Важные новости

Севастопольский морской развод

03.02.2021  /  Категория: Экономика  /  Тема: Аналитика

Севастопольский морской завод

Главный судостроитель города срывает сдачу плавкранов и остается без руководителей производства на фоне указа Путина акционировать предбанкротное ФГУП и планов Мантурова застроить его территорию.

Идущий сегодня ко дну долговой ямы «Севастопольский морской завод» в 2014 году стал символом российского возрождения судостроения в предвыборной кампании «Единой России». А в 2015 – апофеозом запроса населения на историческую справедливость – предприятие «именем революции» было экспроприировано у тогда президента Украины Петра Порошенко.

Следующие два-три года ознаменовались долгами по зарплате, уголовным делом на руководство СМЗ, передачей производственных мощностей в управление «Объединенной судостроительной корпорации» (ЦС «Звездочка») и оформления национализированной городом собственности в федеральную.

В 2016-м сообщалось о переправке понтонов для будущего Крымского моста, которые, как говорят старожилы «Севморзавода», на деле не строились, а были собраны на СМЗ из украинских понтонов, заказанных под речной кран-тримаран при Порошенко. В 2010-х он планировал закончить заложенный еще Леонидом Кучмой грузовой 1200-тонник, но не нашел на проект деньги и современные комплектующие. После того, как на воду был спущен первый понтон, а другие медленно доводились до ума, Порошенко рассчитывал отдать территорию завода под яхтенную марину и застроить территорию апартаментами.

История с плавкранами «Севморзавода» при Украине почти под копирку повторяется в России. В 2017 году «Звездочка» заложила на СМЗ 400-тонный «Севастополь». Через два года торжественно был спущен на воду только понтон. Подобная участь постигла и 700-тонного «Григория Просянкина». Плавкран начали строить в 2018-м, а в ноябре 2020-го объявили о спуске лишь «основной части» понтона грузоподъемника. И под ПК-400 «Севастополь», и под ПК-700 «Григорий Просянкин» использовали оцифрованные по заказу Минпромторга РФ за 360 млн рублей проекты ЦКБ «Коралл» из 1990-х.

Как говорят на предприятии, активное строительство плавкранов за почти шесть миллиардов рублей снова упирается в утраченные компетенции, отсутствие на территории РФ подходящих двигателей и других комплектующих.

И вот в 2020 году руководители Минпромторга РФ начали косвенно подтверждать несостоятельность проекта большого судостроения в Севастополе. За две недели до выборов Михаила Развожаева в губернаторы город посетил министр Денис Мантуров. Федеральный чиновник сообщил своей пресс-службе, что «Севморзавод» объединят с «13-м судоремонтным заводом», и освободившиеся после этого промплощадки отдадут под застройку гражданской инфраструктурой.

Развожаев через свою пресс-службу поспешил нивелировать потенциальное недовольство избирателей и недоумение работников предприятий от такого решения властей. Он заявил, что «Объединенная судостроительная корпорация» уже заканчивает акционирование «Севморзавода» и будет создавать в городе мощный кластер, а оптимизация территории СМЗ лишь сделает производство более компактным. Чуть позже на встрече с коллективом «13-го судоремонтного» Развожаев опроверг слова Мантурова об объединении предприятия с «Севморзаводом».

На поверку слова ставшего 14 сентября 2020 года губернатором Развожаева уже опроверг Владимир Путин. Спустя полтора месяца, 21 октября, президент подписал указ не о завершении, а только начале акционирования «Севморзавода», которое должно продлиться еще 18 месяцев. За неделю до президентского указа в Севастополь снова приехали представители Минпромторга. Замдиректора судостроительного департамента Константин Анциферов назвал «спорным» будущее больших госзаказов для «Севморзавода» и «13-судоремонтного». По словам чиновника, предприятия не справляются с проектными сроками, и им еще нужно показать свою работоспособность. Он предложил сконцентрироваться на мелкосерийном производстве и попробовать собрать, например, буксир.

В настоящий момент «Севморзавод» – это разведенный на две базы актив. Производственной – через ЦС «Звездочка» управляет «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК), а имущественной – ФГУП «Севастопольский морской завод имени Орджоникидзе», который принадлежит Минпромторгу РФ. Чтобы свести это все под началом ОСК, и было затеяно акционирование ФГУП.

В декабре прошлого года стало известно, что Росимущество подало несколько исков к должному акционироваться по указу Путина предприятию. Общий долг за аренду территории с момента передачи «Севморзавода» в федеральную собственность составил свыше 60 миллионов рублей. Также Росимущество пытается в одностороннем порядке увеличить стоимость этой аренды для ФГУП до 36,9 млн рублей в месяц, которых у предприятия нет, как и денег оплатить накопившиеся долги. Предположения СМИ о предстоящем банкротстве, остались без комментариев участников судебного процесса.

Почти одновременно с претензиями Росимущества к ФГУП из руководства промбазой «Севморзавода» ушли по собственному желанию первый замдиректора по производству Сергей Черногубовский и главный инженер Александр Ещенко, отвечавшие за строительство плавучих кранов. На сайте ЦС «Звездочка» они еще числятся в штате, но близкие к СМЗ источники «Примечаний», говорят, что Севастополь в марте покинет и генеральный директор предприятия – Владимир Баженов. Ранее о предстоящей отставке Баженова сообщал Крымский канал в Telegram. Якобы он не хочет отвечать за провал программы ПК-400 и ПК-700, поэтому может возглавить «Средне-Невский судостроительный завод». Источники «Примечаний» называют Баженова будущим руководителем другой – кронштадтской верфи.

Как все это отразится на будущем судостроении в Севастополе, пока неизвестно. Госзаказы для предприятий города или обеспечения базы ЧФ морскими перевозками все больше любят тишину. Вместе с амбициями на плавкраны, похоже, остается несбыточным проект «Комета 120М». Рыбинский «Вымпел» собирался собирать суда на подводных крыльях в Севастополе, однако тихо бросил площадку и недавно был отдан в собственность «Объединенной судостроительной корпорации». Но имущественная база «Вымела» в Ярославской области выглядит менее привлекательной для застройки апартаментами или появления там марины, чем территория «Севморзавода» в Южной бухте Севастополя.

Предыдущая новость:

Крым особого режима


Похожие новости


Темы

Cтатьи

11:10 - 17.12.2023
Эксперты рассказали, сможет ли Черноморский флот РФ вернуть господство на море
09:10 - 11.12.2023
В Севастополе пытаются создать новый российский беспилотник
09:14 - 01.12.2023
Крымчане остаются без мобильной связи и спутниковой навигации: кто глушит эти сигналы на полуострове
09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину

Другие статьи