Важные новости

На дотационной игле и в «ковидной яме»: экономические итоги Севастополя в 2021 году

03.01.2022  /  Категория: Экономика  /  Тема: Аналитика

Севморзавод

За прошедший 2021-й год экономика города-героя по многим позициям так и не смогла выбраться из «ковидной ямы», в которой оказалась в году прошлом. Но даже отсутствие пандемии не помогло бы улучшить макроэкономические показатели – Севастополь по-прежнему остается сугубо дотационным и продолжает высасывать деньги из бюджета России.

Захватывающие дух прогнозы и манипуляции с цифрами

В конце ноября российское правительство Севастополя одобрило прогноз социально-экономического развития города на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов. Согласно документу, в ближайшие три года ожидается рост основных экономических показателей. От нарисованной картинки прямо захватывает дух. Но есть нюансы.

Так, в соответствии с сообщением пресс-службы российского правительства города, валовой региональный продукт (ВРП), согласно прогнозу, по итогам 2021 года составит 138,8 млрд рублей, рост по сравнению с предыдущим годом – 2,4%. В 2022 году ВРП прогнозируется на уровне 146,6-148,1 млрд рублей, планируемый ежегодный рост – 2,3%. При этом чиновники скромно умалчивают, что в прошлом, 2020 году, экономика города существенно просела после начала пандемии коронавируса и нынешний «рост» не покрывает прошлогоднее падение.

«В промышленном производстве в 2020 году по сравнению с 2019-м произошел спад на 5,5%. По оценкам, к концу 2021 года рост этого показателя составит 110,5%, в 2022–2024 годах также сохранится положительная динамика», – сообщает пресс-служба. При этом знакомые с арифметикой читатели понимают, что положительная динамика – это рост даже на 0,01%. Но российские власти конкретных цифр не приводят.

Та же арифметика позволяет подсчитать, что по сравнению с 2019-м годом рост ВРП составит менее 4%. А если учесть, что считается это все в абсолютных цифрах, конкретно – в миллиардах рублей, и показатели инфляции не учитываются, то никакого роста нет вообще. Даже по официальным данным Крымстата, в 2021-м инфляция составляет около 8 процентов.

В том же сообщении указано, что «индекс физического объема инвестиций в основной капитал в 2020 году уменьшился на 40,9%. В 2021 году объем инвестиций демонстрирует уверенный рост. Ожидается, что он составит 159,8% к объему инвестиций предыдущего года. Согласно прогнозу, увеличение продолжится и в период с 2022 по 2024 годы». Проводим те же несложные подсчеты и выясняем, что в соотношении с 2019 годом объем инвестиций уменьшился на 5,5 процента.

Про рост средней зарплаты, о котором заявляют чиновники, и говорить не стоит. Этот рост не покрывает даже инфляцию, да и методика подсчета «средней», по заявлениям специалистов, хромает. Метод арифметического сложения зарплат всех сотрудников и деления на их количество дает большие погрешности при очень высоких зарплатах руководителей. Известно, что в здравоохранении, например, зарплаты могут отличаться в 8-10 раз. Однако более точный средневзвешенный метод чиновникам неинтересен.

На дотационной игле

22 декабря депутаты российского парламента города приняли бюджет на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов. Объем доходов в 2022 году прогнозируется в сумме 61,2 миллиарда рублей, расходов – 61,8 миллиарда рублей, дефицит составит 552 млн.

«Хочу отметить, что объем доходов и расходов увеличен на 5,5 млрд рублей с учетом увеличения межбюджетных трансфертов. Дефицит сохранился на прежнем уровне – 552 миллиона», – доложил председатель парламентской комиссии по бюджету Вячеслав Аксенов.

При этом безвозмездные поступления из федерального бюджета планируются на уровне 39,7 млрд рублей, что составляет 64,9%, а собственные доходы, которые обеспечиваются налогами и акцизами составят 21,4 млрд рублей (35,1 %). Таким образом, бюджет город на две трети «сидит на дотационной игле».

Что касается собственных доходов, то основную часть поступлений составит налог на доходы физлиц – 47 %, поступления от акцизов – 14%, доходы от аренды городского имущества и специальных налоговых режимов планируются по 11%. И налог на прибыль даст 10 % от собственных доходов города. Кроме этого, впервые с жителей Севастополя начнут взимать российский налог на имущество. Он даст в бюджет 1,5 млрд рублей.

По теме: Мегапроекты Севастополя в 2021 году: ни дня без скандала и проволочек

Согласно документам российского Заксобрания города, бюджет на нынешний, 2021 год, был принят с общим объемом доходов 52,52 млрд рублей, в том числе 35,26 млрд рублей безвозмездных поступлений (это около 67% от общего объема доходов); объемом расходов в размере 54,62 млрд рублей; дефицитом 2,1 млрд рублей.

Годом ранее цифры были следующие: объем доходов 58,24 млрд рублей, при этом безвозмездные поступления составляли почти 72% – 41,92 млрд рублей. Расходы прогнозировались на уровне 61,67 млрд рублей, дефицит – 3,43 млрд рублей.

Таким образом, зависимость от бюджета России если и снизилась, то незначительно. Даже пропагандистские местные СМИ признают, что с этой «иглы» Севастополь не слезет никогда.

Промышленность и сельское хозяйство, которые как бы есть

В самодостаточных городах, как известно, всегда есть наполняющие бюджет предприятия. Севастополь в этом отношении в постсоветское время постоянно был городом-нахлебником, подпитываемым из украинского бюджета, а после аннексии – из российского.

Такое бюджетообразующее предприятие как Севморзавод власти города на протяжении семи последних лет обещают «поднять с колен» и обеспечить мощными госзаказами. Но, причина проста – на это нет денег, несмотря на то, что предприятие включили в состав Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).

Директор департамента экономического развития правительства Севастополя Денис Профатилов так оценил финансовое благополучие предприятия: «Касательно цифр, здесь в зависимости от желаний и потребностей. Здесь можно говорить о том, чтобы запустить завод, реконструировать его и производить какую-то продукцию уже в новом качестве. Мы говорим и о композитных материалах, и о серийном производстве. Это суммы порядка 10 млрд рублей. Если мы хотим завод абсолютно новый – здесь это 80».

Понятно, что лишних 80 млрд у правительства России нет, да и 10 млрд – сумма немалая. Пока же завод решено совместить с 13-м судоремонтным заводом Черноморского флота, а часть освободившейся территории использовать под девелоперские проекты, то есть под застройку.

«Я сам, когда был в Севастополе, заезжал на Севморзавод, обошел основные корпуса и территорию, дал поручение подготовить инвестиционный проект и буквально на прошлой неделе его утвердил. Часть территории мы хотим отдать под развитие города, а основную территорию модернизировать», – рассказал на состоявшейся 30 ноября встрече с сенаторами министр промышленности и торговли правительства России Денис Мантуров.

Что же касается «портфеля заказов» для завода, то предприятие уже несколько лет трудится над созданием плавкрана, для которого пока готов только один понтон.

По теме: Севастопольский морской завод совместят с «девелоперским проектом»

Еще одно крупное предприятие – Балаклавское рудоуправление (БРУ) – в последние годы испытывает определенные трудности, в 2021-м ему пришлось убрать часть производственных мощностей из Балаклавской бухты, где по поручению президента Владимира Путина хотят строить яхтенную марину. Кроме этого, основной карьер постепенно истощается.

Так, по результатам 2018 года БРУ перечислило налоговых платежей на сумму более 480 млн рублей, в том числе непосредственно в бюджет Севастополя – более 186 млн рублей. «По итогам работы за 2019 год перечислено в бюджеты всех уровней более 347 млн рублей. Непосредственно в бюджет Балаклавы и Севастополя перечислено более 120 млн рублей», – сообщала пресс-служба рудоуправления.

А вот данных за 2020-й и 2021-й год в открытом доступе нет вообще, но общую динамику налоговых поступлений можно представить – она снижается.

Более-менее нормально себя чувствует сельское хозяйство Севастополя, представленное виноградарством и виноделием, а также выращиванием фруктов. Объемы производства понемногу растут, как и налоговые отчисления в бюджет.

Читайте: «Усилился страх мировой войны и произвола властей». Каким был 2021 год для россиян

Но, как оказалось, вклад промышленности и сельского хозяйства в целом невелик. Как отметил во время обсуждения проекта бюджета депутат российского Законодательного собрания Севастополя Сергей Борисов, «в 2020 году совокупный вклад в бюджет промышленности и сельского хозяйства оказался равен вкладу от деятельности риелторов». И в 2021-м ситуация не улучшилась.

Единственная отрасль, которая год от года наращивает прибыль, – строительная. Строительство жилых домов в городе-герое развернулось нешуточное, с помощью переселенцев из России и усилий местных девелоперов город рискует в ближайшие годы стать «миллионником». Вот только работать приезжим будет негде.

«Туризм – это наше все»

Если нет нормально работающей промышленности, а сельское хозяйство наполнить бюджет не может, остается уповать только на туризм, который российские власти города считают третьим столпом местной экономики.

В начале октября заместитель губернатора Мария Литовко рассказала об итогах туристического сезона в Севастополе, который продолжался с мая до конца сентября. «Несмотря на то, что пандемия не прошла бесследно и ковидные ограничения сдерживали туристический поток, мы фиксируем динамику даже по сравнению с 2019 годом. Турпоток вырос на 12,7 %. По оперативным данным, на 1 сентября 2021 года Севастополь посетило 440 тыс. человек. В 2019 году город принял 418 тыс. человек, а в 2020 году – 345 тыс.», – отметила она.

Отмечается, что приток туристов в город стимулировала программа туристического кэшбека от Ростуризма. В программе приняли участие 14 севастопольских гостиниц и 3 детских лагеря. В 2022 году власти планируют увеличить цифру участников в два раза.

На это губернатор Севастополя Михаил Развожаев сказал, что аналитика туристического сезона должна быть также выражена в финансовом эквиваленте. «Увеличение турпотока – это нагрузка на транспорт, ЖКХ и другие сферы. Необходимо проанализировать и понимать, каков экономический эффект от туристов, чтобы принимать правильные управленческие решения и делать нужные акценты при развитии инфраструктуры», – поручил глава города.

По теме: Еще больше строек: власти анонсировали создание индустриального парка в Севастополе

И точных цифр экономического эффекта от туризма нет ни за этот, ни за предыдущие годы. Туристы из России, ринувшиеся в Крым на фоне закрытых из-за пандемии границ и благодаря «халяве» в виде туристического кэшбека, экономическую картину сильно не изменили. В выигрыше оказались только собственники средств размещения, которые, как утверждается, были заполнены почти полностью. А вот на экскурсии российские туристы не спешат – денег на это у них нет, приехали только ради моря и солнца. Об этом рассказывают местные предприниматели, добавляя, что многие туристы со своими продуктами на отдых едут.

«Внешняя» торговля

По данным российского правительства города, общий внешнеторговый оборот Севастополя за 9 месяцев 2021 года составил 8,3 млн долл. США – это на 24% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Внешнеторговую деятельность в третьем квартале года осуществляли 77 экономических агентов, в том числе 48 юридических лиц.

Например, предприятие «Экксе» – один из ведущих производителей спортивной танцевальной обуви в России. В период пандемии фирма смогла перестроить свою работу и изготавливала средства индивидуальной защиты (масок) для севастопольцев. Основной вид продукции – спортивную танцевальную обувь – «Экксе» реализует в России, Беларуси, Украине, Казахстане, а также осуществляет экспорт и имеет представительства на территории Европы, Канады, США, Латинской Америки, Ближнего Востока, Азии и Израиля.

Работу такие предприятия ведут через Центр поддержки экспорта, что позволяет скрыть происхождение продукции из находящегося под санкциями Крыма.

Убытки и сверхубытки

Как сообщает Крымстат, в разные месяцы 2021 года от 38 до 40% предприятий Севастополя работали с убытком. Основная доля общей суммы убытка сформирована предприятиями сферы промышленности (38,8%) и строительства (25,1%).

На грани банкротства долгое время находится городское предприятие «Севэлектроавтотранс», ведающее автобусными, троллейбусными, а с некоторого времени и катерными, пассажирскими перевозками. Предприятие задолжало за купленные в лизинг автобусы и троллейбусы более 4 млрд рублей. На днях местное правительство выделило на частичное погашение долга 1,7 млрд рублей, остальную сумму планируют погасить в 2022 и 2023 годах. Разумеется, деньги на это были выпрошены из бюджета России.


Похожие новости


Темы

Cтатьи

09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину
10:39 - 12.02.2023
Топ-5 изобретений украинских военных в войне против РФ
19:13 - 08.02.2023
Почему не работают футбольные санкции в отношении игроков из Крыма?
18:37 - 02.02.2023
«Скрепные» квесты: как древний Херсонес стал местом культа Александра Невского

Другие статьи