Важные новости
Зеленый туризм с золотым оттенком
26.06.2013 / Категория: Экономика / Тема: Аналитика
Украинскому зеленому туризму исполнилось 17 лет. А это значит, что в следующем году он отметит свое совершеннолетие. С чем же подошла отрасль к этому рубежу?
Предполагается, что к этой дате сельский, как еще иначе называют зеленый туризм, получит подарок в виде нового закона. Пока он существует в качестве законопроекта. Его название – «О внесении изменений в законы «О туризме» и «О личном крестьянском хозяйстве».
Законопроект вынесен на общественное обсуждение. С ним может познакомиться каждый, кого интересуют возможности зеленого туризма.
При желании можно даже предложить коррективы к тексту. Но на самом деле такие возможности ограничены. Дело в том, что «зеленый» законопроект вмещается на одной странице. А чем меньше текста, тем меньше и разногласий.
12 июня во время пресс-тура, который Национальный пресс-клуб по аграрным и земельным вопросам, созданный при Украинском образовательном центре реформ при поддержке Проекта USAID «АгроИнвест», провел в Смилянском районе Черкасской области, новый законопроект презентовал председатель правления Союза содействия развитию сельского зеленого туризма в Украине Владимир Васильев. От него журналисты, в частности, узнали, что в случае принятия этого законопроекта зеленый туризм не будет иметь никакого отношения к предпринимательству.
Объяснение простое – крестьяне преимущественно держатся от бизнеса подальше. И вовсе не потому, что не обладают достаточной смекалкой, без которой в предпринимательском деле не обойтись. Скорее, наоборот – со смекалкой у них все в порядке. И потому понимают: если они займутся бизнесом, то войдут в отношения с налоговиками. А кому это нужно? Разве что налоговикам…
Но и это еще не все. Авторы нового законопроекта посчитали нужным отделить зеленый туризм от… обычного туризма. Это – второе радикальное новшество, которое не оставило равнодушными участников пресс-тура.
Владимир Васильев объяснил, если зеленый туризм будет и дальше оставаться разновидностью классического туризма, то тогда нужно будет признать, что он в той же мере является разновидностью и предпринимательства. Потому что классический туризм (внутренний он или внешний – не имеет значения) является олицетворением бизнеса. Простой выход: участники движения зеленого туризма оказывают не туристические услуги, которые попадают под налогообложение, а услуги по приему гостей. Стало быть, и мы, пользуясь ими, в соответствии с законопроектом «О внесении изменений в законы «О туризме» и «О личном крестьянском хозяйстве» из туристов автоматически превращаемся в гостей.
Ничего не поделаешь, такова наша действительность. Порой она бывает настолько необычной, что иногда приходится задумываться – сказка это или быль? Но именно реалии зачастую подталкивают к принятию таких неординарных решений. А иначе, отметил Владимир Васильев, зеленому туризму не выжить.
Чтобы заняться зеленым туризмом, то есть, «зеленым» гостеприимством, непременно нужно жить в селе. Так определено в новом законопроекте.
Такое требование появилось неслучайно. Зеленый туризм призван познакомить наших сограждан и прежде всего – горожан, а также иностранцев – с бытом, культурой и традициями украинского села. А еще он должен поспособствовать уменьшению уровня сельской безработицы.
Согласно официальной статистике, сегодня в Украине 501 тыс. безработных. И это только те наши соотечественники, которые зарегистрировались в службах занятости. В действительности же, как утверждают эксперты, людей, которые ищут работу, намного больше.
Особенно болезненно безработица ощущается в сельской местности. В отличие от городов, здесь крайне мало действующих предприятий. Поэтому каждое рабочее место в селах – на вес золота. А это значит, что зеленый туризм приобретает золотой оттенок.
Следующее требование законопроекта – крестьяне, которые хотят заниматься зеленым туризмом, обязаны иметь землю для ведения личного хозяйства. И это тоже неслучайно. Туристов нужно будет кормить продукцией, выращенной с огорода. Это то, что особенно привлекает жителей городов, привыкших питаться фаст-фудом и продукцией супермаркетов, которую не всегда можно отнести к разряду экологически чистой. Такой подход также позволяет сохранить сельхозпроизводство, при котором выращенная продукция будет реализовываться на месте, обеспечивая хозяевам желаемое благополучие.
Третий критерий, который определяет законопроект, – хозяева могут предлагать не более 10 койко-мест. Если их окажется больше, то, естественно, гости превратятся в обычных туристов со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Владимир Васильев сказал, что такие нормы нужно было разработать значительно раньше. Это позволило бы избежать многих ныне существующих проблем. Дело в том, что крупный бизнес решил воспользоваться льготами, которые предназначены для зеленого туризма, и занять его нишу, вытеснив из нее крестьян. Поэтому и понастроил в сельской местности немало гостиниц и коттеджей. Особенно много их в Крыму и в Карпатах, куда приезжает большое количество отдыхающих.
Одновременно с законопроектом, сообщил Владимир Васильев, на общественное обсуждение вынесен другой документ. «Это совместный приказ двух министерств – Министерства инфраструктуры и Министерства аграрной политики и продовольствия. Документ представляет собой Методические рекомендации относительно деятельности собственников личных крестьянских хозяйств, которые предоставляют услуги в сфере сельского (зеленого) туризма».
Методические рекомендации тоже будут знаковым документом. В них прописаны требования, касающиеся безопасности строений, здоровья людей, оказывающих услуги зеленого туризма, здоровья домашних животных, качества питьевой воды и т. д. Все это сделано для того, чтобы туристы имели возможность за время, проведенное на природе, заплатить деньгами, а не собственным здоровьем.
И еще одно новшество приживается в зеленом туризме. Оно во многом напоминает систему, давно существующую в гостиничном хозяйстве. Как известно, каждый отель имеет свою классность, что подтверждается количеством звезд. И все знают: чем их больше, тем больше услуг предлагается постояльцам и лучшего качества. И каждый решает, какой гостинице отдать предпочтение.
До недавнего времени трудно было сказать, на каком качественном уровне работает та или иная зеленая усадьба. Теперь такой проблемы нет. Определено несколько уровней. Один из них –базовый. Это когда удобства на улице и питьевая вода из колодца, до которого нужно еще пройти какое-то расстояние.
Максимальный уровень обозначен тремя цветками исконной украинской мальвы. Он обеспечивает комфорт, максимально приближенный к городскому. И дело туриста – решать, на каком из предложенных вариантов ему остановиться. Но при этом он должен быть готов к тому, что за высокий комфорт придется выложить больше денег.
Но что очень важно, подчеркнул Владимир Васильев, соответствующие знаки будут вывешиваться на видных местах. И не только для того, чтобы их издали могли видеть потенциальные пользователи услуг зеленого туризма. Они будут свидетельствовать и о том, что хозяева зеленых усадеб работают легально. А это значит, что им можно доверять. Потому что такие отличительные знаки Союз содействия развитию сельского зеленого туризма в Украине дает не всем, а только тем, кто действительно их заслуживает.
Журналисты имели возможность убедиться в правдивости слов Владимира Васильева. Во время пресс-тура они побывали в нескольких «знаковых» сельских усадьбах, приспособленных под зеленый туризм. Впечатления, полученные ими от увиденного, превзошли все ожидания.
Несколько моих коллег тотчас обменялись телефонами с хозяевами этих усадеб. Они решили приехать сюда в гости, но уже с семьями. Один из журналистов сказал: зеленый туризм в Украине действительно повзрослел. Просто нужно знать его возможности и умело пользоваться ними.
Максим Назаренко,
Национальный пресс-клуб по аграрным и земельным вопросам