, на что потребуется 1,5 миллиарда рублей, аэропорт начнет полноценно функционировать весной 2016 года.

Спустя полгода, в феврале 2016-го, тот же Базыкин пообещал, что чартерные рейсы будут садиться на аэродром «Бельбека» уже через 4-6 месяцев. Однако в июне 2016 года заместитель директора департамента городского хозяйства Севастополя Андрей Чибисов сообщил, что процедура по выбору инвестора для гражданского аэропорта еще не закончена, а его запуск ожидается к 2017-2018 годам.

Наконец, новый врио губернатора Дмитрий Овсянников в минувшем месяце немного снизил градус оптимистических обещаний. В своем интервью агентству ТАСС он сообщил, что севастопольцам и городским властям еще предстоит доказать целесообразность создания на «Бельбеке» гражданского аэропорта, добавив, что поищет для этого новые аргументы.

Время пошло

Почему же изменилась риторика севастопольского начальства от бравурных обещаний до нерешительных сомнений? Дело в том, что сумма 1,7 миллиарда рублей, запланированная в рамках ФЦП, недостаточна для строительства в Севастополе современного аэропорта. По информации источника знакомого с ситуацией на «Бельбеке», в начале нулевых годов общий объем инвестиций, необходимых для создания полноценной инфраструктуры, оценивался в 600 миллионов американских долларов. Нетрудно заметить, что сумма, которую в 2014 году предполагалось выделить из российского бюджета, составляет менее 5% от требуемой. Остальные расходы планируется покрыть за счет коммерческих структур. Но, судя по всему, желающих за два с половиной года так и не нашлось.

Уже опыт предыдущих владельцев аэропорта показал, насколько сложное это дело. Географически «Бельбек» расположен в «медвежьем углу» Крыма и в этом сильно проигрывает Симферопольскому аэропорту, который находится всего в 60 километрах в самом центре полуострова. Даже с Севастополем военный аэродром, который до начала 90-х годов никому не приходило в голову использовать для гражданских нужд, не связан транспортной инфраструктурой.

Нет инфраструктуры и в самом аэропорту. Всю ее придется создавать с нуля, на что и потребуются колоссальные затраты. При этом настоящими хозяевами аэродрома будут оставаться военные. Правда, в России есть успешный опыт функционирования аэропортов совместного базирования, однако не стоит забывать, что на «Бельбеке» всего одна взлетно-посадочная полоса. Это означает, что она в любой момент может быть временно закрыта для гражданских рейсов, а российские военные используют аэродром намного более интенсивно, чем размещавшаяся здесь до 2014 года украинская бригада тактической авиации.


Гораздо проще вложить средства в расширение Симферопольского аэропорта, оставив «Бельбек» лишь для «литерных» бортов


И, наконец, самое главное – это текущий статус Крыма. В концепциях развития, созданных в девяностых-нулевых годах, «Бельбек» рассматривался как международный аэропорт, который будет принимать грузовые, чартерные и транзитные рейсы из Сирии, Турции, Кипра. Однако сегодня, в связи с запретом ИКАО на полеты в Крым, об этом можно забыть. Кроме того, любой частный инвестор, приобретающий контрольный пакет акций на «Бельбеке», столкнется с рисками санкций и международных исков. Поэтому легко понять, почему двухлетние попытки севастопольских властей привлечь к проекту коммерческие структуры закончились безрезультатно.

В связи с этим, в Москве склоняются к выводу, что гораздо проще вложить средства в расширение Симферопольского аэропорта, оставив «Бельбек» лишь для «литерных» бортов. Недавно стало известно, что Дмитрий Овсянников получил последний срок для поиска инвестора – 1 ноября. Если к указанному времени заинтересованные лица не будут найдены, то на идее гражданского аэропорта «Бельбек» можно будет поставить жирный крест. И, скорее всего, он войдет в длинный список невыполненных обещаний, которые щедро раздавались севастопольцам в 2014 году.

Захар Самсоновсевастопольский обозреватель

Крым.Реалии