Важные новости

Можно ли спасти курортный сезон в Крыму после катастрофы с мазутом?

20.01.2025  /  Категория: Общество  /  Тема: Полный абзац!

уборка мазута в Крыму

Газета российского парламента Крыма «Крымские известия» утверждает, что «экскурсионное сообщество Крыма готово к новым требованиям работы». В аннексированном Крыму с 1 марта 2025 года становится обязательной аттестация экскурсоводов и гидов-переводчиков. Российский министр курортов и туризма Крыма Сергей Ганзий разъясняет, что свои услуги они смогут оказывать только при наличии удостоверяющего документа, свидетельствующего о прохождении аттестации. Таковы требования недавно принятого подконтрольным Кремлю парламентом закона Крыма о туристической деятельности.

В новом законе определен порядок прохождения аттестации и контроле за ней. В профильном крымском министерстве заявляют, что внесенные изменения позволят повысить качество предоставляемых услуг. Между тем, ситуация вокруг аннексированного РФ Крыма развивается таким образом, что экскурсоводы в нынешнем году, если загрязнение моря и побережья мазутом будет усиливаться, могут и не понадобиться. Существует большая вероятность срыва курортного сезона на Крымском полуострове.

Севастопольская служба новостей ForPost отмечает, что «экологическая катастрофа из-за разлива мазута в Керченском проливе поставила под большой вопрос курортный сезон на Черноморском побережье Краснодарского края и Крымского полуострова». Если бы Министерство курортов российского правительства Крыма огляделось вокруг, оно могло бы заметить, что катастрофа нанесла сильный репутационный удар по туристически привлекательным местам, пострадавшим от выброса нефтепродуктов, – по Анапе, Темрюкскому району Краснодарского края, а также по регионам Крыма – Ленинскому, Сакскому районам, Евпатории, Керчи, Судаку, Феодосии, Севастополю, и Ялте. Мазут добрался и до Азовского побережья.

Размеры ущерба видны пока как вершина айсберга. На самом деле Черному морю и курортам на нем нанесен непоправимый вред, поражена природа заповедников, погибли десятки тысяч птиц, сотни дельфинов, косяки рыб, заражен планктон, выбросы нефтяной отравы будут продолжаться. При этом нет никаких гарантий, что к лету танкеры будут подняты и загрязнение моря прекратится. Катастрофа в Керченском проливе уже названа самой крупной аварией с разливом нефти в Черном море за последнее время. Она также самая смертоносная по числу погибших живых существ, длительная по времени и распространенная по масштабам поражения экологии. Ее последствия пока не предсказуемы, например одно из неожиданных – отказ крымчан от покупки рыбы, предположительно зараженной мазутом, что пагубно влияет на питание крымчан, торговлю на Крымском полуострове, работу рыболовецкой отрасли. Могут появиться и другие непредвиденные последствия.

Между тем, виновник катастрофы – верховная власть России – меньше всего заботится об устранении ее последствий: президент РФ Владимир Путин устранился от проблемы, при реально международных масштабах катастрофы (в зоне риска все причерноморские страны, и беда рано или поздно постигнет их – авт.) он присвоил происшествию федеральный уровень и стал принимать половинчатые меры в самый последний момент, когда пришлось констатировать, что проведенная до сих пор работа, возложенная преимущественно на волонтеров, все еще недостаточна.

Сейчас в Крыму надеются только на то, что россияне, не имея возможности поехать за границу, при жажде побывать у моря, несмотря на опасность принести вред здоровью, все равно приедут в Крым на отдых и экскурсии. Этот расчет можно назвать вероятным, поскольку какая-то часть потенциальных курортников все равно рискнет и приедет в Крым. Весь вопрос в том, сколько их будет и спасут ли они курортный сезон?

Севастопольские журналисты приводят мнение «путешественницы с более чем 20-летним опытом» Ларисы Гармаш, которая побывала в дни катастрофы на Кубани и заявила, что «там не все побережье Черного моря загрязнено... я бы сказала, выпало процентов 20 курортов». Она считает: «Народ такой, он поедет. На минуточку, здесь все время приходят сообщения об опасности беспилотников, никого это не останавливает от отдыха. А сколько «сталкеров» ездили в Чернобыль?! К огромному сожалению, большая часть людей не думает и не хочет думать о здоровье, если прямо сейчас нет физической угрозы. А то, что это все впиталось в деревья, воздух и так далее, – людям все равно, если выглядит окей... ну, а сознательные люди, конечно, не поедут туда, где загрязнения, но таких – меньшинство».

Сейчас в Крыму просто наблюдают за реакцией моря на загрязнение и надеются только на бога. О трудностях извлечения мазута, а тем более о тщетности попытки высматривать его пятна с помощью вертолета, написал читатель с ником «FF2»: «На галечных пляжах ЮБК даже там, где визуально не видно загрязнений, стоит прогуляться по пляжной гальке и на подошвах обуви появляются следы мазута. Как изымать фракции мазута из-под гальки, на этот вопрос ответа пока нет даже у экспертов». Осмелятся ли в этом году толпы курортников гулять по вымазанному мазутом берегу?

Доцент кафедры туризма созданного российской властью КФУ им. В.И. Вернадского Игорь Вахрушев говорит, например: «За месяц, минувший с момента крушения, мазут уже потерял легкие фракции... В море остались только тяжелые фракции нефтепродукта... Сохранившийся на дне мазут постепенно будет «съеден» бактериями». Эту версию отчасти подтверждает и Институте биологии южных морей А. О. Ковалевского (ИнБЮМ). Таким образом, считает Вахрушев, разложение упавших на дно нефтепродуктов займет около 7-8 лет.

Ученые ИнБЮМ считают, что «на восстановление экосистемы Черного моря уйдет примерно четыре года. Такие прогнозы ученые дают на основе опыта по ликвидации последствий похожей катастрофы, которая случилась 17 лет назад».

«Пагубное влияние разлив нефтепродуктов оказывает не только на водоплавающих птиц, спасению которых сейчас уделяется повышенное внимание», – заявила журналистам руководитель лаборатории хемоэкологии ИнБЮМ Елена Тихонова. В зоне риска, по словам специалиста, фитопланктон, зоопланктон и бентосные организмы, которые населяют донные отложения и являются пищей для более крупных организмов, а также моллюски, которые являются фильтраторами, и рыба. Обитатели глубин могут накапливать в своих тканях токсичные элементы и дальше передавать их по пищевой цепи вплоть до людей.

Об устранении этих вредных воздействий пока нет и речи. Более того, жители Крыма сообщают, что на местных пляжах уровень загрязнения мазутом растет, но чистить берег не получается, потому что российские военные выстроили здесь линию обороны и запретили на большей части территории проход на пляжи местным жителям и туристам.

«Жители населенных пунктов у западных берегов Крыма бьют тревогу – они готовы своими силами помогать чистить пляжи, но на эти пляжи не пускают не только местных жителей, но даже сотрудников МЧС! Сами военные уборкой пляжей, естественно, не занимаются», – рассказал журналистам сайта Крым.Реалии правозащитник на условиях анонимности.

В таких условиях курорт будет восстанавливаться не четыре, не семь-восемь, а все два десятка лет. И как спасти в таких условиях курортный сезон 2025 года?

Тем не менее, российские власти Крыма не пытаются ускорить очистку побережья и моря, не принимают радикальных и эффективных мер. Например, доцент кафедры «Техногенная безопасность и метрология» Севастопольского государственного университета (СевГУ) Вячеслав Лей предложил для ускорения очистки прибрежных камней, где нет песка и мазут собрать невозможно, применить выжигание горючих фракций. Однако применить попытку «море зажечь» никто не решился. Губернатор Севастополя Михаил Развожаев распорядился вывозить песчано-мазутную смесь с труднодоступных мест при помощи моторного катера и буксируемой им лодки.

Сайт ForPost на своем канале в YouTube показал опрос горожан на тему «Достаточно ли им информации о катастрофе и что бы они еще хотели узнать об этом». Опрос поручили молодой и, судя по всему, неопытной журналистке. В результате по содержанию передачи выходила тишь и благодать: все опрошенные заявили, что информации достаточно, они все знают, и их интересует только одно – как будем этим летом купаться!

Опрос вызвал бурю на форуме. Читатель с ником «Верещагин» раскритиковал такой подход журналистов: «А у меня встречный вопрос(ы): А опрашивающие и отвечающие имеют какую-то базовую подготовку, чтобы задать правильные и нужные вопросы по случившемуся?»

Далее он поставил свои вопросы, ответы на которые, судя по всему, горожане хотели бы знать: «Лично у меня, исходя из тех телодвижений властей города (да и не только), которые подаются СМИ (а там кроме «мониторить» и «волонтеры», по сути, ничего), есть ощущение, что и они понятия не имеют, с какого бока к этому подходить, что есть в наличии, чем можно было бы этому противодействовать, и как организовать процесс... Поэтому хотелось бы знать, кто лично возглавляет (курирует) и организовывает этот процесс и будет лично нести ответственность за своевременность и достаточность мероприятий? Кто входит в группу оценки ситуации и принятия решений персонально (прямо фамилии и должности), с какими полномочиями? На какие технические средства они рассчитывают по наблюдению и контролю, сбору, нейтрализации, вывозу, хранению и т.п. (в штуках, с техническими характеристиками). Есть ли карта контроля оперативной обстановки, и на основании чего она ведется, а если не ведется, то почему? Увидеть бы ее».

Ответов власти на эти вопросы жителей Севастополя, конечно, нет.

Читатель с ником «d dd» поставил свои вопросы: «Очень хочется знать, какую ответственность понесли: 1. судовладелец, 2. грузовладелец, 3. обоих страховщики, и как по шапке дали тем, кто терминал содержит и движением управляет? И еще хочется понять, что это за такой способ хозяйствования, когда больше, чем за 30 лет не произошло обновления флота?». Читатель «AlexNSN» подвел итог: «Берега Крыма застроены, море [загрязнено] мазутом, даже не знаю, кого благодарить за всю эту красоту».

При такой «работе», судя по всему, будущим курортникам надеяться не на что, сезон в Крыму, скорее всего, будет сорван. И не только потому, что к устранению последствий катастрофы власть не знает, как подступиться, но главным образом потому, что чиновники знают, что придет лето и по итогам сезона можно будет нарисовать приемлемую цифру – шесть миллионов или семь, нет разницы.

Причина возможного срыва та же, по какой случилась и мазутная катастрофа – война, интересы которой в приоритете. Война требовала срочной доставки мазута, несмотря на угрозы шторма. Война требует строить на берегу оборонительные сооружения и не пускать туда людей, способных очистить берег. Война требует отодвигать проблемы устранения последствий катастрофы и заниматься снабжением фронта. И война, и катастрофа с танкерами принесены в Крым российской властью. И то, и другое катастрофичны для Крыма, его природы, населения и будущего. И никто из российской власти не знает, что делать и как спасти Крым.


Похожие новости


Темы

Cтатьи

11:10 - 17.12.2023
Эксперты рассказали, сможет ли Черноморский флот РФ вернуть господство на море
09:10 - 11.12.2023
В Севастополе пытаются создать новый российский беспилотник
09:14 - 01.12.2023
Крымчане остаются без мобильной связи и спутниковой навигации: кто глушит эти сигналы на полуострове
09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину

Другие статьи