Важные новости

Севастополь: инфраструктурные небылицы «оптом»

16.03.2020  /  Категория: Экономика  /  Тема: Аналитика  /  0 комментариев


Российские власти Севастополя который год заявляют о планах построить оптово-распределительный центр – для снижения в городе цен на продукты питания. На днях в очередной раз сменили место его размещения. Теперь возводить этот объект хотят на территории, выделенной под индустриальный парк, который тоже никак не могут начать строить. Почему в городе хорошо получается только ремонтировать парки и скверы, а с индустриальными объектами – полный провал?

имущественный комплекс мусоросжигательного завода, расположенный у Камышового шоссе в Севастополе

Власти Севастополя определили участок для строительства оптово-распределительного центра (ОРЦ). В этот раз его планируют разместить в районе Камышового шоссе, на территории будущего индустриального парка. Как передает российское информагентство ТАСС, «ведутся переговоры с потенциальным инвестором».

В российском правительстве города отмечают, что создание ОРЦ поможет увеличить региональный товарооборот и будет способствовать развитию бизнеса, снизит потери и издержки, позволит поставлять и хранить продовольствие на более выгодных условиях. Основная цель – сдерживание цен на продукты питания. Планируемые к хранению группы товаров – это свежие фрукты и овощи, мясо, птица, молоко и молочные продукты, рыбопродукты, бакалея, напитки.

Скоро сказка сказывается

В июне нынешнего года исполнится ровно пять лет, как российские власти пообещали построить в Севастополе оптово-распределительный центр. Нарушенная после аннексии полуострова торговая связь с материковой Украиной заставляла чиновников искать пути снижения цен в образовавшемся логистическом тупике. Занимавший тогда кресло российского губернатора Севастополя Сергей Меняйло сообщил тогдашнему премьер-министру соседней России Дмитрию Медведеву, что некий инвестор готов построить ОРЦ в городе. Медведев с предложением согласился, была дана отмашка, но жернова, которые должны были бы сдвинуться с места, ни одного оборота не сделали.

Всего-то через два года, в апреле 2017-го уже новый губернатор – Дмитрий Овсянников – обнадежил горожан, что власть их интересы свято блюдет, о снижении постоянно растущих цен думает денно и нощно, а строительство ОРЦ не за горами. Место, дескать, уже выбрано – в районе 7-го километра Балаклавского шоссе, где, кроме этого, еще и новый железнодорожный вокзал – и прочие важные объекты должны вскоре вырасти.

Также Овсянников не забыл упомянуть о 4,2 тыс. новых рабочих местах и о семимиллиардных частных инвестициях в это дело. Губернатор дважды успешно представил проект строительства оптово-распределительного центра на Сочинском экономическом форуме – в 2017 и 2018 годах. Закончить строительство должны были в 2020 году.

Кремлевский вопрос «Когда?» чудным образом трансформировался в «Где?» – и севастопольские власти снова занялись выбором участка для размещения ОРЦ

Но бумага – она все стерпит, а воплощение идеи как-то сильно хромало. В августе 2018-го размещать ОРЦ на 7-м километре передумали. Начали заново искать место, и в феврале 2019-го объявили – у села Верхнесадовое будет возведено сие чудо техники и строительной мысли. Будущую трассу «Таврида» как раз рядом проложат, и железная дорога мимо проходит. «Ведутся уже геодезические работы на данном участке», – доложил начальник главного управления потребительского рынка и лицензирования Вадим Кирпичников.

Однако инвесторы в очередь не выстраивались, а Кремль требовал доклада: «Когда?» В марте 2019 года вопрос снижения цен на продукты питания в Севастополе был даже рассмотрен на совещании у президента соседней России Владимира Путина. Тем временем, в июле 2019 года, губернатор Овсянников был отправлен в отставку, а его кресло занял Михаил Развожаев, пока, до выборов, с приставкой «врио». Кремлевский вопрос «Когда?» чудным образом трансформировался в «Где?» – и севастопольские власти снова занялись выбором участка для размещения ОРЦ. Теперь это будет район Камышового шоссе.

Беда индустриальная

О создании индустриального парка, на территорию которого сейчас хотят воткнуть оптово-распределительный центр, севастопольские «сказочники» тоже впервые начали говорить в 2015 году. И история его «создания» до боли напоминает историю ОРЦ.

Объект, который должен был, по замыслу российских властей, обеспечить Севастополю небывалый промышленный рывок, внесли в российскую федеральную целевую программу (ФЦП) развития Крыма и Севастополя. На эти цели предусмотрено 1,6 млрд рублей. И сроки были определены – до 2020 года.

Сначала, как заведено, поиск места. Участок нужен большой, около 100 гектаров. В декабре 2015-го местное правительство выбрало три перспективных участка: 110 гектаров в районе села Дальнее; 92 га между селами Орловка, Полюшко, Вишневое; 97,4 га в районе 7-го километра Балаклавского шоссе (в районе ул. Сапунгорской и ул. Новикова, возле садовых товариществ «Родник» и «Эра-2». Полдела, как говорится, сделано.

Чиновники отрапортовали о создании пула потенциальных участников промышленного кластера из 22 компаний, 15 из которых – с крымской и севастопольской пропиской. Это еще при губернаторе Меняйло было. Но тут, в июле 2016 года, его сменил Дмитрий Овсянников.

В декабре того же года члены уже нового севастопольского правительства рассказали о начале проектирования. И о том, что место выбрано. Но не из тех трех участков, на которых раньше строить парк предполагалось, а новое. В 500 метрах от железнодорожной станции «Севастополь Товарный» и в шести километрах от морского порта в Камышовой бухте – на площади 77 га. Рядом проходит Камышовое шоссе, входящее в трассу «Таврида».

Инвесторы в будущий парк так и не пришли. Вернее, пришли, но только на бумаге

При этом директор департамента приоритетных проектов развития города Севастополя Сергей Градировский заявил, что индустриальный парк Севастополя начнет работать опережающим образом во второй половине 2017 года, а на полную мощность выйдет в 2019 году. Овсянников сообщил, что парк будут проектировать под конкретного инвестора, не назвав его.

Но инвесторы в будущий парк так и не пришли. Вернее, пришли, но только на бумаге. Через год, в ноябре 2017-го, очередной директор департамента приоритетных проектов Николай Брусникин рассказал журналистам, что инфраструктура индустриального парка Севастополя начнет создаваться с 2020 года.

«Все должно созреть. И на сегодняшний день правительством Севастополя приняты ключевые решения, связанные с выделением 80 га земли под этот проект. Принята концепция развития индустриального парка», – сказал Брусникин.

Всего аукционов по выбору подрядчика было пять, последний – в декабре 2019 года. Желающих строить парк не нашлось

Шло время. Парк рос на бумаге, но не в реальности. В мае 2018 года правительство юридически оформило индустриальный парк «Гераклид» на месте мусоросжигательного завода – локация в очередной раз сменилась. В октябре того же года директор департамента экономики Андрей Саносян пояснил, что, согласно последней редакции ФЦП, парк должен быть построен в 2021-2022 годах – и поэтому говорить о срыве сроков пока нельзя.

В июле 2019 года парку начали искать строителя – информация об этом появилась на официальном сайте госзакупок России. Но торги провалились. Всего аукционов по выбору подрядчика было пять, последний – в декабре 2019 года. Желающих строить парк не нашлось.

Не тот парк

А вот что хорошо получается у севастопольских чиновников, так это парки и скверы ремонтировать и реконструировать. За миллиард рублей в парке Победы только первая очередь реконструкции осуществлена. На мысе Фиолент парк с прогулочной эспланадой за 227 миллионов отгрохали и в ведение Свято-Георгиевского монастыря передали. В нынешнем году полмиллиарда рублей выделено на ремонт парков и скверов Севастополя.

Совсем не так обстоят дела со строительством и ремонтом индустриальных, то есть промышленных объектов, в числе которых и упомянутый индустриальный парк. Строительство новых очистных сооружений откладывается из года в год, не так давно пятый аукцион сорвался. Возрождение «Севморзавода» буксует, за успехи выдается строительство понтона для плавучего крана. Не только промпредприятия – реконструкция Камышового шоссе заглохла.

В Севастополе в 2019 году не освоили 40% средств российской ФЦП, то есть государственные деньги потратить не смогли. А частных инвесторов никакими калачами в город не заманишь. Разве что цветочки на клумбах садить, да плитку в парках укладывать.

Геннадий Кравченко

Крым.Реалии

Предыдущая новость:

В Севастополе на 100 процентов выросла кредиторская задолженность предприятий


Темы

Cтатьи