Важные новости

Тучи над Босфором

06.12.2015  /  Категория: Политика  /  Тема: Аналитика

Разведывательный корабль Черноморского флота России "SSV-201 Приазовье" в водах Босфорского пролива на пути в Средиземное море. Февраль 2015 года

Разведывательный корабль Черноморского флота России "SSV-201 Приазовье" в водах Босфорского пролива на пути в Средиземное море. Февраль 2015 года

В последние дни противоречивая информация поступает из зоны черноморских проливов. Появлялись данные о том, что российские торговые суда и военные корабли задерживаются турецкими властями при прохождении через Босфор и Дарданеллы, затем эта информация опровергалась. Российские средства массовой информации со ссылкой на западные источники сообщали о решении президента Турции Реджепа Эрдогана закрыть проливы для российских судов – на том основании, что Турция якобы "находится под военной угрозой со стороны Кремля". 

Следов этих заявлений в турецкой и западной прессе обнаружить не удалось: Анкара в последние дни скорее проявляет сдержанность в реакциях на боевитые заявления России. А вот русские моряки "проказничают": ​большой десантный корабль Черноморского флота "Саратов", в минувшие среду проходивший через Босфор и Дарданеллы с грузом товаров для военной базы в Сирии, не поднял "гостевой" турецкий флаг, что является традиционным знаком уважения у моряков. Это вызвало волну патриотических комментариев в русскоязычной сети: одержана еще одна "крупная морская победа".  

Черное море соединено со Средиземным системой двух проливов. Босфор – протяженность около 30 километров, ширина от 700 до 3700 метров, глубина фарватера от 36 до 124 метров, – позволяет проникнуть из Черного моря в Мраморное. Дарданеллы соединяют Мраморное море с Эгейским, это еще 61 километр морского пути. Вокруг и по поводу проливов испокон веков, со времен Троянской войны, воевали. Не одно столетие контроль над Босфором и Дарданеллами оставался заветной мечтой внешней политики Российской империи. В 1930-е годы, когда несколько утряслись последствия распада по итогам Первой мировой войны Османской империи, сложилась система международных документов, регулирующих правила навигации у стока Черного и Средиземного морей. Собеседник Радио Свобода – морской юрист Кирилл Маслов, управляющий партнер петербургского адвокатского бюро "Инмарин".

​– Ключевой принцип использования проливов – принцип права свободы проходов и мореплавания в проливах. Несмотря на то, что проливы из Черного в Средиземное море принадлежат Турции - это ее суверенная территория - любое государство имеет право свободного, мирного транзитного прохода. Это право гарантируется, в частности, подписанной в 1936 году в швейцарском городе Монтрё международной конвенцией о режиме проливов.

– Как Турция регулирует движение судов?

– Существуют схемы разделения движения судов в проливах, которые в первую очередь нацелены на обеспечение безопасности мореплавания, на предотвращение загрязнений окружающей среды. Все суда в проливах обязаны идти по своей морской полосе. Полосы движения разделены латеральными буями, за нарушениями следит служба управления движением судов. Не допускается проход судов, которые могут создать риск экологического загрязнения, имеют санитарные нарушения, могут сбросить в воды загрязняющие вещества.

– Верно я понимаю, что любое судно любой страны, которое держит курс в Черное море или из него, обязано заранее сообщать турецким навигационным или береговым службам о своем прибытии? Или они прибывают к проливам и становятся в общую очередь?

– Для военных кораблей предусмотрена обязательная процедура предварительного уведомления, за 8–15 дней до подхода к Стамбулу. В отношении торгового флота предусматривается просто необходимость получить разрешение на проход через проливы по факту прибытия и прохождение так называемой санитарной станции. Если на борту опасный груз или если речь идет об особо крупнотоннажных судах, обязательно нанимать лоцмана. 

– Турция досматривает суда или нет?

– Конвенции предусматривают обязательный санитарный осмотр.

– Как это выглядит на практике? Вот представим себе, что мы с вами - капитан и помощник капитана торгового судна. Прибываем к Дарданеллам – отправляем своего посыльного или заранее высылаем документы, в которых написано, что у нас за судно, с каким грузом оно следует, подтверждаем готовность пройти санитарную проверку. К нам подъезжает катер с турками, они смотрят, все ли с санитарной точки зрения хорошо, и отправляют нас восвояси. Так?

– Да, примерно так.

– Есть какое-то более-менее обязательное время, предусмотренное на проход проливов? 

– Если мы говорим о международном правовом регулировании, то, к сожалению, конвенция о режиме проливов в основном оперирует прилагательными, а не числительными. Говорится о "максимально возможно быстром времени прохода". Какой-то конкретики в международном правовом регулировании данной ситуации не предусматривается.

– Это означает, что у Турции имеются неформальные возможности, чтобы придержать то или другое судно?

– Именно так. Если мы обращаемся к Конвенции ООН по морскому праву, то для Турции в данном случае предусматривается возможность принятия в одностороннем порядке нормативных актов, которые направлены на обеспечение безопасности мореплавания и предотвращение загрязнения окружающей среды, но могут сказаться и на времени прохода проливов. Это вопрос оценки: насколько ущемляют такие акты право свободного транзитного прохода, права мореплавания. На одной чаше весов здесь – быстрый свободный проход через проливы, на другой – безопасность мореплавания и защита окружающей среды.

– Пропускающая сторона говорит нам с вами: "У вас грязное судно, не соответствующее санитарным нормам". Это мнение является истиной в последней инстанции, никто на месте оспорить его не может?

– Есть общий судебный механизм. В разбирательство может быть вовлечен и специальный трибунал по морскому праву, и органы морского арбитража. Но, конечно, когда мы говорим о разрешении спора на месте, то решение принимается турецкими властями. Обжаловать его можно только в судебном порядке, особенно если речь идет о проходе судна под флагом иностранного государства.

– Турция взимает какие-то налоги за проход через проливы?

– Да, предусматриваются сборы, поскольку проход судов через проливы связан с воздействием на окружающую среду. 

Ситуация в черноморских проливах по состоянию на 17 часов 3 декабря. Скриншот Marine traffic

Ситуация в черноморских проливах по состоянию на 17 часов 3 декабря. Скриншот Marine traffic

– Черноморские проливы – это хорошо отрегулированная глава в международном морском праве или все же проблемная зона?

– Конвенция в Монтрё подписана давно, использование проливов отрегулировано также общей Конвенцией ООН по морскому праву. В целом режим проливов понятен до мельчайших деталей. Но, как мы знаем, в жизни могут складываться ситуации, не предусмотренные международными соглашениями, нормативными актами. Не всегда даже детально действующее юридическое регулирование способно учесть возникающие спорные ситуации.

– Турция имеет право (или фактическую возможность) закрыть проливы?

– Такая возможность существует, она обусловлена в том числе и юридически. Во-первых, по отношению к торговым судам, если они идут под флагом государства, с которым Турция находится в состоянии войны, или если эти суда оказывают содействие той стране, с которой Турция находится в состоянии войны. Проход военных кораблей воюющей державы может быть запрещен Турцией по своему усмотрению. 

– А в нынешней ситуации кризиса отношений между Москвой и Анкарой просматривается юридическая возможность, по которой Турция, например, ограничит или вовсе запретит проход через проливы российским судам и кораблям? Вот Россия отказывается импортировать турецкие помидоры, скажем, и никто не может запретить ей это делать. Турки в качестве ответной меры могут с проливами "поиграть"? Или, согласно международному пакету документов, сделать это никак невозможно?

Турция обязана гарантировать судам под российским флагом свободный проход и свободу мореплавания в проливах

– На данный момент – нет. Любые попытки спекуляции на сей счет будут являться нарушением международных соглашений. Я видел на этой неделе информацию о том, что есть некая задержка в проходе российских судов. Если такая задержка действительно имела место, то она может быть оправданной, связанной, скажем, с интенсивностью морского движения в проливах. Или, как мы с вами выяснили, она может быть связана с попытками Турции играть на безопасности мореплавания, на схемах разделения движения судов и прочих подобных факторах. Но запрет на проход через проливы строго по формальным основаниям невозможен. Турция обязана гарантировать судам под российским флагом свободный проход и свободу мореплавания в проливах.

– Вашему юридическому бюро приходилось сталкиваться со спорными случаями, связанными с режимом прохода черноморских проливов?

– В проливах и на подходах к ним часто возникают хозяйственные споры, и мы с ними сталкивались. Но споры государств с политической подоплекой – это редкость. А торговых споров достаточно много, они связаны, как правило, с задержками или инцидентами при проходе через проливы. Задержка торгового судна с коммерческим грузом может быть связана с особенностями его погрузки, разгрузки, с ситуацией на выходе или входе в порт – все эти детали всегда имеют финансовое изменение. 

– В регулярном режиме сколько требуется времени, чтобы преодолеть проливы? За сутки судер успевает обернуться?

– Да, конечно, обычно проход занимает от 3–4 до примерно 15 часов. Очередь судну назначает служба управления движения судов. Если мы посмотрим сайт Marine Traffic, дающий информацию о нахождении судов и кораблей на всех трассах Мирового океана в режиме реального времени, то увидим вокруг Босфора достаточно большое скопление судов. Конечно, не все они разом проходят пролив, но это нормально, – рассказал в интервью Радио Свобода управляющий партнер петербургского адвокатского бюро "Инмарин" Кирилл Маслов. 

Движение через Босфор одностороннее (попеременно: то из Черного моря, то в обратном направлении) через Дарданеллы – двустороннее. Обычно суда встают на якорь на рейде Стамбула или в Черном море за 5–6 миль до входа в Босфор, под турецким берегом. Капитаны дальнего плавания делятся своим опытом в сети: якорная стоянка в Черном море неудобная, а если поднимется северный ветер – то и небезопасная.

Андрей Шарий, Радио Свобода


Похожие новости


Темы

Cтатьи

11:10 - 17.12.2023
Эксперты рассказали, сможет ли Черноморский флот РФ вернуть господство на море
09:10 - 11.12.2023
В Севастополе пытаются создать новый российский беспилотник
09:14 - 01.12.2023
Крымчане остаются без мобильной связи и спутниковой навигации: кто глушит эти сигналы на полуострове
09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину

Другие статьи