Важные новости

Ханский дворец: «освоение» культурного наследия

20.03.2019  /  Категория: Общество

Фирма, которая разработала проект так называемой реконструкции Ханского дворца в Бахчисарае, в минувшем году подготовила еще целый пакет научно-проектной документации для дальнейших реставрационных работ. Какие памятники культуры в очереди на уничтожение своей идентичности, а также кто стоит за «распилом» подрядов, приводящих к уничтожению крымской истории и культурного наследия?

Ханский дворец в Бахчисарае. 11 января 2019 года

Следующий!

Автором проекта «реконструкции» Ханской мечети в дворце в Бахчисарае выступает симферопольская фирма «Кирамет». Специалисты именно этой фирмы предложили заливать бетонный сейсмопояс поверх более легкой бутовой конструкции, спилить балки перекрытий и заменить полностью кровлю новой испанской черепицей.

Как выяснилось, «Кирамет» является разработчиком планов по реконструкции еще шести объектов культурного наследия на общую сумму более 95 миллионов рублей. Среди объектов культурного наследия Большая и Малая караимские кенасы в пещерном городе Чуфут-Кале, а также жилой дом XVII ст олетия на территории этого комплекса.

Помимо этого, фирма обследовала и провела оценку стоимости ремонтно-реставрационных работ на объекте «федерального» значения «Дом, в котором жил художник Айвазовский», а также регионального памятника «Особняк Мазировой» в Феодосии.

Несмотря на скандал вокруг Ханского дворца и передел этого куска бюджетных дотаций, «Кирамету» досталась часть финансирования, выделенного на второй этап «реконструкции» этого объекта. До конца июля они должны закончить разработку документации по ремонту и реставрации трех гробниц возле «обновленной» Ханской мечети.

Чего ждать?

Обнародования планов и уж тем более публичного обсуждения предлагаемых разработчиками решений ждать не стоит – судя по опыту предыдущих проектов, о тех или иных грубых ошибках, допущенных «реставраторами», общественность узнает уже постфактум. А вот прогнозировать наличие этих самых грубых ошибок имеются все основания.

Судя по опыту предыдущих проектов, о тех или иных грубых ошибках, допущенных «реставраторами», общественность узнает уже постфактум

«Кирамет» оскандалился не только в связи с «реконструкцией» Ханского дворца. Ранее эта структура выполняла аналогичный государственный заказ по противоаварийным работам в доме-музее Айвазовского. Как установил Ленинский районный суд российского Ростова-на-Дону, фирма действовала, не имея соответствующей лицензии и без проведения историко-культурной экспертизы.

«Облик объекта культурного наследия искажен, сменено историческое покрытие кровли и ее конструкции, работы проведены на конструктивах объекта без государственной строительной экспертизы», – отмечается в решении районного суда. Примечательно, что, несмотря на эти обстоятельства, в прошлом году «Кирамет» снова получает 10 миллионов на разработку документации для реставрации дома, в котором жил знаменитый художник.

Аналогичную ситуацию, в частности, общий стиль работы «рестовраторов» можно наблюдать и на другом объекте, план реставрации которого принадлежит «Кирамету» – это караимская кенаса в Симферополе.

«Сначала на объекте провели противоаварийные работы, заменили протекающую кровлю, оборудовали систему водоотведения, с фасада здания убрали «находившуюся в крайнем аварийном состоянии» штукатурку, а внутри – пролеты между этажами», – рапортует российское Министерство информационной политики Крыма.

Та же участь – замена кровли и перекрытий, а также исторического покрытия фасада – по всей видимости ожидает две следующих кенасы в пещерном городе Чуфут-Кале, да и все остальные объекты, отданные под проектировку этой фирме.

Настоящие «профессионалы»

Такие варварские решения вполне ожидаемы – ведь основной вид деятельности «Кирамета» никак не связан с проведением реконструкции на объектах культурного наследия. Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц, профильным видом деятельности фирмы является «деятельность в области архитектуры, инженерных изысканий и предоставление технических консультаций в этих областях». При этом лицензию Министерства культуры России на проведение действий по сохранению объектов культурного наследия структура получила только два года назад.

Ничем, кроме скандалов с реконструкцией объектов исторического и культурного наследия, не известна и генеральный директор, а заодно и единственный учредитель «Кирамета» Юлия Иванишкина. А главный архитектор этой фирмы Андрей Ткачук ранее в архитектурном сообществе отметился только проектом строительства нового здания центрального автовокзала, который в жизнь воплощен не был.

И тем не менее с момента создания в октябре 2014 года фирма выиграла не менее 17 тендеров из 22, в которых участвовала, при этом основным заказчиком выступало казенное учреждение «Крымнаследие». Однако прямых связей учредительницы фирмы с кем-то из должностных лиц найти не удалось.

Рассчитывать на то, что в своей деятельности такие люди будут принимать во внимание культурную или историческую ценность при «освоении» очередного объекта, явно не приходится

В своих комментариях к ситуации с реконструкцией Ханского дворца экс-глава Рескомнаца Крыма Эдем Дудаков упоминал, что фирма-проектировщик связана с именем бывшего главы Рескома по охране культурного наследия Сергея Тура, а руководительница фирмы является родственницей чиновника из Симферопольского района. При этом Дудаков не указал источник происхождения этих данных. В тоже время, как выяснилось, по адресу регистрации «Кирамета» находится фирма «Технопроммонтаж», одним из учредителей которой является Денис Тур – родной брат экс-руководителя Рескома по охране культнаследия.

И это оказалось не единственное совпадение – по этому же адресу, и даже в том же офисе, что и фирма «Кирамет», зарегистрирована «Таврическая фруктовая компания», единственным учредителем которой является Виктор Банников, вполне возможно, тот самый, который в свое время исполнял обязанности главы крымского главка МВД. Сегодня Банников является бизнес-партнером Андрея Припутникова, который является основателем одной из крупнейших в Крыму строительных компаний «Профессионал». Рассчитывать на то, что в своей деятельности такие люди будут принимать во внимание культурную или историческую ценность при «освоении» очередного объекта, явно не приходится.

Справка:

Ханский дворец-музей в Бахчисарае – самый известный музей, связанный с историей крымских татар, территория летней резиденции крымских ханов Гераев. На территории музейного комплекса расположены дворец, гаремный корпус, ханское кладбище и мечеть. Он является кандидатом на внесение в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Игорь Воротников, крымский блогер

Крым.Реалии

Предыдущая новость:

Переехавший в Севастополь житель Бурятии выиграл в лотерею полмиллиона рублей


Похожие новости


Темы

Cтатьи

11:10 - 17.12.2023
Эксперты рассказали, сможет ли Черноморский флот РФ вернуть господство на море
09:10 - 11.12.2023
В Севастополе пытаются создать новый российский беспилотник
09:14 - 01.12.2023
Крымчане остаются без мобильной связи и спутниковой навигации: кто глушит эти сигналы на полуострове
09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину

Другие статьи