Важные новости

Добро пожаловать в рабство. Откуда узбеки на стройках Севастополя

21.06.2016  /  Категория: Экономика  /  Тема: Аналитика

Азиаты строят развязку на 5-м километре. По-русски ни бельмеса. Попытки узнать причины появления гастарбайтеров в городе, где жители готовы мести улицы за 7500 рублей, уперлись в стену: подрядчик, правительство и ФМС хранят гробовое молчание.

Бизнесмен-строитель рассказал, почему на стройплощадках города появились азиатские нелегалы, почему власти закрывают на это глаза и почему он считает, что узбеков заменить некому. 

О том, что на стройках Севастополя появились азиатские нелегалы, мы уже писали. О том, что в условиях дефицита рабочих мест для местного населения это как минимум странно, писали тоже. Писали и о том, что чиновники на наши вопросы о причинах безнаказанного найма нелегалов отвечают глухим молчанием. Сегодня нам удалось посмотреть на рынок нелегалов в Севастополе и России с другой стороны. Наш собеседник работает в девелопменте не один год и на условиях анонимности согласился открыть изнанку своего бизнеса.

«Все работают с нелегалами, без них стройка теряет смысл»

«Почему я говорю, что здесь рабочей силы нет? Потому что подрядчикам невыгодно брать на работу местных. Местные работники — это социально защищенная прослойка населения, которая требует больших затрат. А у мигрантов есть стимул трудиться не покладая рук, чтобы заработать как можно больше. Поэтому все, практически все рабочие на стройках — нелегалы.

Первая причина — налоги и отчисления. Вот я отдыхал за границей, интересовался: там НДС 5%. А у нас 18%. Выплаченная зарплата сразу облагается НДС. То есть, эти 18% сразу нужно отдать в бюджет. И плюс к этому, с каждого выплаченного рубля надо отдать в бюджет 43-47 копеек — в зависимости от того, как оформлен рабочий. В целом мне надо заплатить за каждого рабочего в бюджет 60-70 копеек. Мне это интересно? Нет.

Поэтому я абсолютно всех рабочих беру нелегально по липовым договорам. Они оформляются, вроде бы, правильно, но без даты. Если ни дай бог он получил травму, упал, разбился и попал таким образом в поле зрения врачей и полиции — мы быстренько проставляем в договоре дату, как будто он был официально взят на работу за день до несчастного случая.

«Русские не хотят работать»

Что это значит? А то, что русский не готов вкалывать без нормальной еды и спать зимой в неотапливаемом подвале на досках. Летом русскому душ подавай. А если взять тех же узбеков, то они согласны жить на стройке круглый год, питаться дошираком, месяцами не мыться и ишачить по 12 часов в сутки за одно только счастье иметь регулярную зарплату.


При Украине у нас ведь тоже нелегалы работали, только это были турки. Один турок заменял трех наших рабочих. То есть соотношение производительности, если взять, к примеру, русских и турок, будет где-то 1:3.


Общался с  представителем одной краснодарской компании, он ремонтирует тут социально значимые объекты. Он стоит, плюется. Говорит, что взял несколько человек местных, а они работать не хотят. Постоянно какие-то  претензии: то в трудовую инспекцию, то в прокуратуру — выработка ноль. А когда он привел шесть узбеков, они безропотно сделали ему такой объем, что даже соотношения никакого нет. Вот и вся арифметика.

Наши  люди избалованы, большинство хотят работать на престижной, непыльной работе. Даже те, кто идет работать на стройку, защищены трудовым законодательством. Они знают, куда идти жаловаться, если работодатель нарушает их права.  Они спокойно могут уйти на больничный, который работодатель опять-таки по закону обязан оплачивать. Тем более у местных всегда есть альтернатива: сдать жилье в аренду и не напрягаться.

Не верите? Дайте объявление, что нужен юрист, секретарь или менеджер — и на него откликается огромное количество людей. А потом дайте, что требуется человек рабочей специальности — вам придется долго ждать. И не факт, что объявление вообще найдет отклик.

Вот вам два примера, как идет стройка, на которой нет нелегалов. Сейчас на строительстве Керченского моста острая нехватка людей — и трансформаторные подстанции некому строить, и линии электропередач, и прочие сооружения. Строительство моста обеспечено трудовыми ресурсами лишь на 60%. Трудиться физически желающих мало.

Второй пример — строительство Севастопольской ПГУ ТЭС (тепловой электростанции). Это тоже стратегически важный объект, вход строго по пропускам, и кадровый отбор жесткий: даже украинцев не берут. Так вот, там с кадрами вообще беда, рабочих катастрофически не хватает. Совещания из дня в день: где взять людей, как их туда привезти, как их туда привлечь. Срываются сроки, кошмар. Приезжает министр энергетики, звонит лично Медведеву. А людей нет.

Там, на ТЭС есть еще одна проблема. Там два  вида подрядчиков: один создает условия для рабочих — хорошие бытовки,  душ, кормежка. Но при этом бетонщику там платят 60 рублей в час. А другая фирма не создает никаких условий, но платит 285 рублей в час. Вот русский работяга и ломает голову, как ему лучше — с деньгами, но без всего, или с комфортом, но за копейки.

«У восточных людей другая трудовая этика»

На востоке менталитет по отношению к работе  у людей совершенно иной. Для них важно, что о них думает община, земляки, они более обязательные. У них еще сохранился крестьянский менталитет, который у русских был утерян из-за революции 1917 года, раскулачивания, когда крестьянскую прослойку переформировывали в колхозы. Азиатские народы очень бережливые и аккуратные — не выкинут лишний гвоздик.

Еще одна черта азиатов — это общинность, послушание старшему они впитывают с молоком матери. Например,  если старший сказал обязательно что-то сделать после окончания трудового дня, то азиат сделает и не будет говорить, что его рабочий день закончен и за это ему не платят. Причем старший у них — это далеко не всегда человек в летах. Это может быть просто человек, пользующийся авторитетом. Как правило, все таджики и узбеки, которые работают у нас в строительных бригадах, родственники — им просто стыдно друг перед другом плохо трудиться. Вообще все азиаты приезжают кланами, родственниками.

А наша рабочая сила, ее беда в том, что она непрофессиональна. Как? А вот так.


Квалификация рабочего человека — это не знание компьютера и языков. Квалификация рабочего — это дисциплина, здоровье и готовность выкладываться на работе ради семьи.


Например, узбек или турок, который приехал из какого-нибудь города Кони и живет в деревне, — ему нужно зарабатывать хлеб для семьи. И если он там пропьянствовал, проспал или проболел, то его семья останется голодная. И это его подстегивает трудиться.

Бюрократия не дает легально работать

Легальное оформление рабочих, помимо налогов, связанно с огромными затратами времени на идиотские бюрократические процедуры. Легионы чиновников, которые кормятся с выдачи всевозможных разрешений, страшно неорганизованны. В конторах царит бардак. Начнешь оформлять по закону — никогда стройку не закончишь.

С нелегалами все проще, но у них нет никаких гарантий. Подрядчики на стройке, они же редко сами набирают рабочих. А посредники часто кидают их. Бригада белорусов, работающая на ТЭС, осталась очень недовольна зарплатой: им заплатили копейки. Потому что они работали без договора, без контракта, их привлекли посредники.

Тут же целая цепочка посредников выстраивается: кто-то их сюда привез, кто-то сказал, что десять процентов они должны отдавать. Никаких документов не оформляется, официально ничего не регистрируется.


По сути дела — это узаконенное рабство. По сути дела люди, которые трудятся на любой стройке, это обычные рабы, они не имеют никаких прав. И наша власть об этом прекрасно знает.


Официально, по соглашению между строительными компаниями и профсоюзами, на зарплаты выделяется около 12,5 процента от конечной стоимости объекта. Если, к примеру, дом стоит 100 миллионов, то на зарплату людям, соответственно,  должно пойти 12,5 миллиона. Но то, что у нас официально установлено, далеко не всегда выполняется. Тем более если рабочие — нелегалы.

Как изменился рынок нелегального труда в Севастополе

Я уже сказал, что в Севастополе и в Крыму местной рабсилы практически нет, местные бригады всегда составляли тут не больше 10%. Исключение — крымско-татарские бригады. Они работают в основном в сельской местности, но некоторые трудятся и в Севастополе.

Раньше у нас работали донецкие бригады, выходцы с Западной Украины, турки. Теперь приезжают армяне, белорусы — это из тех стран, кому не требуется патента на работу, так как эти страны состоят в Таможенном союзе. А из нелегалов — узбеки, таджики и сборная солянка.

Какие национальности, какую работу лучше делают? Я вам сейчас скажу.

Турецкие бригады — это прекрасные монолитчики, очень хорошо выполняют каркасные работы. Были, сейчас их тут нет.

Узбеки лучше всего выполняют работы по благоустройству. То есть земляные работы, на земле: рыть траншеи, бордюры, дорожное строительство. Также они хорошие отделочники, но не в элитной, а в простой отделке.


В штукатурке один узбек заменяет пятерых наших. На больших объемах, таких как поштукатурить фасад, у них очень хорошая выработка и КПД. 


Крымско-татарские бригады универсальные, они могут делать практически все.

Армяне и кавказские народы — это отличные фасадчики. Они детский дом сделали быстро и дешево, вообще за копейки. Они работают на лесах, штукатурят и шпаклюют фасад на строительных лесах, высоты не боятся. Возможно, это у них в крови, так как народ горный.

Украинцы — сейчас это в основном бетонщики, на многих стройках Севастополя трудятся именно украинские бригады. Уже есть определенная система, как их тут полулегализовать.

Общестроительные работы — это в основном белорусы. Фасады делают армяне, штукатурят узбеки, а остальное — сборная солянка.

Демография не улучшается, населения не хватает, нелегалы неизбежны

То, что у нас в России демографический кризис, вряд ли для кого-то новость.  В стране острый дефицит собственной рабочей силы. Коренные жители многих регионов не хотят заниматься тяжелой работой на таких условиях. Поэтому все строители выступают за облегчение легализации трудовых мигрантов. Да и не только строители. Если мигрантов отсечь, у нас ни границу охранять будет некому, ни землю пахать, ни лес валить, ни дороги строить.

В ту же Америку по зеленой карте въезжает около 500 тысяч ежегодно. В Европу по голубой карте тоже въезжает немало. У нас в России не нужно устраивать эти препоны бюрократические и кормить эту армию чиновников, а людей надо возить. Да, конечно, их нужно проверять — на здоровье, на судимость.

У нас численность населения  143,5 миллиона, а территория огромная. И если поделить территорию, то нам не хватает три комплекта граждан, чтобы всю эту территорию обслужить, обустроить дорогами, вскопать. Выхода два: либо изменить демографическую ситуацию, чтоб дамочки рожали, чтоб было по восемь детей в семье — но на сегодняшний день это невозможно, никто не согласится. Либо привлекать иностранную рабочую силу. А что, раньше, при СССР у нас же работали вьетнамцы, собирали «Москвичи» и «Жигули».

Если верить нашему собеседнику, то получается, что плохая демография, бюрократический ад и банальное нежелание русских превращаться в рабов ведет к тому, что нишу строительства в России скоро полностью захватят нелегалы. И тем, кто занимается строительным бизнесом, это только на руку.

Но значит ли это, что выхода нет и бесправные рабы-узбеки на наших стройках — безальтернативны? На наш взгляд, нет. Легальным работникам надо объединяться для борьбы за свои трудовые и гражданские права, не отдавая ее в руки липовых, зачастую продажных профсоюзов. Но это отдельная тема.

Примечания


Похожие новости


Темы

Cтатьи

11:10 - 17.12.2023
Эксперты рассказали, сможет ли Черноморский флот РФ вернуть господство на море
09:10 - 11.12.2023
В Севастополе пытаются создать новый российский беспилотник
09:14 - 01.12.2023
Крымчане остаются без мобильной связи и спутниковой навигации: кто глушит эти сигналы на полуострове
09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину

Другие статьи