Важные новости
Большую часть своих доходов россияне тратят на еду
19.04.2016 / Категория: Экономика / Тема: Аналитика
Рост уровня бедности вынудил россиян отказаться от товаров не первой необходимости: они стали тратить более 50% доходов на продукты питания. Последний раз такой баланс был в прошлый кризис 2008-2009 годов. Перспектив улучшения ситуации в ближайшее время эксперты не видят, передаёт «Коммерсантъ».
В феврале 2016 года пищевые продукты с учетом алкоголя и табачных изделий впервые за восемь лет заняли большую часть – 50,1% – в обороте розничной торговли России. Об этом говорится в ежемесячном мониторинге социально-экономического положения и самочувствия населения Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС при президенте РФ.
Предыдущий рекорд был зафиксирован в мае 2009 года, когда доля продуктов достигла 49,6% розничного товарооборота. Для сравнения: в 2015 году продовольствие занимало 48,6% от оборота, а в 2014 – 47%.
- Сейчас наметилась тенденция роста доли расходов населения на продукты питания, вполне логично отражая факты снижения реальных доходов и роста бедности, – известно, что чем беднее домашнее хозяйство, тем большую часть бюджета оно тратит на продукты питания, - поясняют авторы мониторинга.
На продовольственных товарах также можно экономить, но совсем не покупать их нельзя, рассуждает старший научный сотрудник РАНХиГС Александра Бурдяк.
- Известно, что бедные домашние хозяйства 50% своего денежного дохода, а иногда и больше тратят на еду, - отмечает она.
В институте подсчитали, что в феврале 2016 года реальные доходы россиян в сравнении с аналогичным периодом прошлого года снизились на 6,9%, а реальная зарплата – на 2,6%. Уровень бедности по итогам 2015 года вырос на 2,2 процентного пункта, до 13,4%. Снижение уровня жизни отмечает 50% населения, следует из мониторинга РАНХиГС. Ответом на негативные явления в экономике стало сокращение потребительской активности — в режим экономии вошли не только малообеспеченные, но и средние слои.
Так, доля бедных россиян, которые стали экономить на товарах и услугах, в марте 2016 года выросла на 0,6 пункта – до 89%, а доля представителей среднего класса увеличилась на 3,9 пункт – до 79,3%. От покупки привычных продуктов готовы отказаться 55,8% опрошенных РАНХиГС россиян.
В тему: В Севастополе прожиточный минимум составляет 9,2 тыс. рублей
Правительство Севастополя установило прожиточный минимум по итогам четвертого квартал 2015 года в размере 9,24 тыс. рублей в расчете на душу населения. Это на 400 рублей больше, чем по итогам третьего квартала 2015 года.
Старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева говорит, что расходы на непродовольственные товары связаны с покупательской уверенностью, которой сейчас у россиян не хватает.
- Помимо расходов на продукты, есть ежемесячные платежи по потребительским кредитам, ипотеке и прочие обязательные траты. В таких условиях большинство россиян либо откладывают покупку автомобилей, дорогой электроники, мебели и т. д., либо вовсе отказываются от нее, - поясняет она.
В первом квартале 2016 года, по данным РАНХиГС, цены на продукты выросли меньше всего – на 6,9%. Драйвером роста цен стали непродовольственные товары, подорожавшие на 9,7%, и услуги – на 8,5%. Но год назад ситуация была обратной: тогда цены на продукты в тот же период выросли сразу на 22,4%.
При базовом сценарии развития экономики расходы на непродовольственные товары могут начать расти в третьем-четвертом квартале 2016 года, рассуждает госпожа Колупаева. В РАНХиГС указывают, что в оценке изменений экономической ситуации преобладает пессимизм: «Горизонт выхода из кризиса отодвигается».
По словам одного из авторов доклада Марии Ивановой, в течение года продукты могут увеличить долю в объеме расходов россиян:
- Причины останутся прежними: продолжающееся сокращение реальных доходов населения и в связи с этим – первоочередное потребление товаров первой необходимости.
Александра Бурдяк добавляет, что, по опросам, число ожидающих ухудшения ситуации в стране в ближайшие один-два года уже превысило 40%, 30-35% респондентов опасаются либо сокращения зарплаты, либо потери работы.
В Sberbank CIB в начале апреля подсчитали, что индекс потребительской уверенности россиян в первом квартале 2016 года вырос на 2 процентных пункта – до -22%.
- Хотя мы по-прежнему наблюдаем высокую чувствительность к уровням цен и сильную тенденцию к переходу на более дешевые товары, - отмечали аналитики Sberbank CIB. Так, до 76% увеличилась доля респондентов, чувствительных к уровню цен. До этого четыре квартала подряд она оставалась на уровне 75%. Доля тех, кто перешел на более дешевые товары, достигла 70%.
Похожие новости
- 17.11.2015 • Оборот розничной торговли и общественного питания в г. Севастополе
- 23.09.2015 • Оборот розничной торговли и общественного питания в г. Севастополе
- 19.08.2015 • Оборот розничной торговли и общественного питания в г. Севастополе
- 27.05.2015 • Оборот розничной торговли и общественного питания в г. Севастополе