Важные новости

Бизнес-проект: как варяги получили разрешение и убивают Херсонес

29.10.2020  /  Категория: Общество  /  Тема: Полный абзац!

Специалисты и простые горожане от происходящего в шоке.

Их версия

Работы по монтированию новых деревянных и металлических конструкций, которые проводятся в заповеднике «​Херсонес Таврический»​, по заверениям сотрудников музея, «не затрагивают культурного слоя и архитектурно-археологических объектов заповедника». Об этом сообщила пресс-служба музея.

«Монтаж смотровой площадки не затрагивает культурного слоя и архитектурно-археологические объекты заповедника (батарея Канэ появилась в начале ХХ века, после Русско-Японской войны). Внедрение в грунт не производится. Конструкция устанавливается на поверхности через геотекстиль, что делает ее адгезию к основанию минимальной, а также мобильной при необходимости быстрого демонтажа. Более того, масса смотровой площадки распределена по всей поверхности территории согласно ГОСТу и оказывает давление на грунт вчетверо меньше, чем взрослый человек массой 80 кг во время ходьбы», – говорится в сообщении.

строительство смотровой площадки в Херсонесе

Как уточняется, на территории музея прокладывают деревянные настилы в наиболее посещаемых районах городища и устанавливают видовую смотровую площадку.

«Внешний облик музея-заповедника имеет под собой научную основу, позволяющий сохранить уникальный археологический ландшафт древнего Херсонеса без изменений. Все проекты благоустройства имеют специальные разделы по обеспечению сохранности объектов культурного наследия. Разделы получили положительные заключения государственной историко-культурной экспертизы, экспертами в которых выступали сотрудники ведущих археологических организаций страны, (Институт археологии РАН и ИИМК), а также специалисты-архитекторы. Акты экспертиз в соответствии с действующим законодательством (73-ФЗ) были размещены на сайте Министерства культуры Российской Федерации для общественного обсуждения», – говорится в сообщении.

«Проект, в рамках которого выполняются работы, и раздел по обеспечению сохранности объектов культурного наследия согласованы Министерством культуры Российской Федерации и имеют положительное заключение историко-культурной экспертизы», – говорит первый заместитель директора Херсонеса Таврического Татьяна Сарапулкина.

Мнения специалистов

Под видом развития Херсонес фактически уничтожают, говорит бывший замдиректора музея-заповедника «Херсонес Таврический» по развитию Павел Кузенков. При этом те, кто этим занимается, идут на подлоги и нарушения, понимая, что иначе их инициативы просто не пройдут.

Первое, что он подчеркнул в разговоре с ForPost ,– работы ведутся не вблизи городища, а на нем самом.

«Это строится не просто рядом с городищем – это строится на самом городище, причем в самой древней, не раскопанной и не исследованной части города, где, собственно, и рождался Херсонес. Там для археологов огромный фронт работы. И все это напрочь перекрывается этой никому не нужной площадкой», – говорит ученый.

 работы ведутся не вблизи городища, а на нем самом

Создание этого циклопического, по выражению историка, сооружения, как и появление других усеявших городище конструкций (металлических ферм, подиумов, деревянных дорожек, решеток, фонарей, кабелей), формально обосновывается проведением некоего фестиваля:

«Утверждается, что все эти конструкции сборно-разборные и археологическим слоям вреда не нанесут. Но это еще надо доказать. Очевидно, что один лишь подвоз и монтаж этих конструкций нарушает требование закона, запрещающего на объектах культурного наследия любые работы, кроме связанных с его сохранением».

Помимо этого, совершенно не совместимая с обликом античного города постройка безобразно искажает аутентичный облик древнего городища, подчеркивает ученый.

«Облик любого памятника охраняется законом. А Херсонес, как мы знаем, объект всемирного наследия. Под охраной российских законов и международных конвенций находится не только то, что под землей или на ее поверхности, но и все видовые раскрытия, передающие дух места. Все они внесены в охранное обязательство музея-заповедника, и появление любых посторонних объектов здесь недопустимо или требует тщательнейшей экспертной оценки.

Например, деревянные настилы есть и в Афинах, и в Риме, и в других мировых музеях. Но там они не бросаются в глаза, так как сделаны профессионально! Здесь же налицо примитивный и грубый непрофессионализм: все эти мостки настолько забивают памятник, что дети после экскурсии на вопрос, какой был главный строительный материал у древних греков, теперь отвечают: дерево!», – говорит Кузенков.

Серьезная афера

Выложенная на сайте Севнаследия экспертиза, добавляет ученый, не содержала предусмотренных законом электронных подписей экспертов. Никаких рисунков, планов видовых раскрытий и пр. к «документу» также приложено не было. То есть как будет выглядеть сооружение, увидеть и понять было невозможно.

«Я и другие коллеги написали замечания на эту экспертизу – ведь согласно закону акты и вывешиваются в сети интернет для того, чтобы на них можно было отреагировать, – рассказывает Павел Кузенков. – Но внезапно акт «перекочевал» на сайт Минкультуры, а уже 5 июня, до истечения положенных законом 15 рабочих дней, там появилась сводка замечаний и предложений за подписью господина Никифорова, в которой значилось, что «предложения отсутствуют».

Появление акта ГИКЭ сначала на сайте Севнаследия, а затем на сайте Минкультуры ученый называет «процедурой запутывания», доказывающей, что авторы и заказчики прекрасно понимали несоответствие своих действий закону.

«Они прекрасно понимают, что все это незаконно, и боятся любой огласки. Ведь могли бы спокойно принять все возражения и замечания и дать на них формальные отписки. Но нет, решаются на серьезную аферу – фальсификацию предусмотренной законом процедуры гласного обсуждения», – говорит Кузенков.

Вдобавок ко всему подписавшийся под сводкой Николай Никифоров занимает в департаменте охраны ОКН пост начальника отдела регулирования градостроительной деятельности. Но какая «градостроительная деятельность» может вестись в музее-заповеднике? Видимо, профильные специалисты просто отказались подписывать сомнительный документ?

Такой вариант Павел Кузенков считает вполне возможным: по его словам, и в Министерстве, и в академических кругах давно уже «с бессильным ужасом» смотрят на происходящее в Херсонесе. По словам ученого, теперь здесь всем заправляет фонд «Моя история».

«Фонду предоставлен полный карт-бланш. Эта частная организация получает щедрые целевые пожертвования на благоустройство Херсонеса. Из этого можно было бы извлечь великую пользу, без лишних бюрократических проволочек способствуя созданию в Севастополе музея мирового уровня, достойного «Русской Мекки». В тесном сотрудничестве с учеными можно было бы провести раскопки, укрепить руины, которые в этом остро нуждаются. Но пошли по другому пути, по пути профанации и разрушения», – констатирует Кузенков.

Все это, добавляет он, заставляет вспомнить классический «русский вопрос»: что это – глупость или измена?

«Самое страшное, что люди не хотят слышать голос профессионалов, общественности, голос севастопольцев. Они правдами и неправдами добиваются главной цели – освоения огромных средств. Они обязаны их потратить по назначению, на благоустройство музея-заповедника. Но сделать это профессионально, с привлечением ученых, с опорой на утвержденную Министерством в 2017 году Концепцию развития Музея-заповедника (кстати, прошедшую придирчивое профессиональное и общественное обсуждение) не хотят. Складывается ощущение, что их цель – уничтожить памятник».

Некомпетентность, бесхозяйственность и «рука епископа»

«К моему большому сожалению проблемы у Херсонеса начались с момента перехода в правовое поле России, – рассказывает бывший глава организации «Граждане Херсонеса» Григорий Донец. – Сначала была история, когда попы начали претендовать на территории заповедника. Потом были истории с установкой сцены, проведением различных фестивалей и так далее».

Несмотря на наличие у дирекции Херсонеса экспертизы и согласования проекта работ с Министерством культуры, нынешнее благоустройство незаконно, уверен Донец.

Херсонес, как и Военно-исторический музей, имеют статус заповедника, говорит он. Этот статус определен «не ради красного словца». Она ограничивает возможность проведения на данной территории широкого перечня строительных или монтажных работ за очень редкими исключениями. Таким образом, объясняет общественный активист, нынешнее строительство, как и все предыдущие уже реализованные проекты, незаконны.

Проблема, по словам Донца, заключается в том, что ни нынешнее руководство Херсонеса, ни люди, которые, возможно, стоят «над ними», не знают об этом.

О некомпетентности нынешних представителей администрации музея говорит и реставратор Анатолий Туманов. По его словам люди, стоящие «у руля», включая директора музея-заповедника Елену Морозову, являются протеже «церковного лобби в лице Тихона Шевкунова» – епископа русской православной церкви, имеющего репутацию человека, близкого к президенту России Владимиру Путину.

Прямого отрицательного влияния на городище строящаяся металлическая конструкция не окажет, считает реставратор. Но сам факт наличия дополнительных антропогенных нагрузок окажет отрицательное влияние на культурный слой. Кроме того, на состояние данного участка городища влияют машины, которые регулярно подвозят рабочим строительные материалы и инструменты.

Григорий Донец считает, что нынешняя ситуация в Херсонесе, как и иные проблемы, возникающие в Севастополе, имеют единый корень.

«В городе просто нет хозяина», – говорит Донец, добавляя, что именно местные чиновники, в том числе и губернатор Севастополя Михаил Развожаев, должны отстаивать интересы города перед представителями федеральной российской власти.

Предыдущая новость:

Замдиректора севастопольского Фонда капремонта обеспечил 29 заказов для «своей» фирмы


Похожие новости


Темы

Cтатьи

11:10 - 17.12.2023
Эксперты рассказали, сможет ли Черноморский флот РФ вернуть господство на море
09:10 - 11.12.2023
В Севастополе пытаются создать новый российский беспилотник
09:14 - 01.12.2023
Крымчане остаются без мобильной связи и спутниковой навигации: кто глушит эти сигналы на полуострове
09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину

Другие статьи