Важные новости

Как Россия использует Крым для вывоза украинского зерна. Интервью с журналистом-расследователем

14.07.2022  /  Категория: Экономика  /  Тема: Интервью

Россия вывозит урожай с оккупированных территорий Украины и пытается продать его, выдавая за свой

Россия вывозит урожай с оккупированных территорий Украины и пытается продать его, выдавая за свой, утверждают журналисты-расследователи. Большая часть украинского зерна попадает в аннексированный Севастополь, где грузится на суда.

Об этом говорится в расследовании проекта «Схемы». Крым.Реалии поговорили с одним из авторов этого расследования – журналистом «Схем» Кириллом Овсяным о том, на какие ухищрения идут капитаны грузовых судов, какие инструменты используют расследователи в своей работе, и что происходит с зерном дальше.

В своем расследовании вы сообщаете о судах, которые загружались на Крымском полуострове зерном, а затем направлялись в турецкие порты. Так покупает ли Турция уукраинское зерно? Да или нет?

– Скорее, да. Но Турция не признает этого официально. Мы отправили ей запрос с просьбой объяснить, какие документы они получают от российских и сирийских кораблей, когда они приходят из оккупированного Крыма в порты Турции.

Ответ от турецкой стороны был?

– Мы обращались в Министерство иностранных дел Турции. Какого-либо ответа мы пока не получили, к сожалению. Турция – это государство, которое очень помогает сейчас Украине, во время полномасштабной войны против России. Поэтому мы надеемся, что их ответ и действия их правоохранительных органов помогут разъяснить эту ситуацию. И в будущем создадут такие условия, что невозможно будет вывозить украинское зерно из Крыма без согласия Украины.

Насколько сложно было достать информацию о том, откуда пришло и куда отправилось это зерно?

– Для того, чтобы отследить путь судна, нужно проплатить подписку в приложении Marine Traffic, которое и занимается этими отслеживаниями. Оно позволяет посмотреть и загруженность судна, и где оно шло, и где оно выключало и включало радары, в какие порты, согласно, радарам заходило. Без этого инструмента мы бы не сделали это расследование. Но главным инструментом все же был спутник – спутниковые снимки системы Planet Labs, к которым у нас есть доступ. А доступ к ним может получить далеко не каждый, плюс это довольно затратное приложение. Но оно позволяет ежедневно отсматривать то, что происходит, например, в порту «Авлита» в Севастополе, который по российскому законодательству называется «Авал». Как к нему ежедневно начали приходить суда, которые заполняются зерном. Оттуда они уходят в Сирию, в Турцию, пытаются попасть в другие страны, включая, скорее всего, и порты России.

В расследовании вы рассказываете, что в определенный момент грузовые суда пропадали с радаров, иногда на недели. Почему это происходило?

– Это распространенная практика, когда капитан выключает радары, чтобы скрыть, куда идет судно. Обычно это делается, чтобы зайти в подсанкционные порты или для перевозки подсанкционных грузов. Судно выключает свой транспондер и заходит в порт Крыма.

А вдруг это случайность, техническая неисправность и т.д.?

– Случайностью это назвать невозможно. Это обычная практика при заходе в санкционные порты. Мы регулярно такое наблюдали и ранее.

То, что Россия, вероятно, продает украинское зерно и зарабатывает на этом деньги, а концы, возможно, уходят в Турцию – этот факт пытались скрыть?

– Это действительно скрывается. Проблема в том, что продажа и перевозка этого зерна достаточно часто проходит почти без участия государства в этом, между двумя частными компаниями. Можем предположить, что турецкой компании предоставляют документы, что зерно выращено в России, что оно везется из российского порта, и в Крыму оно никогда не было. И турецкая компания берет это на веру.

В своем расследовании вы упоминаете документ, в котором написано «Крым. Россия». Расскажите, что это за документ?

– Это внутренний документ, который нам удалось достать. Он показывает происхождение этого зерна, и в нем указано «Крым. Россия». И это одна из причин, по которой мы обратились к турецкой стороне, потому что если этот документ входит в тот пакет, который предоставляется им, они должны были бы обратить внимание, что там указан Крым, который является оккупированной территорией. И такая продукция не должна была бы попадать турецким компаниям.

Обратимся к одному из примеров, который вы приводили в расследовании. 25 мая в Севастополь прибыло российское судно «Михаил Ненашев», а затем отправилось в турецкий Искандерун, хотя портом прибытия был указан российский Кавказ. Оно действительно перевозило украинское зерно?

– «Михаил Ненашев» заходит в Черное море, доходит примерно до середины открытого моря и выключает радары. Затем мы с помощью спутникового снимка видим, что он появился в «Авлите». Загрузка этого судна может происходить несколько дней, мы видим, что оно наполняется зерном. На следующий день «Михаил Ненашев» появляется на радарах. За это короткое время он не мог десять раз туда-сюда проехаться, где-то в другом месте разгрузиться/загрузиться. Мы точно уверены, что он вышел с «Авлиты» и в открытом море включил радары.

Когда вы говорите о вывезенном урожае, о каких суммах идет речь?

– Мы общались с аграриями. Они рассказывали, что у них действительно забирают зерно. Приезжают либо военные, либо какие-то личности, которые приезжают по наводке этих военных, забирают зерно и в дальнейшем везут его в Крым.

На рынке цена зерна сейчас была 300-400 евро за тонну. Одно судно, такое как «Михаил Ненашев», может перевезти за раз 28 тысяч тонн. За пять рейсов, которые мы отследили, всего получалось более 120 тысяч тонн. Если переводить это в деньги, то это примерно два миллиарда гривен.

Сумма впечатляет. Интересно, что факт, что это зерно украдено у украинских аграриев, признается даже российской стороной.

– Оккупационные власти в Херсонской и Запорожской областях, а также в Крыму часто хвастаются: мол, видите, это много фур, которые едут в Крым с зерном, а представьте, что будет, когда мы соберем урожай. И сейчас мы знаем, что они собирают урожай, и действительно, количество фур может только вырасти, как и количество рейсов в порт Севастополя. Сам порт Севастополя загибался, из-за санкций никто туда не заходил. И за последние 8 лет там никогда не было такой активности суден, какая происходит сейчас.


Похожие новости


Темы

Cтатьи

11:10 - 17.12.2023
Эксперты рассказали, сможет ли Черноморский флот РФ вернуть господство на море
09:10 - 11.12.2023
В Севастополе пытаются создать новый российский беспилотник
09:14 - 01.12.2023
Крымчане остаются без мобильной связи и спутниковой навигации: кто глушит эти сигналы на полуострове
09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину

Другие статьи