Важные новости
У Меняйло не получилось продавить бесконкурсное выделение земли для застройщиков
23.09.2015 / Категория: Экономика
Правительство Севастополя предложило критерии, на основании которых инвесторы могли бы получать городскую землю без конкурса. И всё бы хорошо, да только выяснилось, что слово "инвестор" управленцы и законодатели понимают по-разному.
Губернатор готов раздать без конкурса городскую землю в том числе и застройщикам ради отметки о выполнении некоторых госпрограмм, а заодно под соусом соцпрограмм легализовать некоторые объекты, возведенные до марта 2014 года. Законодатели не верят заверениям об "открытости и публичности" процессов, возражают против "договорного" регулирования и напоминают, как из детских кафе вырастают торговые центры, а из санаториев - апартаменты.
На первом пленарном заседании III сессии законодательного собрания города Севастополя обсуждался проект закона, внесенный губернатором города, - «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в государственной собственности города Севастополя в аренду без проведения торгов».
- Опыт, который у нас есть по работе правительства с земельными участками, к сожалению, резко отрицательный. Он в августе привел чуть ли не к социальным волнениям, поэтому доверия к правительству в этом плане лично у меня нет, - прокомментировал поступившее предложение спикер заксобрания Алексей Чалый.
По его мнению, "правительство не хочет напрячься, чтобы написать нормальный конкурсный документ", и пытается под лозунгом о социальности продавить закон, в котором «кони, люди, все смешались».
- Здесь и промышленность, и соцкультбыт, и жилье – все вместе, – перечислил Чалый.
Он заявил, что закон с коррупционной составляющей категорически нельзя принимать, в том числе и потому, что никаких норм он не устанавливает.
- Если вы попытаетесь поставить себя на место инвестора и подумать, что же с вами случится от начала и до конца, и в каких точках вмешается неконтролируемое правительство, то увидите, что таких точек будет много. Закон писать надо такой, чтобы там не оставалось свободы для коррупции, а здесь коррупционогенный фактор отмечен всеми инстанциями, - пояснил он.
Законопроектом не предусматривается и никакая ответственность инвестора за невыполнение обязательств. Мало кто понимает, что документ в предложенном виде опасен не только для главного городского ресурса - земли, но даже и для самих инвесторов, поскольку договоры чиновники намерены прописывать с "индивидуальным подходом".
Главным регулятором отношений с арендаторами земли правительство предложило считать договоры, подписанные губернатором, и пообещало максимальную открытость процесса. Зампред заксобрания Александр Кулагин на это сообщил, что в ответ на депутатский запрос с просьбой предоставить договор, заключенный правительством с МАНО "Ночные волки" на землю у горы Гасфорта получил отказ с мотивировкой, что депутаты не имеют полномочий требовать предоставления таких договоров.
Инициатор законопроекта губернатор Сергей Меняйло призвал депутатов проголосовать "важный нормативно-правовой документ" хотя бы в первом чтении, соглашаясь, что закон требует доработки.
Важность предоставления земельных участков без торгов для застройщиков он аргументировал так: «Если нам не нужно выполнять наши программы - тогда давайте закон вообще рассматривать не будем, и пусть все идут по аукциону. Но тогда за бюджетные средства мы не сможем строить жилье, а только покупать у застройщика по той нормативной цене, которую нам установили, плюс будем его нагружать социальной нагрузкой – детсадами, школами и т.д», – сказал он.
Меняйло заключил: «Так к нам ни один инвестор не зайдет, если мы его обяжем строить детсады и школы, или поставленные условия будут такие, от которых мы сами откажемся».
Его позицию поддержала депутат Татьяна Вусатенко, которая считает, что депутаты - "должны понять свою ответственность перед инвесторами".
Председатель постоянного комитета по социально-гуманитарным вопросам Заксобрания Татьяна Щербакова напомнила, что с 1 января 2016 года вступает в силу 224 ФЗ о государственно-частном партнерстве, который позволит исполнительной власти привлекать инвесторов на интересных для них условиях.
Она также отметила, что дополнительное строительство жилья предполагает соответствующую инфраструктуру – детсады, школы, поликлиники, парковки и так далее, которых и так не хватает городу. «Кто их будет строить?», – спросила она. Она считает, что таким образом старые городские проблемы будут только умножаться.
Весомым аргументом в прениях стало заключение юридического отдела и других инстанций, которые отмечали коррупциогенную составляющую предлагаемого законопроекта. Документ также был подробно рассмотрен на постоянном комитете по градостроительству и земельным вопросам и на комитете по экономике, и не был поддержан.
С доводами против принятия закона выступила и прокуратура Севастополя. Зампрокурора Владимир Агапов пояснил, что федеральным законом субъектам РФ действительно делегируются права устанавливать некоторые нормы, регулирующие вопросы, касающиеся объективных особенностей региона. К ним относятся и земельные отношения.
Но жилищное строительство - другое дело. «Вопросы жилищного строительства в РФ подробно и тщательно урегулированы. Аабсолютно непонятно, какие особенности в Севастополе есть по поводу жилищного строительства, потому что в городе это одна из самых развитых сфер», – пояснил он и добавил, что именно в этом прокуратурой усматривается коррупциогенный фактор.
Удивила парламентариев и норма передавать городу 15% жилых и нежилых помещений в возведенных на полученной без конкурса земле объектах. Дело в том, что распоряжением правительства РФ без конкурса выделяется земля в том случае, если 100% передается в госсобственность.
Предложенный законопроект в итоге был отклонен.
О законопроекте
По словам докладчика, начальника управления экономики Севастополя Элимдара Ахтемова, законопроект был разработан в соответствии со статьей 39.6 Земельного кодекса РФ. К объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения были отнесены объекты культуры, спорта, здравоохранения, образования, социальной защиты, коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения.
Одним из видов разрешенного к использованию земельного участка для инвестиционного проекта является обеспечение научной, производственной деятельности, транспортной, сельскохозяйственной деятельности.
Кроме того предусмотрена реализация проектов по строительству жилья. При условии строительства не менее 20 тысяч квадратных метров жилья или 10 тысяч кв. м эконом-класса инвестор обязывается передать в собственность города не менее 15% от общей площади жилых и нежилых помещений в каждом объекте строительства.
Законопроектом также предусматривались нормы, с помощью которых можно было бы незавершенные в городе объекты строительства достроить по договорам с физлицами, заключенным до 18 марта 2014 года.
Статья 3 предусматривала критерии по масштабным инвестиционным проектам, где объем капитальных вложений в рамках его реализации в первые два года со дня предоставления земельного участка должен составить от 40 до 100 миллионов рублей, повлечь увеличение рабочих мест, обеспечить наполнение бюджета города – начиная с третьего года - не менее 3 миллионов рублей.