Важные новости

Кто виноват в банкротстве Севастопольского морского порта

30.08.2019  /  Категория: Экономика  /  Тема: Аналитика

Налоговая служба Севастополя готова инициировать банкротство Севморпорта из-за долгов по налогам. В апреле российские власти города говорили о планах предоставлять порту субсидии в объеме 50 млн рублей ежегодно. В марте появились планы передать его в федеральную собственность. В феврале экс-губернатор Дмитрий Овсянников говорил о том, что предприятие нуждается в инвесторе. А в январе был громкий скандал, когда руководитель Контрольно-счетного управления заявил, что чиновники намеренно банкротят порт. В чем причина банкротства: в действиях чиновников или в связанной с санкциями экономической ситуации и незагруженности порта?

Севастопольский морской порт, Севморпорт

Сударь, вы банкрот!

Российская налоговая служба Севастополя готова инициировать банкротство государственного унитарного предприятия (ГУП) «Севастопольский морской порт» из-за долгов по налогам. Об этом стало известно 22 августа на заседании российского правительства города.

«Представление налоговой: 16 сентября они планируют начать банкротство предприятия по налоговому законодательству. Ситуация очень напряженная в порту», – сообщил и.о. директора департамента экономического развития Элимдар Ахтемов. При этом общая кредиторская задолженность порта составляет 79 млн рублей.

На предприятии также существуют долги по выплате текущей зарплаты и перед ресурсоснабжающими организациями, которые прекратили поставки, сообщил и. о. вице-губернатора Владимир Базаров. Вследствие чего страдает и федеральный завод «Вымпел», чья площадка расположена на территории Севморпорта, столкнувшийся с ограничениями в поставке ресурсов.

«Учитывая, что мы занимаемся оздоровлением предприятия, давайте проведем переговоры с ресурсоснабжающими организациями с просьбой не подавать в суд. Надо просчитать, сколько средств необходимо, чтобы погасить задолженность предприятия, возможно, выплатить дополнительную субсидию. Посмотреть, какие инструменты можно задействовать для получения прибыли, использовать имущественный комплекс. Выйти с предложениями и на Министерство транспорта, так как порт у нас выполняет и социальную функцию по перевозке пассажиров в городе», – поручил врио губернатора Севастополя Михаил Развожаев.

Счета предприятия в настоящее время заблокированы, поэтому правительство города утвердило постановление о порядке предоставления субсидии порту в размере 54 млн рублей. Они могут быть потрачены на финансирование текущей деятельности, ремонт подвижного состава, погашение задолженностей по налогам, арендным платежам и для заключения договоров страхования гражданской ответственности перевозчика.

И.о. вице-губернатора Мария Литовко рассказала, что в настоящее время в порту работают аудиторы федеральных органов. Она добавила, что для выплаты существующих долгов могут потребоваться дополнительные субсидии.

Месяц назад сообщалось, что в Севастопольском морском порту идет массовое сокращение штатов. По данным департамента труда и социальной защиты, к началу июля в Севморпорту работало 725 человек, уведомления о сокращении получили 70 из них: 21 работник ГТ «Инкерман» должны быть уволены 24 июля и 49 членов экипажей судов вспомогательного флота – 1 сентября. Кроме того, в этом году уже были сокращены еще 9 человек.

Административно-управленческий аппарат сокращение затронуло минимально: уведомление получило 3 начальника отдела. При этом сегодняшний глава Севморпорта Валерий Скляров ранее говорил: «Не должно быть так, чтобы производственная сфера составляла порядка 40% численности, а все остальные были начальниками и заместителями начальников».

Схема не сработала?

ФСБ нагрянула в правительство в связи с преднамеренным банкротством Севастопольского морского порта и нелегальной деятельностью на территории предприятия

В декабре прошлого года грянул громкий скандал. 17 числа в правительстве Севастополя были проведены обыски, сообщили телеграмм-каналы. По данным анонимных авторов, ФСБ нагрянула в правительство в связи с преднамеренным банкротством Севастопольского морского порта и нелегальной деятельностью на территории предприятия. Проверку провел бывший сотрудник Счетной палаты, начальник Главного контрольного управления Севастополя Сергей Елизаров.

«Крымский канал» сообщил подробности операции. По сведениям анонимных авторов, руководство Севморпорта сдавало городские причалы под НТО неофициально, что способствовало накоплению за предприятием долга на сумму свыше 80 миллионов рублей.

В это время тогдашний губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников в составе российской делегации находился в Сирии. Он прервал визит и за два часа до встречи с сирийским президентом Башаром Асадом срочно вылетел в Севастополь.

Через два дня Сергей Елизаров заявил о том, что в его адрес поступали угрозы от вице-губернатора Владимира Татарчука.

Также Елизаров рассказал, как Севморпорт ведут к банкротству. «За 9 месяцев 2018 года кредиторская задолженность предприятия (составила) более 72 миллионов рублей. С конца 2017 года рост составил более 200%. Рост управленческих расходов руководства (предприятия) в 2017 году (составил) более 45%. Чистый убыток с конца 2017 года – 107 миллионов рублей», – сообщил он.

Стоимость имущества порта, по его чиновника, существенно занижена предприятием. «Более 1 200 объектов недвижимости значится на балансе (стоимостью) в 1 копейку. Это плавучий док, ремонтная мастерская, нежилые здания, 20 причалов и др. Есть объекты по 1 рублю, а некоторые 10 рублей», – сообщил Елизаров.

Он добавил, что предприятие в последнее время необоснованно списало имущества на 26 миллионов рублей, в том числе два нефтеналивных танкера. «Названные мной факты в совокупности дают очень большую вероятность того, что осуществляется процесс доведения этого актива до процедуры банкротства», – резюмировал чиновник.

После этого связанные с портом события стали меняться с калейдоскопической быстротой. В конце января новым директором порта был назначен уже упоминаемый Валерий Скляров. Его считают ставленником Ростеха, поскольку был рекомендован на эту должность компанией «РТ-логистика», входящей в структуру этой Госкорпорации.

В это же время глава бюджетной комиссии заксобрания Вячеслав Аксенов рассказал, что только за 2017 год сумма основных средств уменьшилась более чем на 100 млн рублей. «Если имущество не продавалось, значит, его просто списывали», – отметил глава комиссии.

Через несколько дней после назначения новый директор порта объявил, что предприятие будет развивать перевалку грузов двойного назначения. На этом заявлении пока все и закончилось – никакой перевалки или переговоров о ее проведении.

Севастопольский морской порт может сократить 500 сотрудников, если не найдет инвестора, сообщил в феврале экс-губернатор Овсянников. Также говорилось о планах по сокращению издержек, продаже непрофильного имущества и т. п.

Как-то между делом выяснилось, что на 1,4 млн рублей начислило излишних премий прежнее руководство «Севморпорта». О наказанных за перерасход средств пока не слышно.

В начале марта директор порта Скляров отметил, что порт будет безубыточным, когда будет зарабатывать 40 млн рублей в месяц, но пока не дотягивает даже до половины этой суммы. И представил антикризисный план, включающий в себя передачу площадок и причалов в аренду некоему заинтересованному инвестору.

В Москве опасаются, что севастопольские чиновники успеют спустить часть имущества по бросовым ценам. Передать порт в федеральную собственность должны до конца года

В середине марта экс-губернатор Овсянников сообщил, что Севастопольский морпорт может быть передан в федеральную собственность, а уже в начале апреля этот вопрос рассматривался на совещании в российском Минтрансе. Власти города выражали уверенность, что передача порта в федеральное ведение даст новый импульс для развития предприятия и поможет наладить взаимодействие с сирийской провинцией Тартус и перевалку специальных грузов по линии Ростеха.

С начала лета объекты имущественного комплекса Севморпорта проходят инвентаризацию и кадастрирование – в Москве опасаются, что севастопольские чиновники успеют спустить часть имущества по бросовым ценам. Передать порт в федеральную собственность должны до конца года.

Банкротство не только спровоцированное, но и экономическое

Сколько бы чиновники не прокручивали мутные схемы, у банкротства Севморпорта есть и экономические причины.

Так, по данным статистики, в 2013 году в Севастопольском морском порту было обработано 4,8 миллионов тонн грузов.

Любое судно, которое заходит в морские порты полуострова, делает это на свой страх и риск

Через несколько месяцев после аннексии полуострова, в июне 2014 года, Украина закрыла для международного судоходства морские порты Евпатории, Керчи, Севастополя, Феодосии, Ялты, расположенные на территории Крыма и Севастополя. Любое судно, которое заходит в морские порты полуострова, делает это на свой страх и риск, поскольку судовладельцы и капитаны судов, которые проигнорировали подобный запрет, могут столкнуться с серьезными проблемами – штрафами или даже тюремными заключениями.

Результаты не заставили себя ждать. В 2015 году, этот грузооборот снизился более чем в 15 раз – до 312 670 тонн. Такие данные в феврале 2016 года привел на тот момент директор «Севморпорта» Юрий Семенов. В апреле 2018 года уже другой директор порта, Сергей Емельянов, сообщил, что в 2017 году «Севморпорт» задействовал только 7% мощности по перевалке грузов, которая составила около 315 тысяч тонн. Год 2018-й морпорт закончил с убытками, которые превысили 100 млн рублей.

О том, что санкции существенно влияют на работу порта, в январе этого года признали сами российские чиновники. Данные о снижении показателей привел на тот момент вице-губернатор Севастополя Илья Пономарев. «Сокращение перевалки с почти 6 млн тонн в 2013 году до чуть менее 200 тыс. тонн не может не сказаться на экономических показателях работы порта», – сообщил он.

Ряду российских олигархов предлагали заняться Севастопольским портом, но каждый из них понимает, что, вкладывая деньги в этот проект, он сам подставляет себя под санкции

Владимир Казарин

О том, что порт не получит поддержки российских олигархов, говорит эксперт Владимир Казарин. Он напомнил, что в России «базовые экономические области находятся в частных руках», но в случае с портами на территории аннексированного Крыма инвестор будет рисковать своими активами, а международное транспортное сообщество не будет пользоваться «Севморпортом».

«Крым и его порты находятся под санкциями, что делает этот бизнес весьма рискованным. Подобно тому, как долго не могли найти строителя, потому что российские олигархи отказывались от строительства Керченского моста, так же происходит с Севастопольским портом. По моей информации, ряду российских олигархов предлагали заняться Севастопольским портом, но каждый из них понимает, что, вкладывая деньги в этот проект, он сам подставляет себя под санкции и замораживает свои ресурсы», – отметил эксперт.

Стоит также добавить, что после передачи порта в федеральную собственность ситуация сильно не изменится. Собственной продукции на экспорт в Крыму почти нет, а везти грузы на полуостров железнодорожным транспортом, запуск которого по мосту планируется в следующем году, экономически невыгодно. Тем более расположенные ближе порты Кавказа и Тамани до конца не загружены. Насчет импорта - он если и будет, то только в небольших объемах из Сирии. При этом грузоперевозчики должны помнить о санкционных рисках и возможности потери судна за заходы в запретные порты.

Геннадий Кравченко, крымский обозреватель

Крым.Реалии

Предыдущая новость:

Два севастопольских подростка упали с обрыва


Похожие новости


Темы

Cтатьи

09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину
10:39 - 12.02.2023
Топ-5 изобретений украинских военных в войне против РФ
19:13 - 08.02.2023
Почему не работают футбольные санкции в отношении игроков из Крыма?
18:37 - 02.02.2023
«Скрепные» квесты: как древний Херсонес стал местом культа Александра Невского

Другие статьи