Важные новости

Крым строительный: гонка цен и «замки» из песка

21.08.2015  /  Категория: Экономика  /  Тема: Аналитика

строительство дачи

Сначала об эмпирическом, то есть о собственном опыте строительства, в частности дачного. Он относительно небольшой, каких-то полтора десятка лет, однако позволяет сделать однозначный вывод: сегодня в Крыму явно не те времена, чтобы личное, коттеджно-дачное строительство, затевать вообще. По крайней мере, для тех, у кого среднестатистическая по российским меркам зарплата или пенсия и нет других источников доходов.

Поэтому, например, в дачном массиве Живописное близ Симферополя бывшего, «украинского», размаха и темпов строительных работ уже не видно. В течение нынешних полгода некоторые в лучшем случае смогли возвести только голые стены (на снимке), зато многие застройщики остановились на уровне фундамента. Причина тоже у всех на устах – дефицит и значительное подорожание основных строительных материалов, особенно песка.

Судите сами. Если в позапрошлом году за тонну самого ходового карьерного херсонского песка (желтого цвета), который годится буквально на все (бетонные, кладочные и штукатурные работы), нужно было выложить 100-120 гривен, то сегодня вы его просто не найдете. Не говоря уже о еще более ценном песке – речном днепровском. С недавних пор поставка любых сыпучих стройматериалов с материковой Украины прекращена полностью. Правда, херсонскому и запорожскому песку все же нашли хоть какую-то замену в Ростовской области. Но в этом случае крымчанину он сегодня обойдется без затрат на саму доставку в пределах полуострова в 2200-2500 рублей (примерно 800-900 гривен). А в розницу, скажем, за полный 35-килограммовый мешок ростовского песка на симферопольском рынке стройматериалов здешние реализаторы просят аж 90 рублей. Стоит сказать еще и о местном кирпиче: его цена достигает 20 рублей за штуку, тогда как в 2013 году это было 1,20-1,50 гривен.

Такой непомерной ценовой «накруткой» на одном из выездных заседаний крымского правительства еще в конце мая возмущался даже «глава республики» Сергей Аксенов. «У нас сегодня, – сказал он тогда, – строительная отрасль неконкурентоспособная по сравнению с материковой частью (России – КР) Из-за дороговизны поставляемых материалов. Цены на песок неслыханные. Спекулянты заняли эту нишу. Песок по 1,5-1,7 тысячи рублей (в конце мая – КР) за тонну продают, а на материке дороже 200 рублей нет. Издеваются над крымчанами». И дал «ценное» указание подчиненным: продажа стройматериалов должна осуществляться без посредников, цена на песок не должна превышать 700 рублей за тонну. Однако все получилось с точностью наоборот – цены вместе с девальвацией рубля продолжают лишь неуклонно расти. Хотя специально для доставки в Крым, в частности Севастополь, из России того же песка, а еще щебня, цемента, древесины и угля (они существенно выросли в цене) задействовали дополнительный транспорт – баржи.

Есть в Крыму, как известно, и свой песок, морской. Он почти вдвое дешевле ростовского, который якобы добывают на берегах Дона. Свой же продолжают вычерпывать из озера Донузлав. Несмотря на многолетние предостережения ученых-экологов и экспертов, которые напрямую связывают эту добычу с постепенным исчезновением евпаторийских пляжей. Точку в этом затяжном дискурсе поставил министр экологии Геннадий Нараев. «Сколько экспертов, столько и мнений, – заявил он на недавней пресс-конференции в Крыминформе.– Тем не менее, я пока не вижу оснований для запрета добычи песка на Донузлаве».

Впрочем, мнение Нараева пока не истина в последней инстанции. Последнее слово все же за российским Генштабом. Если, конечно же, в его планы входит обустройство акватории озера, его береговой инфраструктуры до уровня прежней, советской, крымской военно-морской базы. В полном комплекте – с кораблями-разведчиками, противолодочными самолетами, вертолетами и тому подобное. При таком раскладе с мнением какого-то регионального министра вряд ли кто-то в Москве будет считаться. К тому же, Донузлавский песок не панацея. Он, да и то желательно после тщательного просеивания, утверждают строители, пригодный только для отдельных, несложных, бетонных работ. А вот для штукатурно-отделочных совсем не годится, потому что раствор с ним быстро «садится», тяжелый, поэтому отваливается от поверхности – стены, потолка.

До недавнего времени на местные промбазы завозили также песок с Керченского полуострова, а если быть более точным – из карьера на территории бывшего военного аэродрома в Багерово (между прочим, неподалеку от ядерного могильника). Его добычу почти полтора года вело некое ООО «Лама», но под прикрытием – формально для размещения ветропарка мощностью 75 МВт. Подмену разоблачили местные власти, пожаловались в республиканскую прокуратуру. И несколько месяцев назад песчаный бизнес на аэродроме прикрыли. Как и чуть раньше в Ялтинской бухте.

В свое время министр строительства и архитектуры Крыма Сергей Кононов рассказывал, что сегодня в республике действует около 40 промышленных предприятий стройиндустрии. Однако их мощности не покрывают потребности местного рынка стройматериалов. «За 2014 год в Крыму добыли 110 тысяч тонн природного песка при необходимости на данный вид продукции в 500 тысяч кубов. Однако этот песок имеет ограничения при производстве стройматериалов, изделий и конструкций из-за присутствия соляных примесей. Поэтому потребности Республики Крым можно покрыть только за счет поставок из других регионов», – констатировал Кононов. По его словам, в прошлом году в Крыму было добыто также 2 млн тонн щебня при имеющейся потребности 3 млн. При этом щебень большинства крымских карьеров известнякового происхождения и имеет ряд ограничений в применении. Проинформировал Кононов (по состоянию на середину лета) и относительно ценовой политики: фасованный цемент стоит 4,5-5,5 тысяч рублей, щебень местный – 250-600 рублей (привозной в 5-10 раз дороже), металлопрокат – 31-40 тысяч рублей и пиломатериалы – 13000 рублей за тонну.

Многое знают о нынешней песчаной ситуации, как, собственно, и о народном спросе на стройматериалы вообще на упомянутом выше рынке. Попутно еще и дадут бесплатные практические советы. «Люди сегодня берут некачественный песок, в основном отсев щебня, – говорит Дилявер, который на своем самосвале развозит стройматериалы по всему Крыму.– Отсев грязный, но все равно его пускают и на кладку, и на фундамент, и на штукатурку. Бетон из такого песка долго не простоит».

 «Ростовский песок, – добавляет реализатор, а в прошлом строитель с многолетним стажем (долгое время работал каменщиком в Стройтрест в узбекском городе Чирчик) Шакир, – не хуже украинского. Но все зависит от того, что вы из него будете делать. На грубую штукатурку, скажем, по ракушечнику он подойдет. А вот на затирание – нет, нужно предварительно просеять. Ранее завозили нам багеровский желтый песок. Сначала он был нормальный, а потом пошел с глиной, потому что начали грести все подряд. На грубую штукатурку пойдет и отсев щебня, например, из Лозового (Симферопольского района – КР). Есть еще известняковый отсев – из Скалистого (Бахчисарайского район – КР) карьера. Это так называемая мулька – мелкие фракции известняка. Я его добавляю для эластичности раствора. Что касается спроса на стройматериалы, то он традиционно летом падает. Народ в это время занимается бизнесом на ЮБК. Однако сейчас там стройка замерла. Зато дачники материалы берут стабильно. Дачи вокруг Симферополя, скажем, в Каменке, Трудовом, Белом, сейчас стараются приобрести люди из степных районов. Ведь в степи что сейчас делать? Воды из канала нет – и нет жизни. Люди когда-то занимались овощеводством, а теперь там все это замерло. Вообще сейчас частное строительство не идет ни в какое сравнение с концом 90-х – началом 2000-х годов. Тогда был пик строительства в Крыму».

Своими соображениями относительно ситуации, которая сложилась на рынке стройматериалов поделился со мной и Илимдар – владелец магазина «Дачник» в Живописном (на снимке). «В прошлом году, – рассказывает молодой человек, – я торговал Донузлавским песком по 880 рублей за тонну, сейчас – по 1300 рублей. Раньше можно было завести одесский, николаевский, донецкий цемент. Сейчас же бывает новороссийский, турецкий. Но в основном люди берут бахчисарайский. На него цена тоже немного выросла – со 110 рублей до 140 рублей за 25-килограммовый мешок марки «400». Некоторые товары из Украины к нам приходят, но после растаможки они становятся дороже аналогичных российских примерно на 30%. Спрос на стройматериалы по сравнению с прошлым годом и не вырос, и не упал. Да, переходный период затруднителен. Думаю, что люди понемногу привыкают».

По мнению другого моего респондента, продавца входных и межкомнатных дверей Заремы (ее бутик в районе Центрального рынка Симферополя), прошлогодний всплеск торговли объясняется только одним – крымчане массово избавлялись от своих гривневых сбережений, вкладывая их в ремонт и строительство жилья. «У нас три поставщика, – говорит женщина, – Беларусь, Украина, Россия. Украинский дешевый ассортимент пользуется популярностью, более дорогой – российский. Украинский товар завозит одна московская фирма. Она еще до всех этих событий заключила соглашение с украинским, днепропетровским, производителем межкомнатных дверей и торгует ими по всей России. К нам они поступают с ее ближайшей базы, кажется, в Краснодаре. Что касается фурнитуры, то ее ранее получали из Харькова. Сейчас наши замочники переориентировались на Ростов, Краснодар. Сейчас мы все ждем мост через Керченский пролив. Потому что из-за штормов там мы нередко задерживаем выполнение заказа на 10 дней. Клиенты возмущаются, хотя понимают это вынужденные неудобства. Поэтому для хорошего бизнеса нужен мост. Нас попросили подождать до 2017 года. Надеемся, что так и будет».

Относительно капитального строительства, в частности многоэтажного жилого или необычных домов, то в этой области тоже не все так однозначно. Например, заметно кипит работа на площадке фирмы «Профессионал» в районе симферопольской улицы Фрунзе (на снимке). Там, на территории бывшего хлебозавода «профессионалы» должны построить восемь 11-этажных жилых корпусов. Зато у их соседей из группы компаний «Владоград», начавших на месте бывшего кинотеатра «Мир» еще в прошлом году строительство так называемого клубного дома «Триумф», наблюдается иная картина. По крайней мере, почти за все лето там выгнали только два этажа. Сдать же полностью готовый 19-этажный дом с «люксовыми» квартирами в эксплуатацию «Владоград» собирается в следующем году. Возможно, замедление это как-то связано с тем, что Аксенов обязал «владоградцев» за свой счет обустроить городской детский парк и сквер Шевченко. А также сказывается переброска сил и средств, в том числе башенных кранов, на демонтаж корпусов и зданий «списанного» завода «Сантехпром» на улице Киевской. Какое затем строительство развернется на названных площадках, точно знают, наверное, только приближенные к главным крымским строителям из «команды победителей».

Александр Волицкий

 


Похожие новости


Темы

Cтатьи

11:10 - 17.12.2023
Эксперты рассказали, сможет ли Черноморский флот РФ вернуть господство на море
09:10 - 11.12.2023
В Севастополе пытаются создать новый российский беспилотник
09:14 - 01.12.2023
Крымчане остаются без мобильной связи и спутниковой навигации: кто глушит эти сигналы на полуострове
09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину

Другие статьи