Важные новости
Полуостров для друга Путина. О бизнесе Ротенберга в Крыму
18.02.2019 / Категория: Экономика / Тема: Аналитика
Друг детства президента России Владимира Путина и один из богатейших людей России Аркадий Ротенберг наращивает свое бизнес-присутствие в Крыму. Структуры миллиардера уже заработали ему десятки и сотни миллиардов рублей. Какие отрасли облюбовал на полуострове находящийся под санкциями олигарх?
Аркадий Ротенберг и Владимир Путин
На днях стало известно, что связанная с Аркадием Ротенбергом фирма «Ик Югпроект» приобрела в Крыму компании «Безопасные дороги Севастополя» и «Безопасные дороги Крыма». Теперь структура российского олигарха будет заниматься на полуострове сбором штрафов за нарушение правил дорожного движения, платными парковками и прочими сопутствующими видами деятельности.
Аркадий Ротенберг – друг детства Путина. Они занимались в одной секции самбо, потом дзюдо. В 90-х Ротенберг был спарринг-партнером Путина, 15 лет проработал тренером, закончил Ленинградский университет физкультуры. Один из самых богатых российских бизнесменов. Его состояние оценивается в миллиарды долларов.
Сбор штрафов – это далеко не первый проект, на котором зарабатывает в Крыму попавший под санкции Запада российский миллиардер.
Мост и лагерь
Сначала был мост. Поскольку Аркадий Ротенберг и принадлежащая ему компания «Стройгазмонтаж» попали под санкции сразу после аннексии полуострова, терять другу российского президента было нечего. Главная крымская стройка – мост через Керченский пролив – сама шла в руки.
Из-за жестких условий контракта, а также требований предоставить гарантии – многие потенциальные подрядчики не стали участвовать в проекте. Ротенберг получил прекрасную возможность заработать.
Заложенные в российском федеральном бюджете затраты на строительство мостового перехода через Керченский пролив составляли 228 млрд рублей без учета подходов со стороны Крыма и Краснодарского края соседней России. Подрядчика определили без конкурса – к чему лишние формальности, если и так понятно, кто победит?
Для Кремля Керченский мост – политический проект. Таким грандиозным строительством Путин хочет показать крымчанам величие России. Ну а близким друзьям – дать заработать. Стоит отметить, что цена объекта выросла более чем вдвое в ходе подготовки к строительству.
В январе 2017 года правительство России назначило компанию «Стройгазмонтаж» подрядчиком строительства железнодорожных подходов к мосту со стороны полуострова. Компания Аркадия Ротенберга должна к 1 августа 2019 года построить 18 километров двухпутной железной дороги к Керченскому мосту. Стоимость контракта – 16,95 млрд рублей.
Для Кремля Керченский мост – политический проект. Таким грандиозным строительством Путин хочет показать крымчанам величие России
Худо-бедно автомобильная часть Керченского моста была сдана в мае 2018-го, железнодорожный мост еще строится. К этому времени «Стройгазмонтаж» взялся за реконструкцию международного детского центра «Артек». Сейчас идет проектирование и строительство новых объектов в «Артеке», а также обновление инженерных сетей, коммуникаций, благоустройство инфраструктуры. Другим крупным подрядчиком строительства стало ООО «Развитие Центрального Региона» (РЦР), которое также связывают с Ротенбергом. Цена работ – пока 18,5 миллиарда рублей, а там видно будет.
Стройка в «Артеке» идет полным ходом. Прямо на пляже «Гуровские камни», за который долго боролись граждане, отлит циклопический бетонный корпус нового лагеря «Солнечный» с футуристическими конструкциями на крыше. Выше по склону идут раскопки: археологи обнаружили древние захоронения.
Яхтенная марина, музей и театр
Спустя некоторое время люди Ротенберга обратили внимание на Севастополь, в который российское правительство вкладывает сумасшедшие средства, стараясь сделать из города витрину «русского мира».
Так, в выпуске от 30 марта 2016 года российская газета «КоммерсантЪ» опубликовала статью «Севастополю добавят досуга», в которой говорится, что тогдашний губернатор Сергей Меняйло направил вице-премьеру России Ольге Голодец письмо с предложением без объявления конкурса выделить землю в Байдарской долине компании «Стройгазмонтаж» под строительство парков аттракционов, отелей и ресторанов. С Байдарской долиной пока не срослось, но попытки не прекращаются.
Аппетит разгорается при виде денег, и фирма «Стройгазмонтаж» уже выиграла тендер на строительство ряда сооружений и парка на мысе Хрустальном в Севастополе, а также подала заявку на участие в конкурсе по созданию яхтенной марины в Балаклаве. «Стройгазмонтаж» запросил за проект 339,347 миллиона рублей, что соответствует максимальной цене контракта. Согласно техзаданию, строительно-монтажные работы по будущему проекту обойдутся ориентировочно в 7,132 миллиарда рублей.
Яхтенная марина будет включать в себя паркинг на 2000 мест, многофункциональный центр с парковой зоной, гостиничный комплекс, зоны сервисного обслуживания, швартовки и стоянки яхт и катеров, открытый амфитеатр на 2000 мест, рекреационный комплекс. В рамках проекта планируется построить единую пешеходную набережную, рыбный рынок, реконструировать городской пляж, также прорабатывается возможность строительства канатной дороги и железнодорожного узла, который свяжет Балаклаву с Севастополем и Симферополем.
Проект яхтенной марины – часть концепции развития Балаклавы, под которую некая фирма ООО «Агентство инфраструктурных проектов» («АИП») по соглашению с российским правительством Севастополя должна привлечь около 20 миллиардов инвестиций. Учредителем компании является российский генерал Владимир Зарицкий, которого неоднократно связывали с семьей Ротенбергов. Зарицкий – бывший командующий ракетными войсками и артиллерией Министерства обороны России, внесен в санкционные списки США из-за бизнеса в аннексированном Крыму.
В ноябре прошлого года на мысе Хрустальном в Севастополе начато масштабное строительство. Заказчиком выступает Фонд «Национальное культурное наследие», подрядчиком все тот же «Стройгазмонтаж». На участках общей площадью 18,3 гектара объем инвестиций в строительство составит около 25 млрд рублей.
«Перечень объектов был озвучен: это театр оперы и балета, большой музейный комплекс, который станет филиалом крупнейших музеев России – прежде всего Третьяковской картинной галереи. Там также будет музей обороны Севастополя 1941–1945 годов. Также будет построено хореографическое училище, высшая школа музыкально-театрального искусства с кампусом и общежитием. И кроме того, на этой территории возведут киноконцертный зал, который очень нужен городу», – рассказал российский вице-губернатор Севастополя Юрий Кривов.
Дворцы, земля и прочие «мелочи» для друга президента
Кроме того, близкие к Ротенбергам структуры проявляют интерес к возведению рекреационных объектов на Южном берегу Крыма.
Летом 2018 года «отжатые» у Украины санатории на Южном берегу Крыма были проданы за бесценок. 100% акций АО «Санаторий «Мисхор» продали за 380,26 миллиона рублей, 100% акций АО «Санаторий «Ай-Петри» – за 416,43 миллиона рублей, а акции АО «Санаторий «Дюльбер» – за 702,76 миллиона рублей. Победителем аукционов стало ООО «Управляющая компания инфраструктурных проектов», которое, как уже упоминалось, принадлежит Владимиру Зарицкому. Который, в свою очередь, связан с Аркадием Ротенбергом.
В январе 2018 года стало известно, что ООО «Управляющая компания инфраструктурных проектов», учредителем которой является Зарицкий, в поселке Гаспра в 11 км от Ялты будет строить гостиничный комплекс со спа-центром. Отель появится на месте санатория «Жемчужина». Его строительство обойдется в 1,2 миллиарда рублей. Проект строительства гостиничного комплекса на мысе Ай-Тодор, неподалеку от знаменитого «Ласточкина гнезда», в декабре 2017-го утвердили российские власти Крыма.
К гадалке не ходи, и так ясно, кому достанется подряд на строительство моста через Севастопольскую бухту
Также, в марте 2018 года около 50 объектов зданий, сооружений и земля в Ласпи общей площадью почти 9 гектаров признаны собственностью ООО «Магит-Д», связанной через своего директора Игоря Чернышева с Ротенбергом. У данной компании имеется разрешение на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства в Севастопольской зоне ЮБК для проекта «Комплекс зданий для реконструкции и обслуживания объектов базы отдыха «Пальмида».
Кстати, «Агентство инфраструктурных проектов» Зарицкого учредило и на 99% владеет ООО «Интеграл». Ранее «Интеграл» и Зарицкий, в частности, подписывали с властями Севастополя меморандум о намерениях строить гражданский сектор аэропорта «Бельбек».
В декабре 2018 года предприятие «Крымтелеком» выкупила принадлежащая генералу-бизнесмену Зарицкому «Управляющая компания инфраструктурных проектов» («УКИП»). 100% акций «Крымтелекома» обошлись ей в 998 млн рублей.
На десерт
В конце января стало известно, что компания «Гранат» на деньги российской Общественной палаты будет популяризовать борьбу с коррупцией в России и в Крыму. «Гранат» выиграл тендер на 46 млн рублей на развитие «институтов гражданского общества, общественный контроль и противодействие коррупции». По данным Единого государственного реестра юридических лиц, учредитель компании – Аркадий Ротенберг.
А на горизонте в Крыму маячит еще один мост – через Севастопольскую бухту. К гадалке не ходи, и так ясно, кому достанется подряд на строительство. Фирма «Гипростроймост», подконтрольная Ротенбергу, уже занимается его проектированием. С сентября 2016 года «Гипростроймост» находится под санкциями Минфина США, являясь одним из проектировщиков строящегося Керченского моста. На строительство моста в Севастополе, как ожидается, пойдут многие миллиарды.
В России миллиардеры потому и миллиардеры, что умеют получать миллиардные госконтракты. А для этого всего-то и надо, например, быть спарринг-партнером Путина по дзюдо.
Андрей Покровский, крымский блогер
Крым.Реалии
Предыдущая статья:
Газопровода не будет: в Севастополе провалили еще одну федеральную стройку
Похожие новости
- 27.12.2018 • Ротенберг рассказал, когда пустят поезда по Керченскому мосту
- 01.12.2018 • Яхтенная марина от Ротенберга: компания российского миллиардера займется строительством в Балаклаве
- 12.02.2018 • Трасса «Таврида»: кто исполняет фантазии Путина и обещания Аксенова
- 30.01.2015 • Ротенберг обещает построить керченский мост до конца 2018 года