Важные новости

«Это абсолютное расточительство!» Как чешские программисты ударили по коррупции

29.01.2020  /  Категория: Общество  /  Тема: Полный абзац!

В Чехии в минувшие выходные команда из 60 программистов-добровольцев в рамках двухдневного хакатона написала программный код сайта по продаже разрешений на проезд по скоростным автомагистралям. Сайт должна была разрабатывать одна из чешских IT-компаний, подписавшая соответствующий договор с Министерством транспорта Чехии, но программисты возмутились стоимостью этого контракта.

В Чехии в минувшие выходные команда из 60 программистов-добровольцев в рамках двухдневного хакатона написала программный код сайта по продаже разрешений на проезд по скоростным автомагистралям

Неделю назад владелец IT-компании Actum Digital Томаш Вондрачек написал пост в соцсетях с просьбой к программистам присоединиться к его инициативе: "Мы считаем абсурдным государственный заказ на сайт за 401 миллион крон (приблизительно 17,5 миллионов долларов США. – Прим. РС), когда пара талантливых ребят способна сделать его за выходные... Я хочу, чтобы впредь никто не относился к нашим общим средствам так, как это сейчас делает государство". Он предложил программистам приходить в офис своей компании в Праге, чтобы написать сайт и подарить его государству. Записанное им видеообращение распространили в соцсетях:

На призыв Вондрачека откликнулись более 300 человек, из них выбрали 60 программистов, которые и реализовали эту идею. В понедельник сайт заработал в тестовом режиме. Он пока не продает купоны для автомобилистов, так как не подключен к необходимым государственным базам данных, но зато здесь можно приобрести виртуальный купон за символическую сумму 1, 2 и 3 кроны: средства от продажи будут перечислены в фонд помощи детям, получившим тяжелые телесные повреждения. Сайт за сутки посетили более 150 тысяч человек, благотворительные купоны приобрели почти 15 тысяч из них.

Помимо высокой стоимости, программистов и самого Вондрачека возмутило, что государство не объявляло на проект такого рода открытый тендер, а самостоятельно выбрало подрядчика, которому передало весь проект.

– Мне показалось, что государственный заказ в том объеме, в котором он был представлен в СМИ, и его заявленная стоимость – совершенно не соответствуют реальности, – рассказывает Томаш Вондрачек. – Это абсолютное расточительство! И это не впервые государственные заказы в области IT превращаются в мегаломанские и необоснованно дорогие проекты. Это для меня стало последней каплей, потому что, по сути, речь идет не о таком уж сложном проекте, разрабатываются намного более трудоемкие системы. 401 миллион крон за создание и четырехлетнюю эксплуатацию такого сайта – абсолютно нереальная цена.

–​ Сколько, по вашему мнению, должна стоить разработка такого сайта?

– Сама разработка стоит несколько миллионов крон. Я пообещал, что в ближайшее время сделаю и передам СМИ подробную смету, чтобы продемонстрировать, насколько сильно была завышена стоимость проекта. Я бы хотел сделать это, чтобы каждый мог понять, почему я встал со своего офисного кресла и решил позвать программистов-добровольцев, чтобы они написали сайт. Точных цифр у меня нет, но я абсолютно уверен, что стоимость такого проекта не может превышать даже четвертую часть обнародованной суммы, если рационально распоряжаться средствами.

–​ Вы подозреваете в этом коррупцию?

– Что государство сделало неправильно – это то, что рассматривало проект целиком как секретный, и таким образом, он должен был соответствовать определенным параметрам безопасности – то есть что его могут разрабатывать исключительно компании, которые способны режим секретности соблюдать. В том числе речь шла и о тех частях сайта, которые мы написали на протяжении двух выходных дней. Но как раз они секретными не являются, и их разработку можно было выделить в отдельный тендер, который мог быть абсолютно открытым и доступным для любых компаний, занимающихся разработкой программного обеспечения. Если бы так произошло, стоимость этого проекта была бы сразу в разы меньшей. Мы, к сожалению, не знаем деталей секретной части сайта, мы не можем сказать, каков ее объем – больше он или меньше того, что сделали мы. Но я могу представить себе, какую информацию государство хотело бы оставить секретной, и приблизительно оцениваю эту часть проекта как схожую по объему с тем, что было написано программистами на выходных. Мне кажется, что государство специально подавало этот проект с такой помпой, чтобы оправдаться за крайне завышенную стоимость.

Томаш Вондрачек подчеркивает, что, несмотря на предложения от правительства заплатить за его инициативу и тем программистам, которые участвовали в проекте, он не собирается брать гонорар. "Эта инициатива изначально возникла как бесплатный подарок государству – пусть все так и остается, – говорит он. – Мы бы просто хотели, чтобы государство воспользовалось им и нашло юридическую возможность принять у нас нашу работу". По словам Вондрачека, его компания не собирается участвовать в тендере на дальнейшую поддержку сайта. Для гонораров программистам и сотрудникам его компании будут использованы пожертвования, которые в эти дни посыпались на счет его компании. Вондрачек говорит, что это было неожиданным и очень его тронуло.

Решение группы программистов вызвало небывалую реакцию в обществе и среди чешских политиков: Владимир Кремлик, министр транспорта, на минувшей неделе был отправлен в отставку, а к программистам приехал премьер-министр Чехии Андрей Бабиш. Он заявил, что если написанный сайт будет функциональным, правительство воспользуется работой добровольцев. Новый министр транспорта Чехии Карел Гавличек сказал, что все контракты и тендеры на разработку программного обеспечения для продажи автомобильных купонов будут пока отменены.

Сайт, который правительство намеревалось приобрести за сумму в четыре раза дороже его стоимости, призван заменить нынешнюю систему продажи купонов на автозаправках: сейчас из бюджета государство доплачивает за то, что владельцы автозаправок предлагают купоны своим клиентам.

Александра Вагнер

Радио Свобода

Предыдущая новость:

У жителя Севастополя украли коллекционное собрание Шекспира


Похожие новости


Темы

Cтатьи

11:10 - 17.12.2023
Эксперты рассказали, сможет ли Черноморский флот РФ вернуть господство на море
09:10 - 11.12.2023
В Севастополе пытаются создать новый российский беспилотник
09:14 - 01.12.2023
Крымчане остаются без мобильной связи и спутниковой навигации: кто глушит эти сигналы на полуострове
09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину

Другие статьи