Важные новости
Сегодня в бизнесе легче перечислить что разрешено, чем то, что запрещено, – крымский предприниматель
22.12.2015 / Категория: Экономика
В ходе бизнес-форума «Деловой Крым» председатель «госсовета» Крыма Владимир Константинов заявил, что крымскому бизнесу необходимо возвратиться в 90-е годы, что «позволит добиться в Крыму колоссального роста экономики». «Тогда это была такая высвободившаяся энергия в обществе, которая сделала колоссальный рывок, и сейчас нужно сделать такой же», – говорил Константинов.
Он поделился собственным опытом: «Я вспоминаю очень хорошо 90-е годы, в которых я вырос и сформировался как предприниматель, и помню, какое было тогда дыхание свободы, и как легко тогда работалось, – отметил крымский спикер. – Были свои нюансы, были свои сложности, но тот период, его принцип: что не запрещено, все разрешено. Было много неурегулированного в тот период, очень много позволялось делать, и работать в бизнесе было крайне легко». По мнению Константинова, именно тот период создал «колоссальный объем экономики, практически разрушенной во время развала Советского Союза и целый класс людей, которые до сих пор фактически управляют экономикой постсоветских республик».
Можно сказать, что этими пафосными словами Владимир Константинов перечеркнул все прежние многочисленные утверждения о пагубности украинского периода в развитии Крыма, и позавидовал тем годам, которые по его же мнению, были плохими. Потому, что аннексия принесла крымчанам условия значительно хуже. Сегодня, по общему признанию крымских бизнесменов, власти установили на полуострове принцип – запрещено буквально все, кроме узенькой щелки ограниченных разрешенных возможностей.
«Сейчас бюджет в Крыму наполняется не налогами, а значительной частью штрафами, – рассказал крымский бизнесмен, просивший не называть его. – Поэтому проверяющие идут на все хитрости, чтобы оштрафовать бизнесмена. И чем больше ограничений – тем больше шансов получить штраф. Например, мне рассказывал мой друг, у него на рынке бутик по продаже всякой мелочи, в том числе аквариумных рыбок. Был понедельник, выходной день, но он пришел на работу. Возле двери его встретили проверяющие. Они стали разговаривать «по-доброму». Рассказали, что сейчас все проверки бизнеса запрещены, но они не с проверкой, а просто так, посмотреть. Он открыл и впустил их. Они начали спрашивать, есть и у него разрешения на все товары. Он им честно все рассказывал. Они увидели рыбок, спрашивают, а разрешение на рыбок есть? Он не знал, что и на рыбок нужно разрешение отдельно, говорит, что при Украине на них никакого разрешения не нужно было. Они еще поговорили, и уходя, попросили его завтра прийти по такому-то адресу, якобы на консультацию. Он пришел. И тут ему на стол без разговора – акт проверки, постановление о наложении штрафа в 3 тысячи рублей, якобы за административное нарушение, либо угроза закрыть бизнес вообще. Он говорит: так проверки же запрещены? Да, запрещены, но их можно проводить, если на вас поступила жалоба, а на вас как раз вчера вот пришла жалоба, правда анонимная, но это сути дела не меняет. Он понял, что жалобу написали сами же проверяющие немного измененным почерком».
«Сегодня в бизнесе легче перечислить что разрешено, чем то, что запрещено, – рассказал другой предприниматель. – Запрещено фактически все: нельзя выставлять стопперы и объявления на улицу возле магазина, вывеска на магазине должна быть написана исключительно буквами не больше установленного размера, весь финансовый оборот частных предпринимателей трактуется как их зарплата и облагается требованиями делать взносы на благоустройство, давать взятки. Например, проверяющие часто делают так: приходят, разговаривают по-дружески, потом говорят – вот вам бланк акта, заполните сами, что хотите то и пишите, но, чтобы там было 3 тысячи штрафа по акту, 1,5 тысячи отдаете нам сверх акта, иначе если мы сами начнем проверять, то цифры будут в 10 раз большими. Что остается делать?»
На пресс-конференции в парке львов «Тайган» известный предприниматель Олег Зубков рассказывал: «Многие туристы, приехавшие из России, восхищаются зоопарком, говорят: ну как это такое можно было построить, ну как это можно создать в нашей России?! Я отвечаю – в России никак! Ну, никак! Вот честно говорю – никак! Все это можно было построить вот тогда, когда это создавалось. А сегодня не успеешь лопату в землю воткнуть – двадцать проверяющих прибегают, и не просто рубль пятьдесят штрафа, а в России штрафы начинаются от 100 тысяч и заканчиваются миллионами. (…) Поэтому я, наверное, не построю остальные парки, потому, что не по той статье, так по другой статье, все равно посадят, было бы желание»
И дальше: «Сегодня я заполняю такие бумаги, которые, понимаете, против всего моего внутреннего существа. Да, я инвестор, я инвестирую свои деньги. Но я должен составить бизнес-план и инвестсоглашение таким образом, что я наперед должен подсчитать, сколько приедет в «Колизей» людей, почем там будут билеты, сколько я буду платить налогов, сколько рабочих мест создам, и прочее-прочее-прочее. Я бы это понял, если бы я брал у государства деньги, за них надо отвечать. Человек вкладывает свои деньги! Как он будет строить этот зоопарк «Солнышко» в Евпатории – это его дело. Это успешный человек, который уже построил два зоопарка, которые прекрасно работают и действуют. Так мало того, что я должен написать эти планы, но, если я отступлю потом, – каждый месяц я должен давать отчет! – хоть на йоту в чем-то, против меня будут применяться санкции российского законодательства. А санкции – от 3 до 7 лет лишения свободы, ну или штрафы от 500 тысяч до миллиона, у нас в России по-другому не мыслят. У нас 5 тысяч и даже 50 тысяч почему-то в Российской Федерации не деньги. Не снес борд – 500 тысяч, молдаванина не зарегистрировал в своей квартире – 500 тысяч, зарегистрировал – уголовное дело от 3 до 7 лет, потому, что он не ночевал там, а ночевал где-то на пляже или еще где».
Все это говорит о том, что в Крыму установлен максимально усложненный климат для работы предпринимателей, поэтому свобода 90-х даже самому Константинову кажется раем. Он сам же говорил, что в Крыму такая обстановка, что комиссии проверяющих встречаются у предпринимателя в дверях – одна уходит, а другая заходит. В такой обстановке работать невозможно. Тем не менее, Константинов пытается вину за это возложить на других. В Москве на заседании круглого стола «Крым и вызовы для России. Развитие в условиях санкций» он пытается перевести стрелки опять на Украину, мол, вина за все на тех, кто наложил санкции на Крым и кто его блокирует.
И самое главное: тотальные проверки и штрафы – это не крымское изобретение, такова общая обстановка во всей России. «Сенатор» Ольга Ковитиди, например, по итогам заседания комитета в Совете Федерации заявила, что Крым занимает второе место в России по числу проводимых проверок. «За полтора года нахождения Крыма в составе Российской Федерации, по количеству осуществленных контрольно-надзорных действий (проверок, запросов), занимает второе место в России. Только за восемь месяцев 2015 года в отношении органов исполнительной власти и муниципальных образований Крыма было осуществлено 16185 контрольно-надзорных действий. Основное количество составили прокурорские проверки. На их долю пришлось около 90% всех проверок. На долю ГУ МВД около 6%, а ФСБ около 4%», – сказала Ольга Ковитиди. По ее мнению, «совершенно очевидно, что деятельность контрольно-надзорных органов в России требует пристального внимания законодателей и правоприменителей, поскольку количество проверок и их планирование не только не способствует качеству проверочных действий, но в ряде случаев, дестабилизирует работу тех, кого проверяют», – отметила Ольга Ковитиди.
21 декабря глава администрации Феодосии Дмитрий Щепетков и его заместитель Макар Макаров задержаны за вымогательство взятки в сумме 300 тысяч долларов у местного предпринимателя за продление договора аренды земли. Пресс-служба Следственного комитета России сообщает, что «посредники по поручению Щепеткова и Макарова получили 150 тысяч долларов для передачи чиновникам». Главное следственное управление Следственного комитета России по Республике Крым возбудило уголовное дело против Щепеткова и Макарова по ч. 6 ст. 290 УК России (получение взятки в особо крупном размере) и ч. 4 ст.291.1 УК России (посредничество во взяточничестве в особо крупном размере).
Сообщение удивило крымчан не тем, что чиновники вымогали, по сути, запредельную сумму взятки, а тем, что их взяли. Между собой предприниматели, осведомленные в особенностях крымского бизнес-климата, говорят, что именно так ведут себя все мэры и главы администраций в Крыму, и без взятки, штрафа, раздела бизнеса, или «добровольного» взноса на «общественные потребности» ни один вопрос решить нельзя. Щепеткова и Макарова взяли не потому, что они вымогали взятку, а потому, что они чем-то не угодили начальству и их просто сдали. Тем более, что задержали их не во время получения взятки ими самими, а после получения половины суммы неким посредником. Поэтому возможен риск того, что это просто спецоперация, когда «посредник» и «предприниматель» просто оговорили их, иначе логика подсказывает, что надо было задерживать их непосредственно во время получения денег самими ими, а не третьими лицами.
Так или иначе, но сейчас даже Константинову стало понятно, что количество и жестокость проверок, взяточничество и сложнейшие условия для ведения бизнеса уже создали ситуацию, в которой не только развитие предпринимательства, но даже ведение нулевого бизнеса практически невозможно.
Артур Воронин, экономический обозреватель
Крым.Реалии
Похожие новости
- 11.10.2015 • Константинов обещает экономический бум в Крыму через три года
- 25.05.2015 • Власти Крыма признали, что местный бизнес не выдерживает российской реальности
- 24.09.2014 • Константинов заявил, что «переходный период» продлится в Крыму не менее трёх лет
- 08.07.2014 • Переходный период в Крыму продлится не менее 3-4 лет