Важные новости
Смертельное удовольствие
23.02.2009 / Категория: Общество
Расследование
Все, что приносит в жизни удовольствие, либо аморально, либо ведет к ожирению. Однако без подобных маленьких радостей жизнь скучна и пресна. Но часто мы забываем, что некоторые удовольствия могут попросту отобрать жизнь человека. Казалось бы, давно известно, что наркотики – зло, а незащищенный секс и общая игла приводят к распространению ВИЧ-инфекции, но эта тема все еще остается чрезвычайно актуальной.
В Севастополе проживает 380 тысяч человек. По данным Севастопольского медицинского СПИД-центра, число выявленных ВИЧ-инфицированных на период с 2007 года по 01.07.2008 составило 1820 человек. Однако специалисты говорят, что эту цифру смело можно умножать на пять: из носителей ВИЧ-инфекции только каждый пятый знает о своем диагнозе. В Украине распространение ВИЧ/СПИД носит характер пандемии.
Традиционно группами риска в отношении распространения ВИЧ-инфекции и СПИДа принято считать представителей сексуальных меньшинств, потребителей инъекционных наркотиков, представителей секс-бизнеса. И в этой среде активно проводятся профилактические мероприятия: в центрах помощи производят обмен шприцев на чистые, бесплатно раздают презервативы.
Принятые меры дали результаты, количество случаев заболевания ВИЧ-инфекцией сократилось среди представителей групп риска. Но теперь картина изменилась: теперь основным (около 80%) способом передачи ВИЧ-инфекции является половой. То есть, в группу риска может попасть любой человек, и никто не застрахован от страшного диагноза. И зачастую мы просто не знаем, куда обращаться за информацией или помощью.
Севастопольский городской общественный центр «Росток» городской общественной организации «Модус» существует в нашем городе уже шесть лет. Деятельность этого центра направлена на оказание правовой, психологической, социальной помощи наиболее уязвимым к инфицированию ВИЧ группам населения: это лица, прошедшие реабилитацию от наркотической зависимости, работницы коммерческого секса, люди, живущие с ВИЧ. Также здесь помощь находят люди, живущие рядом с химзависимыми или ВИЧ-позитивными людьми: созависимость – это тоже болезнь, поведение людей изменяется под воздействием присутствия больных людей.
Основной проблемой нашего социума сотрудники называют низкую информированность населения и отсутствие толерантного отношения к ВИЧ-позитивным людям. Заболевший человек моментально попадает в некоторый социальный вакуум: вокруг него не остается людей, которые могут его поддержать и помочь ему, он остается один. Мы знаем, что ВИЧ – это опасно, но не знаем, чем конкретно. Мы говорим об инфекции, но не представляем, как она передается.
ВИЧ-инфекция имеет всего три пути передачи: парентеральный (через кровь при инъекциях, операциях, пирсинге); половой и от матери к ребенку. Через прикосновение, пот, слезы, бытовые принадлежности, воздушно-капельным путем инфекция не передается. Человек-носитель ВИЧ-инфекции, который знает о своем диагнозе, – полноправный член общества.
Однако люди вообще склонны к критическим оценкам и развешиванию ярлыков. Диагноз «ВИЧ» зачастую звучит как приговор даже в устах врача. Определение «наркоман» ставит крест на человеке. Даже прошедшие реабилитацию люди скрывают свой недуг. В нашем социуме прочно сидит стереотип, что химическая зависимость – это исключительно показатель человеческой слабости. А во всем мире уже давно зависимость признана заболеванием. И употребляющих наркотические вещества там не изолируют и не унижают – их лечат.
История Андрея начинается как сотни других историй: родился в славном и красивой городе Ленинграде в семье инженера, с детства увлекся спортом, закончил геодезический техникум, военное училище. Сейчас даже трудно сказать, что именно стало причиной того, что молодой парень, умница, спортсмен, обратился к психотропным веществам: то ли желание быть «как все» в компании старшеклассников, то ли врожденный низкий уровень эндорфина в организме, то ли постоянная опека родителей и отсутствие чувства ответственности за свои поступки… Вероятнее всего, все это в совокупности привело к тому, что парень плотно «сел» на тяжелые наркотики.
Андрей прошел долгий и трудный путь: даже уже осознав свою зависимость, он не мог противиться ей, отрава была сильнее. Сильнее пяти курсов реабилитации и нескольких процедур детоксикации. Но сейчас Андрей – наставник для людей, которые хотят излечиться, любящий муж, он учится на психолога, чтобы еще лучше понимать людей. Его путь – нелегкий, но реальный. И главное, что ему помогло – вера в него людей, то, что он не остался один.
Работа центров, которых несколько существует в Севастополе, строится на благотворительных вливаниях. Однако «благотворителей» не так много, и большинство из них – это иностранные фонды. Впрочем, это не удивительно: Украина и ее жители, выезжающие за рубеж, представляют реальную угрозу распространения ВИЧ/СПИД в Европе. И поэтому Европейские и американские фонды поступают по привычному для себя сценарию – пробуют лечить. Создаются благотворительные фонды, образовательные программы. Но пока социум не изменит своего отношения к болезни и к больным, в Украине проблему наркомании и ВИЧ/СПИД не победить.
ГАЛИНА ЧАРСКАЯ