Важные новости
Молчание крымчан
17.06.2016 / Категория: Общество / Тема: Аналитика
Политическая карикатура Евгении Олейник
С момента аннексии Крыма прошло уже два года, и за эти два года многие жители полуострова, которые поддерживали Россию в самом начале, уже изменили свое мнение. Но и хотеть быть с Россией не перестали. Я попыталась разобраться в причинах этого феномена.
Буквально в последние два месяца мне удалось пообщаться с некоторыми «ватными» крымчанами, с которыми у меня еще, на удивление, не испортились отношения, и из этого общения удалось составить для себя более-менее внятную картину. Я поняла, что, как бы плохо им ни было в России, они будут продолжать об этом молчать. По крайней мере, на широкую публику. А многие даже и себе не признаются. Хотя большинство все-таки уже поняли, что влипли.
Идея важнее экономики
Основная проблема, которая сейчас не дает крымчанам покоя, – это тотальный недостаток денег: зарплаты и пенсии низкие, а цены высокие. То есть, по сути, их тревожат только банальные проблемы желудка. Собственно, желудочными мотивами многие и руководствовались, поддерживая Россию в 2014 году. Неудивительно, что теперь эти же проблемы отвращают их от новой реальности. По крайней мере, именно на нехватку средств крымчане жалуются в первую очередь. Но когда намекаешь им, что, видимо, их стремление попасть в российскую действительность было ошибочным, они это отрицают.
Хоть экономики в России нет и я против такой экономической вакханалии, но я все равно за российскую идею
– Хоть экономики в России нет (все в упадке, олигархи грабят народ, а у самих все в западных банках) и я против такой экономической вакханалии, но я все равно за российскую идею, – пишет мне в соцсети близкая знакомая, из старшего поколения, которое вышло на пенсию уже после 2014 года.
Под российской идеей такие люди подразумевают православие, веру в царя-батюшку, имперское наследие и некий неуловимый русский дух, которым пропитано их государство и которым даже не пахнет в Европе. Объяснить это нам логически сложно, также, как нам объяснить им, что современное цивилизованное государство, в первую очередь, должно строиться на экономике, а уже потом на идеологии. Причем, если будет хорошая экономика, может стать понятно, что идеология и вовсе не нужна. Они этого просто не понимают. Или соглашаются, а потом снова начинают заводить шарманку о русской идее.
Религиозные мотивы
Те крымчане, которым успела промыть мозг православная церковь Московского патриархата, свято верят еще и в то, что Россия – это мировой оплот духовности и все, что за ее пределами, – это геенна огненная.
Ты же знаешь, за что ненавидят Россию – оплот православия. Все идет на оборону, потому и нищета кругом. Мы живем в падшем мире: весь мир лежит во зле... Но Господь не оставит Россию и за ней будущее!
– Ты же знаешь, за что ненавидят Россию – оплот православия, – обращается ко мне адепт церкви, ныне с трудом здравствующий на 8000 рублей крымской пенсии. – Все идет на оборону, потому и нищета кругом. Мы живем в падшем мире: весь мир лежит во зле... Но Господь не оставит Россию и за ней будущее!
Как спорить с недоказуемыми тезисами о будущем и о том, что вообще не поддается логическому толкованию? Ну а если к этой информации добавить еще и знания о том, что втолковывают своим подопечным духовники Московского патриархата («скоро наступит тот момент, когда татары всех нас перережут, они здесь готовят резню», «любая власть – это власть от Бога», «Росси приходится сложно, но это нормально, потому что Господь кого любит, того наказывает, чтобы даровать потом рай» – это реальные слова знакомых мне служителей крымской епархии православной церкви), то становится понятно, почему их несчастная паства боится всего вокруг. Религия в данном случае, как это часто бывает, держится на страхе.
Ложь об Украине
Еще один столп любви части крымчан к России – это страх перед Украиной, а точнее, перед ее националистами. Мы, украинские патриоты, всегда смеемся над рассказами о том, что «Правый сектор» едет в Крым, чтобы поубивать всех русскоговорящих, что Фарион станет президентом и запретит русский язык в каждом доме, и тому подобной ересью, но не понимаем при этом, что есть люди, которые относятся к таким страшилкам более чем серьезно. И пока они в эти страшилки верят, путинская власть в Крыму будет чувствовать себя отлично.
Нежелание жить в цивилизованном обществе
Недавно я поняла одну вещь и хочу, чтобы читатели ее тоже уяснили. Осознание этого поможет понять многие окружающие явления и избавит от необходимости пытаться впустую что-то кому-то доказывать. Звучит эта мысль так: многие люди не хотят жить лучше и становиться лучше, потому что их устраивает тот низкий уровень, на котором они находятся. Странно, да? Наверняка, те, кто читают этот сайт, относятся к противоположной касте людей, которым никогда не бывает достаточно хорошо и поэтому они все время пытаются что-то улучшать. Так вот, просто примите как данность, что есть другие люди с совершенно противоположными установками. К сожалению, среди крымчан таких очень много.
Я был в Европе, мне там понравилось. Но долго там находиться я не могу: мне там не хватает, что ли, есенинщины – там все слишком цивилизованно, не разгуляешься
– Я был в Европе, мне там понравилось. Но долго там находиться я не могу: мне там не хватает, что ли, есенинщины – там все слишком цивилизованно, чинно, во всем порядок, не разгуляешься. То ли дело у нас – душе есть, где развернуться. Например, напиться и начать чудить на все село. Это же так здорово, – рассказывает мой знакомый из России, который, по его словам, очень не любит свое государство, но очень любит свою страну за ее разгильдяйство.
Мне такие порывы чужды, но я прекрасно понимаю, о чем он ведет речь. О нежелании ограничивать себя рамками и эволюционировать.
Неверие в себя
Все перечисленные выше моменты, которые мешают крымчанам понять, что их интеграция в российское пространство – это ошибка, могли бы и не присутствовать. Но вливаться в европейское цивилизованное сообщество они бы все равно не рискнули, даже при всем желании. И это из-за банального неверия в себя.
Если предыдущий пункт относится лишь к тем, кто представляет собой уж совсем низкие классы (рабочие, клерки и т.п.) или же слишком творческих людей, то неверие в собственные силы присуще тем, кто и хотел бы жить в цивилизации, да боится. И, к сожалению, это очень большая часть крымской молодежи, которая, казалось бы, является будущим своего государства.
Во время аннексии с полуострова в Киев и в страны Европы уехало много именно молодых людей, до 40 лет. Многие из них отправлялись в никуда, так как на момент отъезда еще не нашли работу и жилье на новом месте. Но это не напугало их настолько, чтобы остановиться и стать болотной тиной в Крыму, которая делает вид, что ее все устраивает. Другие же, которые впоследствии этой тиной стали, побоялись бросать насиженное местечко и уезжать туда, где их никто не знает и не ждет. Именно из-за неверия в себя.
По моим наблюдениям, есть еще одна прослойка крымчан, которые по этой же причине изначально никуда уезжать в связи с аннексией не хотели, приветствуя Россию. Они не против жить в цивилизованном обществе, но понимают, что такая интеграция будет очень болезненной, а потому предпочли оставить все как есть.
Ты же понимаешь, что евроинтеграция – это переделка всего, промышленности, финансовой системы, плюс образование наше там никому не нужно, наши методы работы, выжить будет нереально
– Ты же понимаешь, что евроинтеграция – это переделка всего, промышленности, финансовой системы, плюс образование наше там никому не нужно, наши методы работы, выжить будет нереально, – жалуется мне один «ватный» знакомый, объясняя, почему он выбрал Россию.
Таким людям невдомек, что болезненные перестройки в обществе – это эволюция, которая требует жертв, но лишь временных, и выживут не только сильнейшие, а и те, кто просто даст возможность произойти нужным изменениям.
Теперь же крымчане переживают болезненную интеграцию в российскую действительность, которая, однако, ничего позитивного в конце не сулит, так как плохо живет вся Россия, за исключением нескольких городов. Живет она плохо уже давно и менять, судя по всему, ничего не собирается. Крымчане столкнулись с этой проблемой и прочувствовали ее очень хорошо на контрасте с жизнью при Украине, но жаловаться уже поздно: тем, кто не умеет эволюционировать, сложно признаться в собственных ошибках, ведь признание ошибок – это часть эволюции, которой их организмы не обучены.
Настя Дрозд, блогер, крымчанка
Крым.Реалии