Важные новости
«Бью этих бабушек, бью - к концу дня в кармане 30 рублей»: что на самом деле происходит в Севэлектроавтотрансе
29.10.2019 / Категория: Общество
Репортаж о том, почему на самом деле увольняются водители ГУП «Севэлектроавтотранс».
На главном транспортном предприятии Севастополя, ГУП «Севэлектроавтотранс», начались проверки: с 23 октября там работают аудиторы Главного контрольного управления. Тем временем сотрудники отправили врио губернатора уже второе по счёту письмо с жалобами на снижение зарплат, переработки, плохое состояние транспорта и плохие условия труда. ForPost провёл день с водителями автобусов и узнал, что на самом деле не устраивает людей.
Лучшее время для поездки в городском автобусе - солнечное осеннее утро, около 11 часов. Салон почти пуст, температура комфортная - не надо ни печки, ни кондиционера. В больших окнах - яркие пятна пожелтевших деревьев и расцвеченных виноградников, на заднем фоне - чёткие абрисы гор. Едем в Балаклаву.
В автобусе только и разговоров, что об увольнениях:
- Слыхал, Н. уволилась? - спрашивает кондуктор у водителя. - А ведь она такая умница, два высших образования…
«Интересно, о ком это?» - думаю я, но шум мотора глушит голоса за спиной. Отворачиваюсь к окну и отдаюсь мерному покачиванию валкого «низкопола».
От площади Первого мая до второго отделения «Золотой балки» автобус идёт практически пустой
«Не снимайте, а то нас оштрафуют»
Конечная маршрута - на втором отделении «Золотой балки». Сто метров вниз по улице, и я в отстойнике. Вот они, красавцы, новенькие автобусы «КАВЗ» Курганского завода, стоят в рядок на ухабистой, едва присыпанной гравием круглой площадке. На дальнем крае её торчит разрушенный фундамент, не иначе, античное городище. И как водители тут разворачиваются?
Где-то здесь должна быть диспетчерская, она же комната межрейсового отдыха. Но ничего, кроме обшарпанного сельпо с одним зарешеченным и одним заколоченным окном поблизости нет. Штукатурка давно обсыпалась, дверь обросла бахромой позапрошлогодних объявлений, но именно в этой будке исчез водитель только что подъехавшей «девятки».
Оказалось, вход сбоку. На железной двери красивым почерком - объявление: «Какать и писять за другим углом. Окурки бросать в ведро».
Внутри людно, но не тесно. И, несмотря на убогость обстановки, как-то душевно. Стол у окна, диван у стены. В дальнем углу обшарпанное красное ещё советское кресло. На полированной, в наклейках, тумбочке - портативная плитка. Шкворчит обедом маленькая сковородка. При входе - самопальная «барная стойка», где расставлены термосы, кружки, коробки с заваркой и кофе, сахарница. Посередине журнальный столик с дешёвой скатертью, на нём ваза с чуть заветренным печеньем.
- Пожалуйста, не снимайте, - просит диспетчер. - Вдруг СЭС придёт, оштрафует.
- За что? - удивляюсь я.
- За то, что мы тут еду себе готовим. Чай, кофе пьём. У нас же воды нет. И света.
Под столом виднеются пятилитровые бутыли с водой. Поднимаю глаза: в потолке оборванный одинокий провод. Как же они работают тут зимой, когда темно и холодно?
- Фонари приносим, свечи, - пожимает плечами диспетчер.
- А руки где помыть? - спрашиваю.
- А руки мы моем в роднике.
Шутка? Нет. В двух шагах от диспетчерской - классический крымский родник: тщательно выбеленная бетонная стенка, откуда бьёт струя воды, стекая во внушительных размеров каменный бассейн.
«Опасно, но всем плевать»
Водители встречают меня дружелюбно, много шутят, но держатся настороженно. Но вскоре оттаивают и начинают с больного:
- Машины не ремонтируются, техобслуживание не проводится. Не меняются даже масла и фильтры. Ребята метки ставили на фильтрах, автобус с обслуживания возвращается - метка на месте, - рассказывает седой мужчина в футболке в полоску.
- А это как-то можно зафиксировать? Провести журналистский эксперимент.
- Зачем? И так всё видно: новые якобы фильтры все грязные. Даже пыль не протрут, - машет он рукой.
- С техосмотром мутки какие-то, - вторит коллеге молодой блондинистый парень. - Поехали ребята забирать машину с ТО, а им сторож говорит: «Что ты забираешь? Её даже не трогали».
Согласно данным портала «Госзакупки», в 2019 году Севэлектроавтотранс заключил контракты на техническое обслуживание на сумму более 47 млн рублей. В основном с двумя контрагентами - ООО «Авто-комплект» и ООО «Автоцентр Таврида». Но на состояние автопарка это, похоже, не повлияло. На предприятии числится около 250 автобусов, из них 150 - стоят на приколе, говорит глава профсоюза предприятия Елена Алехнович.
Из более 70 «Брависов», переданных в результате реорганизации ГУП «Севавтотранс», на маршруты не выходит ни один, вторят ей водители. Ещё недавно все они были на ходу, хотя поступили в Севастополь не новыми - раньше работали на сочинской Олимпиаде.
Если так пойдёт и дальше, то и новенькие КАВЗы рискуют не дожить до полной выплаты лизинга, признают мои собеседники.
- У меня автобус закреплён (на нём посменно ездят только два водителя. - ForPost), - вклинивается в разговор только подъехавший водитель «девятки». - Новый, я его сам получал. Поставил делать ГЛОНАСС, пришёл забирать - аккумулятор снят. На следующее утро иду - зеркало откручивают.
- У нас так два автобуса новых техники по запчастям разобрали, - вторит ему коллега. - Мы об этом <директору ГУП «Севэлектроавтотранс»> Швейкусу на собрании говорили, он круглые глаза сделал. Не в курсе вообще! Какой же ты после этого директор?!
Запчастей нет, любой ремонт по мелочи - либо снимают комплектующие с других машин, либо заставляют покупать за свой счёт, жалуются водители.
- Лампочки, свечи, ремни сами покупаем, - говорит мужчина в полосатом.
- То есть мелочи приобретаете со своей зарплаты? - уточняю я.
- Какие мелочи? Одна свеча - 6 тысяч рублей, - восклицает он.
Отследить техническое состояние автобусов сложно, поскольку большинство из них не закреплены за конкретными водителями. Отправляет на ТО один, а забирает - уже другой. Некоторые каждую смену работают на новой машине. К вечеру обо всех неисправностях необходимо сообщить механику, тот записывает данные в специальный журнал. Но ничего не меняется, сетуют мои собеседники.
- Я уже месяц говорю: машина дёргается, в горку еле едет, - подключается ещё один, до этого тихо сидевший в углу мужчина в голубой фуболке. - И что? Была машина на ТО, вернулась - те же проблемы.
- Но это же опасно?
- Опасно. Но всем плевать.
Спросить на самом деле не с кого. Как рассказала глава профсоюза Севэлектроавтотранса Елена Алехнович, руководство автоколонны на предприятии меняется каждые полтора-два месяца. Надолго на должности завгара не хочет задерживаться никто.
«На такси уходит 400 рублей в день»
День водителя начинается рано. У первой смены подъём в пять утра. Душ, быстрый завтрак, вызов такси. До депо на Камышовом шоссе, где стоят автобусы, приходится добираться самостоятельно - развозки, в отличие от троллейбусников, у водителей автобусов нет. Многие живут в отдалённых районах - в Балаклаве, на Дергачах. Такси обходится в 400–450 рублей.
В 6:15 водитель уже на работе. Получить путевой лист, валидатор, пройти медика и механика. В 6:40 - а гараже. Хорошо, если сразу найдёшь свой автобус: расстановки по нарядам, как у троллейбусов, в автоколонне тоже нет. По утрам водители в панике ищут свою машину по всему отстойнику.
В 7:15 первые пассажиры заходят в автобус на конечной пятого километра. Пять рейсов - разрыв - ещё семь рейсов. Что такое «разрыв» и зачем он нужен, я так до конца и не поняла. Просто в середине дня автобус стоит три часа на конечной. Водитель в это время может пообедать и даже поспать. Всё это - в своём автобусе, ведь ни комнат отдыха, ни столовых поблизости нет. Если на пятом километре или у ЦУМа есть хотя бы платный туалет и рынок, где можно купить что-нибудь на перекус, то в Инкермане, кроме автомата с кофе и небольшого ларька, нет ничего, даже диспетчерской. А в парке Победы, где отстаивается 23-й маршрут, нет туалета - водителям приходится ходить по нужде в кусты.
В Балаклаве туалет есть. И я после долгой беседы было рискнула в него заглянуть. Но передумала: выгребная яма забита почти доверху, вокруг вонь, мусор и грязь.
- Нам год обещают почистить туалеты, - говорит диспетчер.
- Ага, и площадку заасфальтировать. Два года ждём, - вторят ей водители.
Первая смена заканчивается не поздно - около 16 часов. Но водители задерживаются на работе на 1,5–2 часа.
- За опоздание со смены на 10 минут заставляют писать объяснительную, - рассказывает водитель, с которым я приехала в Балаклаву. - Пробки, не пробки - всё равно. А потом начинается: врача, механика прошёл, идёшь выручку сдавать - полтора часа в очереди. Очередь на мойку ещё два часа.
- Я свою машину мою и заправляю сам, - говорит ещё один, только подъехавший собеседник. - Мойщикам доверия нет. Там работают одни алиментщики, их полиция приводит. Только грязь размазывают.
Сами моечные, как рассказывал в эфире «Первого севастопольского» директор Севэлектроавтотранса Александр Швейкус, были построены в 1996 году и ни разу с тех пор не модернизировались. Троллейбусы и автобусы моются фактически вручную, подогрева воды нет.
В итоге водители систематически перерабатывают, но за мойку и инкассацию им никто не доплачивает. «Раньше на мойку выделяли полчаса оплачиваемого времени, сейчас доплату упразднили», - говорят мои собеседники.
Те, кто освобождается со смены поздно, пользуются развозкой, чтобы не платить за такси. «Иногда по 40 минут сидим, а потом ещё час едем, ведь развозка идёт по всему городу. Пока из Камышей до Горпищенко через все районы доедешь…» - говорят водители.
Водители работают четыре дня через два. Итого в месяц выходит 21-22 рабочих дня.
«С одной бабушки в зарплату идёт 30 копеек»
Ещё один больной вопрос - зарплата. Год назад ставка была 113 рублей в час, а в месяц выходило 62–67 тысяч рублей. Сейчас ставку подняли до 130 рублей в час, а зарплата, наоборот, упала до 30–38 тысяч. Количество отработанных часов при этом не изменилось, говорят водители.
Всё дело в премии. Её перестали давать тем, кто не выполняет план. Сам план - трёхчастный: нужно достичь нужных показателей по сбору наличности, проводкам по картам ЕГКС и льготникам.
- У нас отдельный план по наличке, синим [карты ЕГКС] и белым [карты льготников] карточкам, - рассказала мне кондуктор на 5-м км. - Если хотя бы один показатель не выполнен, план в целом считается невыполненным. И премию не платят.
- Год назад было так: выполнил ты план или нет, 10% от привезённой выручки идёт тебе в зарплату, - говорит водитель девятого маршрута. - А в этом году я всё лето по 9000 рублей ежедневно привозил (на момент беседы план на «девятке» составлял 5000 рублей за смену. - ForPost), а план выполнял на 60%.
Днём в салоне в основном пенсионеры. При мне наличными за проезд заплатили два человека - я и молодая девушка, не знавшая, сколько вообще стоит проезд в автобусе
С одной проводки карты ЕГКС водитель получает 1 рубль, с льготной карты - всего 30 копеек.
- Я целый день бью этих бабушек, бью, к концу месяца заработал 300 рублей, - жалуется водитель «девятки». - А что делать тем, у кого на маршруте одни бабушки? В субботу ярмарка в Кадыковке. Я на конечной посадил людей, в Кадыковке они все вышли. Насчитал 47 льготных карт. Обратно еду - вот они, все 47 бабушек, на остановке стоят. Получается, рейс сделал - заработал 28 рублей.
На выполнение плана влияет график.
- У нас в одну минуту из Балаклавы выходит сразу четыре маршрута: три государственных и один частный, - поясняет диспетчер. - Подходят к остановке один за другим. Естественно, те, кому надо проехать пару остановок, садятся в первый, остальные машины идут без выручки.
- Разве можно столько автобусов сразу пускать? - возмущаются водители. - Тем более вечером. Вчера на 21:30 три автобуса выехали. Один семь человек забрал, остальные пустые пошли.
Такой график порождает нездоровое поведение на дороге: начинается гонка, на остановках - ругань за пассажиров. Водители неоднократно его просили отрегулировать, но максимум, на что способны в «конторе», - сдвинуть время выезда на минуту-другую. Зато летом, во время разрыва, пассажирам в курортной Балаклаве приходилось по полчаса ждать транспорт на жаре.
- Такой график - требование департамента транспорта, - поясняет диспетчер. - Они хотят, чтобы время ожидания на маршрутах было минимальным. И самих маршрутов стало больше. Если раньше на ГРЭС в Инкермане заходил один маршрут, то сейчас - целых три.
- Много машин и часто - это хорошо, - рассуждает один из моих собеседников. - Мы же социальный транспорт, значит, работаем для людей. Но тогда нужно убрать план. Невозможно сделать так, чтобы автобус шёл каждые пять минут и при этом хорошо зарабатывал.
Водители точно не знают, сколько и за что им платят. Сначала на карточку поступают деньги, а потом, через несколько дней, бухгалтерия выдаёт платёжки. Что в них - понять не удаётся.
- Я отработал 2 месяца, - продолжает водитель ещё одного автобуса, молодой энергичный парень. - Количество часов, смены - всё совпадает. Но во второй месяц получил на 11 тысяч меньше, чем в первый. Пошёл выяснять, они [в бухгалтерии] заволновались, забегали - и в аванс всё отдали. За апрель ставка была ниже (115 рублей в час. - ForPost), часов меньше, а зарплата выше. А в июле ставка выше (130 рублей в час. - ForPost), часов больше, план сделан - а зарплата меньше. Напарник мой может 50 тысяч получить, а у меня 30 тысяч. Выручка примерно одинаковая у обоих.
- В чём же дело? - спрашиваю.
- Непонятно. У меня каждый день план 110% минимум по наличке. А по картам ЕГКС план очень высокий - и общий выходит 96%.
- Так, может, есть коррупция? Возможно те, кто получает больше, делятся с начальством премией?
- Коррупция в другом. Есть те, кто постоянно премии получает. У них хорошие маршруты, хорошие графики. Есть 5 минут разрыв между машинами, а есть 15; соответственно, за один круг можно 400 рублей привезти, а можно 2500. Кто-то знает хорошие графики и просится на них.
- А почему вы не проситесь?
- Я работал на Сахарной Головке, там одни бабушки ездят. Сдавал мало выручки. Попросился на Балаклаву, стал привозить намного больше - зарплата осталась та же или ниже. Я постоянно вверху списка по плану, а зарплата 27 тысяч.
Планы пересматриваются каждые два месяца. «Не успеваешь привыкнуть», - говорят люди.
Хитрые «зайцы» и принципиальные льготники
За работу без кондуктора водителям каждый месяц платят по-разному.
- Бывает 600 рублей «кондукторских», бывает 900, - говорят они. - Главное, мы своё время тратим после смены - сдаём валидаторы, выручку. А нам за это максимум тысячу рублей доплачивают. Раньше эту работу делали кондукторы, у них зарплаты по 15 тысяч.
- Скажите честно, вы воруете деньги из кассы? - прямо спрашиваю я.
Глава дептранса Титов и вице-губернатор Базаров заявляли ранее, что большинство водителей автоколонны раньше работали на частников. И намекнули, что те привыкли класть деньги в карман.
- Во-первых, нам это невыгодно - нужно делать план. А во-вторых, это нереально. Сейчас большинство пользуются картами ЕГКС. Если раньше на «девятке» катушка кассовой ленты в день уходила, то сейчас 2-3 в смену.
- Но всё же?.. - настаиваю я.
- Ну, может рублей 100 на кофе удаётся намутить, если кто билетик не забрал.
Из-за того, что на маршрутах нет кондукторов, водителям приходится выпускать пассажиров только через переднюю дверь, из-за чего последние постоянно пишут жалобы. Но от хитрых «зайцев» это не спасает. Многие до последнего стоят в салоне, сохраняя полное спокойствие, а когда водитель заканчивает высадку и открывает задние двери на посадку, бросаются врассыпную - попробуй догони.
Льготники зачастую принципиально не хотят прикладывать свои карты к валидатору, а показывают их водителю издалека, как пенсионное удостоверение. Иные вообще отказались их оформлять, а в автобусе не платят принципиально, ссылаясь на законы, гарантирующие им бесплатный проезд.
- Если они хотят план, пусть уберут частников, - возмущается кондуктор пригородного маршрута, идущего в Байдарскую долину. - Мы стоим на посадку, ко мне прямо в салон заходят: «Кто до Орлиного?». Восемь человек сразу вышли - это 480 рублей наличными. Я пришла к <заместителю директора Севэлектроавтотранса> Кобышеву и прошу: «Уберите частников». А он мне: «А ты докажи, что пассажиры им платили».
- Эти частники - нелегалы?
- Конечно, - уверяет моя собеседница. - Как только на дорогу выезжает технадзор ГИБДД, их как ветром сдувает. В этот день с планом у нас всё хорошо.
Многие из тех, кто работает сейчас у государственного перевозчика, действительно работали раньше на частные фирмы.
- У меня раньше свой автобус был, - рассказывает один из водителей. - Я очень хорошо зарабатывал и чувствовал себя свободно. Смотрел по выручке: набрал нужную сумму - можно ехать домой.
- У вас был собственный автобус с маршрутом? Что же случилось?
- Случилась Россия. Легально работать на своей машине стало невыгодно. Приходится здесь пахать за 35 тысяч рублей.
Мои собеседники признают, что нервы их уже на пределе. Текучка на предприятии страшная. «Был в отпуске месяц, пришёл - ни одного знакомого лица», - сетует ещё один балаклавский водитель.
***
В этом репортаже нет ни одного имени, ни одной фамилии. Прежде всего потому, что я боюсь навредить: за общение с прессой сотрудникам грозит увольнение, говорят люди. А ещё у меня на руках - уже второе по счёту письмо, направленное в адрес врио губернатора Михаила Развожаева в прошлый четверг, 17 октября. Под ним - 103 живые подписи сотрудников Севэлектроавтотранса, подтверждающих всё вышесказанное.
Первое письмо было отправлено в правительство в августе 2019. В нём сотрудники требовали созвать совместное собрание, на котором присутствовал бы не только директор предприятия Александр Швейкус и его замы, но и глава департамента транспорта Игорь Титов, звали Михаила Развожаева.
Собрание состоялось, но исполнительную власть там представлял вице-губернатор Владимир Базаров. Мероприятие прошло за закрытыми дверями, журналистов, как и руководство предприятия, туда не пустили. Объясняют - чтобы разговор был открытым и честным, а не позированием на камеры.
В конце сентября на совещании правительства Развожаев ещё раз уточнил у Титова, что происходит «на троллейбусном предприятии». Тогдашний глава дептранса назвал конфликт в коллективе «брожениями» и обвинил водителей в недисциплинированности.
«Тот самый сформировавшийся коллектив из интеллигентных водителей троллейбусов и троллейбусниц очень сильно, на 150 человек примерно, пополнился водителями автобусов, которые перешли с коммерческих предприятий, - заявил Титов. - Достаточно жёсткий человек директор Швейкус обозначил условия и требует неукоснительного их соблюдения».
Это же мнение высказал Владимир Базаров. Он заявил, что часть сотрудников предприятия даже создала специальную группу в социальной сети «ВКонтакте», чтобы развалить предприятие. Однако на поверку оказалось, что она мертва с 2015 года, отмечает канал «Первый севастопольский».
Вице-губернатор пообещал еженедельно контролировать, что происходит на предприятии. Но тут всё изменилось: Титова уволили, а сам Базаров больше транспорт не курирует. Эта сфера перешла под ответственность первого зама губернатора Дениса Солодовникова.
«Он приезжал на предприятие, - рассказывает Алехнович, - но встречался не с коллективом, а с руководящим составом, с начальниками подразделений».
С 23 октября 2019 на предприятии работает Главное контрольное управление города Севастополя. Депутаты Заксобрания Севастополя рассматривают возможность включить Севэлектроавтотранс в план проверок Контрольно-счётной палаты на 2020 год.
В свою очередь, замгубернатора Денис Солодовников рассказал ForPost, что окончательные решения по возвращению к жизни «Севэлектроавтотранса» будут приняты после полной проверки деятельности предприятия, в том числе и с привлечением ОНФ.
«Я уже встречался с работниками "Севэлектроавтотранса" и слышал несколько версий происходящего. Считаю, что самым правильным в этой ситуации будет провести общую проверку деятельности, в том числе финансовый полный аудит. В ближайшее время мы к этому приступим. Это важно, поскольку нормальная ревизия деятельности предприятия ни разу не проводилась, а нам скрывать нечего.
Губернатором поставлена чёткая задача - навести порядок, сохранить коллектив и обеспечить бесперебойную работу общественного транспорта.
Чтобы проверка проводилась максимально прозрачно, мы планируем привлечь к работе Общероссийский народный фронт.
Все решения, в том числе возможно и кадровые будут приняты по результатам проверки», - пояснил Денис Солодовников.
Предыдущая новость:
Прокуратура Севастополя выявила нехватку учебников в городских школах