Хозяин стройки
В 2015 году проектировать трассу начала компания «Гипротрансмост-Крым». Это дочернее предприятие крупной строительной компании из Саратова – «Волгомост». Крымская власть планировала, что именно «Волгомост» и завершит «Тавриду», но уже через год Путину докладывают: трассу все еще проектируют, а сроки сдачи срываются. На что российский президент говорит, что это невозможно и требует найти ответственного.
Этот проект очень важный. Если к 2018 году, к концу 2018 года, я имею ввиду, мост будет сдан, а дорога не готова, то грош цена всем нашим усилиям
Владимир Путин
«Этот проект очень важный. Если к 2018 году, к концу 2018 года, я имею ввиду, мост будет сдан, а дорога не готова, то грош цена всем нашим усилиям. Ну если не грош, то не так много это все стоит. А дорога должна быть не трех, а четырехполосной и должна идти не до Симферополя, а в Севастополь», – указал Путин в интервью российским СМИ в 2016 году.
После этого крымские власти в одностороннем порядке разрывают контракт с подрядчиком. Когда Путин спрашивает – «сколько же денег схомячил недобросовестный проектировщик», то российский глава Крыма Сергей Аксенов заверил президента, что денег им за работу не заплатят. Однако впоследствии признался – причина расторгнуть контракт была совсем другой.
«Я дал команду приостановить контракт, исключительно исходя из той информации, что замминистра транспорта Крыма был связан с этой компанией и был уволен тогда, чтоб разорвать все цепочки», – раскрыл карты «РИА Крым» Аксенов.
Вскоре Аксенов объявил, что подрядчиком «Тавриды» станет известная в России компания.
«Называть не буду. Это, думаю, назовут федеральные чиновники. Подрядчик известный, который выполнял в Российской Федерации, наверное, самое большое количество работ по строительству дорог», – указал нынешний глава Крыма.
А через несколько месяцев крымские «верха» строительство уже расхваливают, мол, «подрядчики проявляют себя самым лучшим образом» и «компания высококвалифицированная», технику и специалистов имеет.
Так должна выглядеть трасса «Таврида» в 2020 году
Заказ на многомиллиардную автомагистраль получила компания «ВАД». Без конкурса. Обычным распоряжением Аксенова.
Все дороги ведут к ...
Закрытое акционерное общество «ВАД» – «Высококачественные автомобильные дороги» – это один из крупнейших подрядчиков Северо-Западного федерального округа России. Основана компания в Санкт-Петербурге в 1994 году.
Именно эта компания строила российские трассы накануне чемпионата мира по футболу.
В 2016 году «ВАД» получила один из крупнейших подрядов в своей истории – строительство трассы «Таврида». Сумма – 166 миллиардов рублей (2,7 млрд долларов).
Владельцы компаний – Валерий Абрамов и Виктор Перевалов .
Проект пролоббировали братья Ротенберги, которые реализуют в Крыму другой проект – «Крымский мост»
Иван Жилин
«Кто стоял за выбором именно этой компании мне лично говорить трудно, но мои источники близкие к совету министров говорят, что проект пролоббировали братья Ротенберги, которые реализуют в Крыму другой проект – «Крымский мост», – считает журналист издания «Новая газета» Иван Жилин .
Аркадий Ротенберг – друг детства Путина. Они занимались в одной секции самбо, потом дзюдо. В девяностых Ротенберг был спарринг партнером Путина, 15 лет проработал тренером, закончил Ленинградский университет физкультуры.
Один из самых богатых российских бизнесменов. Его состояние оценивается в миллиарды долларов.
Президент Владимир Путин и Аркадий Ротенберг на строительстве Керченского моста, 15 сентября 2016 года
«Не каждый может похвастаться, что у него есть такие товарищи-друзья. И просто даже такие близкие люди, с которыми они прошли с 12-13 лет. Обращаюсь ли я к нему за помощь в плане бизнеса? Нет», – рассказывает российский бизнесмен Аркадий Ротенберг телеканалу «Россия 24».
Компенсация за санкции
После российской аннексии Крыма, международные организации осудили действия России, а страны Запада ввели ряд экономических санкций. Ротенберг попал в санкционный список Европейского Союза, но подал в суд и добился частичного снятия санкций.
Его же компания «Стройгазмонтаж» строит Керченский мост и также без конкурса.
Два года назад журнал «Forbes» назвал Ротенберга и владельцев компании «ВАД» Абрамова и Перевалова одними из самых богатых подрядчиков в России.
«Они вошли в список «Королей госзаказа», за счет заказов именно от правительства в Ленинградской области, заняв сразу четвертую строчку и, заработав на госзаказе, по-моему, 53 млрд рублей», – напоминает журналист Иван Жилин.
А в прошлогоднем рейтинге «Королей госзаказов» владельцы компании «ВАД», благодаря «Тавриде», поднялись сразу на вторую строчку. Уступили суммами только компании «Пентон» с подрядами от Газпрома.
Цена вырастет, я думаю, до всех 10 млрд. Снова найдут какие-то возможности для завышения сметы
Тарас Загородний
По словам экспертов, такие щедрые подряды близкие к президенту олигархи получают в качестве компенсации за санкции. Мол, на таких грандиозных проектах легче отмывать деньги.
«Правительство Российской Федерации сказало честно и открыто, что все потери будут компенсироваться из российского бюджета, даже налоги можно не платить… Поэтому, в данном случае, еще и цена вырастет, я думаю, до всех 10 млрд. Снова найдут какие-то возможности для завышения сметы, ну вот и все идет просто вымывание денег», – поясняет схему политолог Тарас Загородний .
Результат работы
«Тавриду» начали строить в мае 2017 года, под Керчью уже положили первый асфальт. Для ускорения работ на Керченском полуострове даже смонтировали мобильный асфальтобетонный завод. Он может производить 250 тонн смеси в час. Еще один такой же завод построили в селе Батальное близ Феодосии. Но, чтобы заасфальтировать всю «Тавриду», таких заводов понадобиться еще два. И это все делается, чтобы вписаться в поставленные Путиным сроки.
«Это беспрецедентная по своим масштабам стройка. За три с половиной года нам предстоит построить первоклассные четыре полосы автомагистрали. Таких темпов строительства в нашей стране еще не было», – делится объемами работ и планами главный инженер компании «ВАД» Дмитрий Пахаренко .
Сегодня заасфальтировано 50 километров дороги, первые две полосы планируют достроить в конце 2018 года. И еще в январе крымские чиновники уверяли, что четверть работ уже позади.
Назар Сытник , Инна Аннитова
Крым.Реалии