Важные новости

Жертвы показухи: почему севастопольцам не везет с газопроводами

01.04.2019  /  Категория: Общество

дюкер через Севастопольскую бухтуВ Севастополе планируют проложить новый подводный газопровод –​ дюкер. По заверениям российских властей города старый дюкер, который до 2014 года не успели достроить, к эксплуатации непригоден. Между тем в прошлом году в городе-герое сорвано строительство кольцевого газопровода, финансируемого в рамках Федеральной целевой программы. Специалисты считают, что из-за показухи чиновники устанавливают неадекватные сроки – не только на строительно-монтажные работы, но и на проектирование, что приводит к многочисленным провалам инфраструктурных проектов.

В феврале российский вице-губернатор города Владимир Базаров рассказал, что в Севастополе приступили к подготовке проекта нового газопровода на Северную сторону города. Он, как и прежний, пройдет по дну Севастопольской бухты.

«Сейчас проектируется новый дюкер. Он будет идти не по прямой между молами, а будет выходить в море – дальше. После того как мы его запроектируем, мы приступим к строительно-монтажным работам, и будем строить этот дюкер по дну Севастопольской бухты», – сообщил он в эфире местного телеканала «ИКС».

Существующий газопровод, проложенный через бухту, сейчас время от времени эксплуатируется. «Этот газопровод, который лежит на дне Севастопольской бухты, никогда не вводился в эксплуатацию. Мы его сейчас используем, когда в этом есть особая необходимость – особо холодные дни. Используем в режиме пусконаладки. Там лежат две ветки, одна из них резервная», – рассказал Базаров.

Закольцованная проблема

Еще в начале двухтысячных годов при рассмотрении трех вариантов модернизации системы коммунального теплоснабжения города было признано, что самым рациональным является строительство дюкера, то есть прокладка подводного газопровода, который через мол свяжет ГРС-3 (газораспределительную станцию – авт.) на Северной стороне с уже существующей системой газоснабжения в центральной части Севастополя. Газопровод высокого давления, соединяющий Северную и Южную стороны Севастополя, был призван закольцевать газовую систему города и стабилизировать давление голубого топлива на входах в крупные котельные. В 2000 году стоимость этих работ оценивалась в 30 миллионов гривен.

В украинской газотранспортной системе Севастополь являлся конечной точкой и во время зимних холодов выделенные лимиты голубого топлива часто не доходили до адресата – отбор газа с превышением лимитов производили облгазы, находящиеся на пути следования. Иногда давление в трубе снижалось настолько, что газа не хватало для полноценной работы самой крупной котельной города – Камышовской.

Как писала газета «Слава Севастополя», первые 5 миллионов гривен на дюкер стали поступать траншами только с 2004 года. Работы активизировались в 2008 году, когда местным органам власти удалось договориться с НАК «Нефтегаз Украины» о выделении на дюкер 80 миллионов гривен. В 2009 году из порта Черноморского на понтонах были доставлены в Севастополь и уложены на дно бухты между северным и южным молом две газовые трубы длиной 700 метров и диаметром 400 миллиметров.

В конце 2009 года было объявлено, что дюкер построен, причем в рекордные сроки. В середине января 2010-го объект был торжественно сдан в присутствии министра труда и социальной политики Украины (на тот момент) Людмилы Денисовой. На открытие ожидали премьер-министра Юлию Тимошенко, но председатель украинского правительства не приехала из-за сложного предвыборного графика – она в тот момент была кандидатом в президенты Украины.

Впрочем, январские морозы того же года показали, что жители южной части города зря рассчитывали на стабильное тепло в своих квартирах: на крупные котельные Гагаринского района газ по-прежнему поступал под низким давлением.

Выяснилось, что газопровод сметной стоимостью 132 миллиона гривен не работает, поскольку его открытие было лишь спектаклем и, кроме тяжелейших морских работ по укладке самого дюкера, предстояло сварить еще порядка 300 метров газопровода вокруг Константиновской батареи. После чего в народе дюкер получил звание «потемкинского».

Зимой 2011 года дюкер был наконец включен в систему газоснабжения города, помогая давлением голубого топлива Южной стороне.

В конце августа 2012 года газотехническая инспекция запретила ввод в эксплуатацию дюкера (газопровода высокого давления), проложенного по дну Севастопольской бухты. По этому поводу в то время председатель СГГА Владимир Яцуба разразился критикой в адрес своего предшественника Сергея Куницына и тогдашнего начальника УКС – находящегося в СИЗО Андрея Малышева.

«Два года назад «Нефтегаз» перечислил конторе «Рога и копыта» 43 миллиона гривен на окончательную прокладку дюкера – трех километров. Мало того, что дюкер проложили не там, где надо, его сейчас из-за этого инспекция опломбировала. Эти люди сейчас в судах отвечают за свои деяния. Малышев действовал не самостоятельно. А сегодня и те, которые перечисляли, и те, которые получали, дурачками прикидываются и пытаются свалить на УКС разворовывание денег. А взять закрыть кранчик и повесить пломбу – для этого много ума не надо», – сказал Яцуба.

В декабре 2013 года местные СМИ сообщали, что осталось проложить всего несколько километров газопровода, общая длина которого – 15 километров 800 метров, и это самый трудный участок – от улицы Ленинградской до улицы Катерной. Закончить работы планировали максимум в январе 2014 года, но в разворованном «командой Януковича» бюджете денег уже не было.

Дюкер по-новому

После аннексии Крыма Россией новые севастопольские власти о дюкере не вспоминали – газа с отжатых у Украины буровых установок «Черноморнефтегаза» вполне хватало для отопления и бытовых нужд. Но дюкер сам напомнил о себе – 8 декабря 2017 года он всплыл – газопровод одной из двух веток среднего давления диаметром 400 миллиметров и протяженностью 620 метров. Всплывшая труба мешала судоходству, и корабли Черноморского флота России оказались на некоторое время запертыми в бухте. Водолазы российского МЧС обследовали газопровод и не обнаружили угрозы обрыва. ФСБ искала диверсию, но не нашла.

На заседании правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций города Севастополя было принято решение о технологическом затоплении всплывшего участка газопровода. Это удалось осуществить с помощью пожарной мотопомпы. Для заполнения дюкера потребовалось 77 782 литра воды.

Теперь власти планируют проложить новый дюкер, причем вынести его трассу за пределы бухты. Говорят, что такое требование озвучило командование Черноморского флота России.

Когда закончится проектирование и начнется строительство, пока не известно. В Севастополе с прокладкой газовых магистралей большая проблема. Так, в прошлом году остановилось строительство кольцевого газопровода, который должен был пройти от села Штурмовое, через Балаклаву и мыс Фиолент, в бухту Казачью. Целью возведения объекта служила необходимость объединения и унификации всей газовой инфраструктуры региона, а финансирование выполнялось в рамках российской Федеральной целевой программы.

Строительство газопровода сопровождалось многочисленными скандалами. Сообщалось, что подрядчик – ООО «Ямалспецстрой» – не платил зарплату рабочим. Те выходили на забастовки. Летом 2018 года, когда ряд строителей объявил забастовку, средняя задолженность перед каждым из бастовавших рабочих составляла, по их словам, порядка 180 тысяч рублей. 29 января нынешнего года контракт российского правительства Севастополя с «Ямалспецстроем» был разорван.

Ситуация с кольцевым газопроводом характерна для всей программы газификации, проходящей в Севастополе, говорит местный активист Ленур Усманов.

«Поскольку я проживаю в Орлином, мой дом также не подключен к газоснабжению, поскольку газа нет ни в Байдарской, ни в Варнаутской долине. И ситуация со строительством данного газопровода характеризует также общую тенденцию, когда без газа рискуют остаться сотни тысяч человек. Наше правительство в это время или нарочно выставляет такие условия, которые невозможно выполнить, или рисует проекты, исполнение которых гораздо дороже альтернативных, более простых проектов газификации, или придумывает еще какие-то препоны, ставящие под угрозу исполнение всей программы газификации региона», – сказал активист.

Постоянные срывы крупных федеральных строек в Севастополе источники севастопольского издания «Примечания» связывают с лихорадкой показухи. В попытках представить город передовым и прогрессивным потребителем федеральных дотаций, чиновники устанавливают неадекватные сроки – не только на строительно-монтажные работы, но и на проектирование.

«Сценарий в Севастополе почти всегда один, – рассказывает один из собеседников. – Сначала на скорую руку чертят проекты, потом точно так же галопом пытаются работать подрядчики. Нормальной коммуникации с властями нет, сопровождение объектов фактически не ведется. Подрядчик неминуемо начинает срывать сроки, а правительство – присылать штрафы. Заканчивается все это расторжением контракта».

В такой ситуации строительства дюкера севастопольцам придется ждать еще долгие годы.

Геннадий Кравченко, крымский обозреватель

Крым.Реалии

Предыдущая новость:

«Месяц чистоты» в мусорных завалах: как в Севастополе борются со свалками


Похожие новости


Темы

Cтатьи

11:10 - 17.12.2023
Эксперты рассказали, сможет ли Черноморский флот РФ вернуть господство на море
09:10 - 11.12.2023
В Севастополе пытаются создать новый российский беспилотник
09:14 - 01.12.2023
Крымчане остаются без мобильной связи и спутниковой навигации: кто глушит эти сигналы на полуострове
09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину

Другие статьи