Важные новости

«Нас просто душат»: почему в Крыму запрещены митинги и протесты

20.12.2021  /  Категория: Политика  /  Тема: Аналитика

Крымский активист Сергей Акимов и российские силовики. Коллаж

Крымский активист Сергей Акимов и российские силовики. Коллаж

В Крыму сейчас запрещены собрания и митинги. Притеснения испытывают даже люди, решившиеся на одиночные пикеты. Чтобы бороться с несогласными, российские власти Крыма злоупотребляют коронавирусными ограничениями и фактически искоренили понятие «свобода мирных собраний».

В сети есть десятки видеообращений крымчан к Владимиру Путину и подконтрольному Кремлю главе Крыма Сергею Аксенову. Люди жалуются на коррупцию и беззаконие. И именно такая форма протестов – одна из немногих оставшихся в последнее время в Крыму.

«Это как магазин без витрины. Хоть витрины и не видно, но магазин действительно есть. Акции, которые мы видим – это только верхушка айсберга, и этой верхушки сейчас на самом деле не стало. Теперь активисты пытаются мигрировать в интернет, пытаются придумывать новые формы», – отметила в комментарии Крым.Реалии координатор полевого правозащитного центра в Крыму Александра Крыленкова.

За все годы украинского суверенитета над полуостровом в Крыму никогда не запрещали митинги или протесты. Например, на видео 1996 года, где крымчане вышли на митинг по случаю пятилетия «провозглашения Республики Крым», со сцены звучали неоднозначные речи о независимости Украины. Однако силовики на этот протест не реагировали, и люди мирно провели свое собрание.

Не было препятствий со стороны властей и во время пророссийских митингов в 2012 году. Тогда по случаю «Дня народного единства» в Севастополе российские политические и общественные организации устраивали автопробег и торжественное шествие. Организаторы открыто в громкоговорителе скандировали антиукраинские лозунги, выкрикивая «Крым – это русская земля». За эти действия никого к ответственности не привлекали.

Столкновения в Крыму могли возникать скорее между самими активистами, например, во время Оранжевой революции 2004 года или Революции достоинства 2013-2014 годов.

Митинг в поддержку Оранжевой революции. Симферополь, 2004 год

Митинг в поддержку Оранжевой революции. Симферополь, 2004 год

Путин пришел в Крым в 2014 году – украинский полуостров заняли российские военные. Мир не признал Крым российским. Сразу после этого свободы у крымчан стало меньше.

«Уровень активизма в Крыму невозможно сравнить с тем, что было до 2014 года. Потому что все общественные организации, разные движения и люди – это все было задавлено. Большинство активистов выехали с полуострова», – прокомментировала Крым.Реалии координатор полевого правозащитного центра в Крыму Александра Крыленкова.

В Ялте живет пенсионерка, блогер и общественная активистка Елена Гукова. Женщина часто выходит на одиночные пикеты и не подбирает слов в критике российских властей. Путина называет «фиктивным президентом фиктивной Российской Федерации».

«На это неравноправие невыносимо смотреть, но этим «людоедам», которые нами правят, наплевать на нас. Мне люди говорят: зачем я трачу свои нервы, укорачиваю себе жизнь, мол, пожалей себя. А я отвечаю, что если мы будем жалеть себя, то как тогда будут жить наши внуки? Ведь наши родители себя не жалели, когда дрались с Гитлером, поэтому мы и прожили чудесную и беззаботную жизнь», – рассказала в интервью Крым.Реалии активистка Елена Гукова.

Елена Гукова на одиночном пикете

Елена Гукова на одиночном пикете в Ялте, 2021 год

Гукова следит за благоустройством, выступает против фальсификаций на выборах и коррупции, критикует медицинский эксперимент в Ялте. Из-за своей активности уже имеет наказание и штрафы, в частности, якобы из-за нарушения карантина.

«Всех активистов в зародыше уничтожают. Я пенсионерка, какой я могу причинить вред? За один видеоролик на меня уже возбуждалось уголовное дело. Два суда было, что я вроде бы кого-то из представителей власти назвала оскорбительным словом. А что касается «административок», то у меня уже их пять. Даже самой с бумажкой нельзя выйти постоять, вот только сидеть дома и не «вякать», – отметила в разговоре с Крым.Реалии ялтинская активистка Елена Гукова.

Свои штрафы она называет абсурдными. Ведь в российском законодательстве, согласно которому сейчас живет Крым, есть право на мирные собрания. А одиночные пикеты вообще можно проводить где угодно, когда-либо и без предупреждения.

Еще один из механизмов борьбы с активизмом в Крыму – это обвинение в экстремизме или терроризме.

«Сначала сажали, задерживали, арестовывали и возбуждали разные дела против тех, кто говорил, что «Крым – это Украина». Но постепенно, уже года два, мы видим, как появляются уголовные дела против бывших активистов, которые в 2014 году поддерживали Россию и развешивали ее флаги», – отметила в комментарии Крым.Реалии Александра Крыленкова.

Один из таких – атаман «крымского казачества» Сергей Акимов. Он поддерживал аннексию Крыма, а сейчас открыто критикует власть. Российские силовики его организацию подозревают в терроризме, продолжается следствие.

«Нас просто давят. Во времена Украины такого не было, чтобы так казаков притесняли. У меня неоднократно, трижды, уже были обыски. К тому же обыски не только у меня дома, но и в магазине, в машине, в гараже. Приходили даже к тем людям, с которыми я просто общался. Я думал, что мне подбросят какие-нибудь патроны, но повезло. На сегодняшний день оппозиция или любые оппозиционеры, которые сейчас есть в России, будут жестоко караться», – прокомментировал Крым.Реалии крымский атаман и активист Сергей Акимов.

Первый свой штраф за несанкционированный митинг Акимов получил в 2016 году. До этого, по словам Сергея, он не имел ни одного правонарушения, даже штрафов из-за нарушения ПДД.

«Я уже сбился со счета, сколько у меня было административных дел и судов с 2016 года. По-видимому, около 20 процессов уже прошло. А оштрафовали меня где-то на 200 тысяч рублей. У меня до сих пор, из-за этих штрафов, 60 тысяч долга висит», – отметил в разговоре Акимов.

Настоящий прессинг от власти, говорит активист, начался с 2019 года, когда Сергей Акимов, Илья Большедворов и Юрий Мешков планировали акцию по случаю визита Путина в Крым.

«У нас был маршрут, где должен проходить Путин, мы планировали с ним встретиться, но ничего не получилось – нас арестовали. Нас возили на алкогольное и наркотическое обследование. Держали нас до двух часов ночи, пока Путин не уехал из Крыма, а потом отпустили», – вспоминает Акимов.

пикет Сергея Акимова в Симферополе

Одиночный пикет Сергея Акимова

Но под российским прессингом оказываются и те, кто не выходит на митинги, например, защитник культурного наследия Эдем Дудаков.

«Молчать очень сложно. Тем более, за 20 лет мы привыкли к свободе. А чем ниже опускается твоя спина – тем больше на нее будут давить», – отметил в комментарии Крым.Реалии крымскотатарский активист Эдем Дудаков.

Эдем вспоминает, как помогал независимым журналистам снимать сюжет о Доме Хаваджи в Бахчисарайском районе.

«К нам тогда приехали трое человек, один был в штатском, а двое полицейских. Они попросили наши документы. Я ответил, что я не приезжий, а местный, но они все равно потребовали предоставить им мои документы. Тогда я им сказал, что я не ношу с собой и вообще, на каких основаниях они требуют у меня документы? Ведь людей, которые просто проходят мимо чего-то, никто не останавливает и их документов не требует», – вспомнил в разговоре с Крым.Реалии активист Эдем Дудаков.

Эта история завершилась только проверкой документов. Но Эдем отмечает, что регулярно замечает слежку спецслужб, а от прокуратуры получает предупреждение об ответственности за организацию незаконных митингов и акций.

Российские власти в Крыму проблем со свободой слова и правом на мирный протест не видят. Более того, такой активизм считает «западными провокациями».

«Это все провокации, которые из-за подставных общественных организаций или из-за недополитиков пытаются вывести детей на митинги под разными лозунгами. При этом используются социальные сети. А мы прекрасно знаем, где сидят люди, управляющие этими социальными сетями. Но так просто «русский мир» не сломать», – заявил в интервью провластному каналу «Крым24» депутат российского парламента Крыма Алексей Черняк.

А бывший крымский вице-премьер Дмитрий Полонский заявил, что свободы слова в Крыму более чем достаточно.

«Такого количества СМИ и такой свободы слова, как у нас, пожалуй, нет больше ни в одной стране мира. На мой взгляд, у нас даже чрезмерная свобода слова, которая иногда работает во вред государству и его гражданам», – отметил бывший российский вице-премьер Крыма Дмитрий Полонский.

Директор московского Института прав человека России Валентин Гефтер заявляет, что в Крыму, равно как и в России, право на мирный протест почти нивелировано. Он предлагал законодательные изменения, чтобы расширить эти права, но Госдума не поддержала эти предложения.

«Все очень удобно: одни не хотят слышать, другие дают согласие, третьи разгоняют несанкционированные митинги, четвертые в суде дают им штрафы, ну и так далее. Каждый вроде бы делает свою часть работы, а в результате – это система, которая работает против конституционного права», – прокомментировал Крым.Реалии директор Института прав человека России Валентин Гефтер.

Но, как отмечают эксперты, активизм в Крыму все же еще есть. Большая его часть мигрировала в онлайн. Но как только власти снимут ограничения на собрание, люди снова могут появиться на улицах.


Похожие новости


Темы

Cтатьи

09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину
10:39 - 12.02.2023
Топ-5 изобретений украинских военных в войне против РФ
19:13 - 08.02.2023
Почему не работают футбольные санкции в отношении игроков из Крыма?
18:37 - 02.02.2023
«Скрепные» квесты: как древний Херсонес стал местом культа Александра Невского

Другие статьи