Важные новости
«Никакого контроля нет»: что будет с археологическими открытиями при реконструкции центра Севастополя
13.02.2020 / Категория: Общество
В Севастополе во время реконструкции улицы Большой Морской обнаружили подземелья, тоннели и трамвайные пути. Сначала, судя по сообщениям местных СМИ, привлеченные российским правительством города археологи заявляли о ценных находках, однако затем якобы выяснилось что вскрытые объекты не представляют археологической ценности.
Концепцию для реконструкции одной из центральных улиц Севастополя разработала московская фирма Wowhaus. В рамках проекта планируется провести комплексное благоустройство Большой Морской и двух прилегающих к ней площадей – Лазарева и Ушакова. Кроме того, предусмотрена реставрация фасадов, крыш зданий и ремонт водопроводных сетей. Деньги на реконструкцию выделил мэр Москвы Сергей Собянин, но проект изначально вызвал дискуссии среди городских общественников и историков, которые опасались за исторический облик Севастополя. О том, что будет с новыми находками, шла речь в эфире Радио Крым.Реалии.
Российский вице-губернатор Севастополя Владимир Базаров заявил местным журналистам, что, несмотря на потенциально археологические находки, реконструкция центра города по плану должна завершиться к маю:
«С одной стороны, у нас есть прямое указание президента об улучшении социально-экономической ситуации в Севастополе и в Крыму в кратчайшие сроки. В том числе это касается и объектов благоустройства, на это выделены дополнительные деньги. С другой стороны, есть задача изучить и сохранить все, что касается истории нашего города. Поэтому мне жалко наших экспертов Херсонеса, на их долю выпала, наверное, самая тяжелая работа. Конечно, все это так или иначе задерживает работы, но улица достаточно большая, есть куда переместить рабочих. Работы кипят на протяжении всей Большой Морской».
Журналист из Севастополя Давид Аксельрод рассказал Крым.Реалии, что именно нашли во время реконструкции Большой Морской.
– Там обнаружили подземный туннель, который, по одной из версий, вел в подпольную школу, работавшую во время оккупации Севастополя в годы Второй мировой. Это и объекты, связанные с бывшей трамвайной инфраструктурой – причем сейчас речь идет только о площади Лазарева. На протяжении всей Большой Морской было найдено еще несколько старых инфраструктурных объектов времен XIX-го века. Я так понимаю, что окончательное решение по находкам будет приниматься правительством города. Пока что есть разные мнения. Что делать с тем же туннелем, пока не решили. Некоторые представители наблюдательного совета считают, что лучше законсервировать это все, то есть засыпать и продолжить реконструкцию, другие предлагают продолжать исследования.
В городе было достаточно людей, которые были против больших метаморфоз Большой Морской. Они говорили, что из-за реконструкции исторический облик Севастополя потеряет самобытность
Давид Аксельрод
Давид Аксельрод отмечает, что мнения экспертов по поводу ценности и уникальности находок также расходятся.
– Тут важно, что реконструкция проходит на московские деньги, и к ней привлечено всеобщее внимание. Были специально закуплены и завезены в Севастополь строительные материалы под этот проект. Точно сказать, почему Сергей Собянин принял такое решение, я не могу. Еще на начальном этапе в городе было достаточно внушительное количество людей, в том числе так называемых лидеров общественного мнения, которые выступили против таких больших метаморфоз Большой Морской. Они говорили, что вследствие реконструкции исторический облик Севастополя потеряет свою самобытность.
Член наблюдательного совета реконструкции Большой Морской Иван Комелов полагает, что находки, представляющие археологическую ценность, будут сохранены в местных музеях.
– Насколько я знаю, все находки и так переданы в музей, потому что раскопки проводили специалисты «Херсонеса Таврического». По заявленной информации, реконструкция должна быть завершена к концу апреля. Работы идут планово, и на сегодняшний день большая часть работ по коммуникациям уже выполнена. Уже уложили плитку по левой стороне Большой Морской, начаты работы на правой.
Севастопольский реставратор, бывший сотрудник заповедника «Херсонес таврический» Анатолий Туманов убежден, что российские власти города не уделяют должного внимания находкам, сделанным при реконструкции.
Насколько мне известно, договор с археологами появился уже после обнаружения на площади Лазарева подземных ходов
Анатолий Туманов
– Есть приказ Министерства культуры России от января 2016 года о включении города Севастополя в перечень исторических поселений федерального значения. Мы еще осенью прошлого года поднимали вопрос о том, почему работы в центре города не сопровождают археологи и историки – и вот к чему это привело. Сейчас открыли множество интересных объектов, которые могут внести ясность в историю нашего города. Насколько мне известно, договор с археологами появился уже после обнаружения на площади Лазарева подземных ходов. Между тем предположительный водовод был обнаружен на площади Ушакова еще 26 декабря. В начале января я подал заявление в прокуратуру на предмет того, почему работы не приостановили согласно законодательству при обнаружении подобных объектов. Севнаследие ответило, что все контролируется, но это отписка, никакого контроля нет.
Официальных комментариев Севнаследия, то есть Управления охраны объектов культурного наследия российского правительства Севастополя относительно претензий к работам на Большой Морской пока опубликовано не было. Анатолий Туманов утверждает, что российские контролирующие органы не отреагировали и на другие нарушения при реконструкции улицы.
– Для того чтобы проводить работы, в охранной зоне кинотеатра «Победа» – объекта культурного наследия – поломали часть другого объекта, «Таврической лестницы». Демонтировали три пролета по четыре ступени каждая, причем они были сделаны из прекрасного долговечного материала диабаза, который использовали при строительстве дворцов на Южном берегу Крыма. Куда смотрит Севнаследие, непонятно. Конечно, когда находки располагаются прямо посреди площадей Лазарева и Ушакова, я не знаю, как открыть их для туристов, как это предлагают сделать некоторые ученые. На Ушакова можно обустроить стеклянные секции, чтобы выставить эти структуры на обозрение, но на площади Лазарева это никак не получится: там проходит дорога. Каждый объект надо рассматривать по отдельности в его существующим окружении.
Украинский археолог, кандидат исторических наук Эвелина Кравченко считает, что найденные в Севастополе объекты разумнее засыпать землей.
– Учитывая, что подземный Севастополь недостаточно хорошо изучен, мы не знаем, какие там были коммуникации до Крымской войны. То же относится к периоду до Второй мировой войны, поскольку планы укрепрайонов того времени хранились в Москве. В принципе, самый лучший способ сохранить археологические объекты – это консервация, то есть просто засыпать их землей. Думаю, в условиях аннексии Крыма это хороший вариант. Тем более что, судя по всему, археологам вряд ли дадут возможность нормально там работать. Кроме того, чтобы экспонировать такие объекты, нужно иметь опыт создания подобных музеев, который в постсоветских странах незначителен. После Олимпиады в Афинах я видела, как греки прекрасно выставили все объекты, обнаруженные во время строительства олимпийской инфраструктуры. У нас же к этим вопросам надо подходить очень осторожно.
Елена Ремовская
Предыдущая новость:
Около 400 младенцев родились в севастопольском роддоме с начала года
Похожие новости
- 31.10.2019 • Стали известны схемы реконструкции улицы Большой Морской
- 01.10.2019 • В Севастополе отказались от велосипедных дорожек на Большой Морской
- 13.09.2019 • Архитекторы собянинской Москвы изменят Севастополь
- 22.02.2019 • Главную улицу Севастополя перестроят москвичи