Важные новости
«Крым – наш, Сибирь – ваша». Кто оставил полуостров без китайских инвестиций?
17.11.2020 / Категория: Общество
Встреча Владимира Путина и Си Цзиньпина. Пекин, 2018 год
Крым будет частью нового «Шелкового пути», убеждают российские аналитики-востоковеды. Якобы Китай привлечет полуостров к своему масштабному экономическому проекту «Один пояс, один путь». Ждать ли Крыму китайские золотые горы?
После 2014 года Китай «бросился» в экономические объятия Крыма. Так рассказывали подконтрольные Кремлю СМИ. Писали о планах китайских предпринимателей поставлять на полуостров оборудование для асфальтобетонных заводов. И о том, как китайский инвестор хочет организовать туристические круизы в Крым.
Китай даже увлекся крымскими винами. В планах были и настоящие винные туры.
Аннексированный Крым заманивал азиатских гостей своей новой экзотикой. Турфирмы полуострова разработали для китайцев 30 военно-патриотических маршрутов, посвященных Второй мировой войне.
Китайские туроператоры для нас – это очень большая перспектива
Олег Зубков
В 2015 году владелец парка львов «Тайган» Олег Зубков принимал у себя китайских туроператоров. Надеялся, что они направят потоки гостей из Азии на полуостров.
«Китайские туроператоры для нас – это очень большая перспектива. Более 100 миллионов китайцев выезжают за пределы Китая, путешествуют, и хотелось бы, чтобы от этих 100 миллионов несколько миллионов достались Крыму. Это пополнит и бюджет, и это будет здорово и интересно», – с оптимизмом говорил он тогда.
До того дошло, что в 2016 году СМИ заявили, что якобы Пекин определился с принадлежностью Крыма после визита Владимира Константинова в Поднебесную.
«Нас приняли и подчеркнули статус Крыма как части России. Вопрос о легитимности республики не поднимался ни разу. Все все понимают. На официальных и неофициальных площадках этот вопрос так и не рассматривался», – такой информацией делилось крымское издание.
На самом деле, позиция Пекина неизменна с момента аннексии полуострова и не такая, как крымчанам рассказывают по телевизору, объясняет китаевед Евгения Гобова.
Китай не признает Крым частью России. Китай не признает этой аннексии
«Официальная позиция Китая четкая и понятная и не дает каких-то разносторонних толкований. Китай не признает Крым частью России. Китай не признает этой аннексии... Я не знаю, что должно произойти, чтобы Китай признал Крым и вообще как-то допустил свое официальное присутствие в Крыму. Это вещи невероятные на данный момент», – уверена китаевед.
Правда, в отличие от США и Евросоюза Китай не вводил санкции за аннексию Крыма и не разрывал торговые отношения с Россией. Объясняет политолог-международник Антон Кучухидзе: «Они, с одной стороны, вроде бы не признают аннексию Крыма, признают принципы международного права, устав ООН. Но с другой стороны, они совершенно не нацелены на конкретные шаги, чтобы показать России не то чтобы красную, а хотя бы желтую карточку».
Так было и в мае 2017 года. Частный предприниматель из Китая через крымскую фирму арендовал землю в Нижнегорском районе Крыма, начал строить теплицы, хотел выращивать фрукты и овощи. Но за год, после протестов местных фермеров, свернул бизнес.
Российский глава Нижнегорского района Александр Петров сообщил следующее: «По результатам переговоров с предпринимателями Нижнегорского района, общественностью и главами администраций сельских поселений принято решение о демонтаже остов теплиц, срок исполнения – три календарных дня».
До 2014 года главным экспортером продукции в Крым был Китай – 42% всего импорта. После аннексии этот показатель сократился в 161 раз, и дело не только в санкциях. Крым для России – это, прежде всего, военная база и присутствие на ней Китая не желательно, убеждает Антон Кучухидзе.
«Якобы были определенные переговоры оккупанта с Китаем и в результате этих переговоров российская сторона решила в Сибири такие же участки земли предложить под экономические проекты, чтобы они отказались от бизнес-интересов в Крыму», – говорит политолог-международник, сообщая подробности того, как Москва сама «отговорила» Пекин инвестировать в Крым.
Об этом же в 2015 году говорил и российский финансовый аналитик Степан Демура: «Крым наш – Сибирь ваша. Вот что произошло в Пекине. Последнее заявление Ромодановского (министр Федеральной миграционной службы России в 2005-2016 годах – КР): «Да, китайцы таки высококвалифицированные работники, да, хорошо подчиняются своим боссам, поэтому мы их просим в Сибирь».
До аннексии украинско-китайские отношения налаживались. В 2013 году Пекин предлагал Киеву создать в Крыму зону экономического развития.
Вот что рассказывает об этом Евгения Гобова: «Речь шла о китайских инвестициях, о развитии глубоководного морского порта, насколько я помню, в Севастополе, и, кажется, о реконструкции рыбного порта. Какого рода инвестиции, я не могу вам сказать, опять же на тот момент это все было только на этапе меморандумов».
По данным издания «Жэньминь Жибао», в портовую инфраструктуру Севастополя Пекин обещал вложить 3 миллиарда долларов. Еще 7 миллиардов – в модернизацию аэропорта в Симферополе, строительство нефтеперерабатывающего завода на полуострове, базы сжиженного природного газа, учебных центров и благоустройство пляжей.
После аннексии все эти проекты заморозили. Сейчас в Симферополе о китайских инвестициях напоминают только магазины дешевой китайской одежды.
Дмитрий Евчин
Крым.Реалии
Предыдущая новость:
В Севастополе в понедельник утром выявлено пять нетрезвых водителей