Важные новости
Тайну зеленой сетки в центре Севастополя открыли строители
10.09.2020 / Категория: Общество
Возможен ли компромисс между естественной красотой и безопасностью?
То, что со склона над Красным спуском в Севастополе убрана так называемая зелёная сетка, не повлияет на безопасность дороги, только оставит ее грязной в сильный дождь. Об этом ForPost рассказал Сергей Кочетовский – генеральный директор московского НПО «Базальтум», которое по договору с «Севавтодором» выполняло укрепление спуска.
Глава компании и специалист, обеспечивающий научную обоснованность проекта, сами обратились в редакцию, чтобы рассказать о работах на Красном спуске и ответить на подозрения, высказанные севастопольским архитектором.
«Основные удерживающие элементы – это полутораметровые анкеры в скале и металлическая сетка двойного кручения, удерживающая глыбы, которые могут выпасть на дорогу. А всю силовую нагрузку принимают тросы. Под металлической сеткой при полноценной защите располагается геомат – объемная путанка черного или зелёного цвета. Она останавливает эрозию и выветривание, но последствия того, что её убрали, не самые значительные. Максимум, к чему это может привести, – к грязевым ручейкам, которые при сильных ливнях будут попадать на Красный спуск. Чисто технически мы, конечно же, за то, чтобы все было как предусмотрено, но, конечно же, без зеленого эта конструкция менее заметна», – говорит Сергей Кочетовский.
Вся система в комплексе останется такой же устойчивой и будет защищать дорогу не менее трёх лет – а это хороший срок в случае аварийных работ, которыми было укрепление Красного спуска, отмечает он.
… а получилось как всегда
Существуют ли другие, не строительные способы обезопасить склон – вопрос, который заслуживает отдельного изучения. С представителями «Базальтума» мы говорили о тех методах, которые требуют их участия.
Как выяснилось, зелёный геомат – заметно дороже чёрного, который, как говорят строители, имеет «очевидно техногенный характер». Поскольку речь идёт об историческом центре Севастополя, замену заложенной в проекте чёрной «путанки» на зеленую согласовывали дополнительно.
«С ней было бы лучше, чем без неё. Но не критично, раз она по цвету не понравилась. Хотя через год она бы, выгорев и запылившись от известняка, приобрела бы естественный охристо-коричневый окрас и полностью бы слилась со склоном; с чёрной такого бы не произошло. На пологой части скалы выросла бы трава, а вьющиеся растения очень любят металлическую сетку, которая остаётся защищать склон. Но решение принято и реализовано, этого зеленого цвета нет», – говорит директор компании.
БОльшую часть расходов по демонтажу обеих сеток и повторной установке стальной компания взяла на себя – хоть и выполняла всё по проекту. Не была заложена в проект и уборка склона от мусора – а, как стало ясно после зачистки, невидимый за кустами мусор скапливался десятилетиями(!) и далеко не только бытовой.
«Одних покрышек мы оттуда вывезли – гораздо более пятидесяти. Как они там оказались, непонятно», – говорит Сергей Кочетовский.
Впрочем, тревоги по поводу реакции севастопольцев всё равно остались.
«Мы уже задали вопрос в департамент транспорта: «Эти тросы точно не будут никого раздражать?» Но если будут – надо готовиться к закрытию дороги. Будет красота, на которую придется смотреть издалека», – предупреждают строители.
Красота или безопасность – вечная дилемма, соглашаются они, «но в любом случае что-то перевешивает». Можно делать укрепление максимально приближенным к природе, но всё равно это будет техническое решение, и от сетки, панели или арматуры никуда не уйти, отмечает Сергей Кочетовский.
Пока гром не грянул
Работы на Красном спуске были аварийными, и перед ними проводились комплексные буровые и лабораторные работы, говорит глава «Базальтума».
«Так совпало, что ни одного случая попадания в машину не было, слава Богу. А вот блоки, нависающие над контактной сетью, часто приводили к её повреждению, – говорит Сергей Кочетовский. – Склоны были дотошно исследованы в геологическом отношении, были сценарные разработки для оценки опасностей. Их главных две – выпадающие из склона камни до 30 см и угроза от нависающих «козырьков», которые осыпались на дорогу».
Кроме анкеров и стальной сетки, в данный момент устанавливается противокамнепадный барьер длиной в 300 и высотой в 3 метра. Он будет ловить камни, которые могут прилететь сверху от старых стен или выхода пород.
«Сегодняшнее решение полностью функционально, и оно убирает главную опасность: никаких камнепадов на Красном спуске быть не должно. Таких, когда блоки оседают, когда крупные осколки по 20-30 см падают на дорогу и угрожают проезжающему транспорту», – подчеркивает Кочетовский.
Вариант «оставить всё как есть» отодвинул бы движение от стены, в два раза сузив автопоток на Красном спуске – со всеми стопорящими последствиями, отмечает он.
Если надо
Противоаварийная конструкция, купировавшая проблему на Красном спуске, в дальнейшем может войти в состав капитальных работ по укреплению спуска – если они потребуются городу.
«Тем решением, которое сейчас есть, проблема будет полностью убрана, а двигаться ли дальше или оставить как есть – это большой вопрос, и решать его городу. Потому что то, что есть, – функционально и работает», – говорит Сергей Кочетовский.
Вариантов капитального укрепления немного, и все они гораздо дороже сегодняшнего решения.
Первый из них – это строительство железобетонных панелей, но они, кроме очевидной инородности, скапливают за собой воду, как за дамбой, и это может усиливать подвижность грунта.
Второй вариант еще дороже, но прозрачен для воды и более «природен»: панели из оцинкованной арматуры, в декоративных целях заполненные камнем.
«В Севастополе для этого можно использовать ваш прекрасный мраморовидный известняк, – говорят представители «Базальтума», но предупреждают: всё железо – анкера, арматура, болты все равно будут видны при приближении».
Стоит ли это делать – вопрос: у всего есть своя цена и экономическая целесообразность, отмечают они.
«Но если же позже будет принято решение о капитальном укреплении – ничего из сделанного переделываться и выбрасываться не будет, эта конструкция ляжет в основу новой», – говорит Сергей Кочетовский.
Будет как старенький!
Если бы работы не были остановлены на «переосмысление», они были бы выполнены в срок, заверяет НПО «Базальтум», сегодня же их планируется завершить в течение 10 дней.
За это время начали возвращаться растения, от которых был зачищен склон.
К слову, то, что растения укрепляют склоны, – не всегда правда, объясняют специалисты. К примеру, разветвленные корни деревьев действительно «стягивают» подвижный слой земли (идеальный пример – фисташка туполистная), уходящий вглубь корень сосны работает как естественный анкер, а вот корни кустов на скале, как у Красного спуска, – наоборот, ввинчиваются в щели, увеличивая их и разрушая верхний слой камня.
Тем не менее новая зелень уже пробивается через стальную сетку, но теперь уже без опасности для людей, машин и проводов.
«Нас радует, что склон начал зарастать растительностью. К следующему лету будет зеленый», – говорят строители.
Они со своей стороны продемонстрировали добрую волю и небезразличие к тому, какая репутация сложится у них в Севастополе.
Остаётся надеяться, что и составители госконтрактов все, даже самые правильные с инженерной точки зрения решения перед утверждением будут «приземлять» на местность – чтобы не уродовать город в стремлении его обновить и укрепить.
Предыдущая новость:
Один новый случай заражения коронавирусом зарегистрирован в Севастополе за сутки