Важные новости
Эдем Дудаков: Четыре письма отцу на фронт
08.12.2018 / Категория: Общество
Тут, в Крыму, такое вот пропагандистское «новомодие» из России. Учителя русской словесности с целью «патриотического воспитания молодого поколения» дают школьникам задание написать «Письмо отцу на фронт». Я немало прожил при СССР и теперь у меня полнейшее ощущение дежавю. Поэтому, поразмыслив над «патриотическим» заданием, решил внести свою лепту в это «нужное и очень своевременное дело». Ведь враги окружают Третий Рим, а значит – «вставай страна огромная!».
Шемси Дудакова и ее дети (слева направо) Руззет, Мугаррем и Арсен в спецпоселении. Узбекистан, Ферганская область, село Учкуприк, 1948 год
Но вот беда. Отец мой, Мугаррем Дудаков, 1934 года рождения не воевал. Воевал дед Насрулла Салли Дудаков. Призван был в 1941 году, лейтенант, командир взвода.
И решил я составить письма деду на фронт от имени моего отца. Какими бы они получились? Если вспомнить его рассказы о детстве, то, наверное, такими.
Письма отцу на фронт (Cebede olğan babama mektüpler)
Письмо первое: «Баба (отец – КР), нас нет в Крыму. Мы третью неделю едем на поезде. Нас выслали. Говорят, за предательство. Утром 18 мая пришли солдаты, приказали собраться, на сборы дали 15 минут. Мама что-то кричала, доказывала им, что ты офицер, что на фронте, но они все равно выслали нас всей деревней.
Лейтенант Насрулла Салли Дудаков. Фото сделано в начале 1942 года на Акмонайских позициях Крымского фронта Красной Армии
Везут, не говоря куда. Голодно. Хочется пить. Мама не успела взять достаточно припасов. В соседнем вагоне твой дядя Ахмеди. Он показывал солдатам удостоверение партизана. Но они его и всю семью тоже выслали. Сестра твоя двоюродная Фазиле отстала от поезда, когда пошла за водой на станции. Не знаем, где теперь она. Мама плачет. Многие плачут. Сестра нашей бабушки Эмине, Назлы хартана (бабушка – КР), умерла прошлой ночью, больная была.
Баба, ты напиши самому старшему командиру, что мы – твоя семья, и с нами несправедливо поступили. Напиши Сталину. Он не знает, какая тут несправедливость в отношении нас. Мы – не предатели. Пусть нас вернут в Тувак или в Ускут (сейчас села Рыбачье и Приветное на юго-восточном побережье Крыма вблизи Алушты – КР), в дом бабушки Сейитджан. Обязательно напиши о всех родственниках. Потому что всех по ошибке выслали. Мугаррем, май 1944 года».
Письмо второе: «Баба, мы в Узбекистане. Нас привезли на станцию Какир и расселили в хлопковом пункте. Хлопок – это как вата. Мы все его летом собирали. Есть дают один раз в день. Дают жмых. Хлеба мало. Голодно. Многие болеют. Арсен, брат мой младший, заболел тифом. Мама с ним в больнице, что в 7 километрах от нас в райцентре с Учкуприк. Мы с нашим самым младшим Руззетом с бабушкой Эмине остались.
Мугаррем Дудаков. Узбекистан, Ферганская область, село Учкуприк, примерно 1947 год
Два дня получали паек и за маму, и за Арсена. Бабушка делила пайки на нас с Руззетом. Но комендант узнал и сказал, что сделает вычет из пайка. Бабушка ночами плачет, я слышу. Как мы будем отдавать?
Комендант очень злой. Не пускает навестить их в больнице. Но мама дала весточку, что устроилась санитаром в больницу, чтобы быть поближе к Арсену. А бабушка все равно боится за них. Если Арсен умрет, мы даже не сможем быть на его похоронах. Умерло много людей. Но бабушка просила тебе не писать, чтобы не волновался там на войне. Баба, ты написал Сталину о нас? Напиши обязательно. Приезжай скорее. Мугаррем, февраль 1945 года».
Письмо третье: «Баба, мы переехали в барак, что в селе Учкуприк Молотовского района. Арсен выздоровел, слава Аллаху. Мама устроилась санитаром в детский дом. И мы при этом детском доме. Стало сытнее. Ночами ловим ежей. Мясо у них вкусное. Я научился готовить их. Правда, ежей становится все меньше и меньше. А еще нам раздали американские посылки. Нашей семье дали три, мне и младшим братьям как детям фронтовика. В посылках штаны, ботинки, консервы и даже сахар.
Штаны Руззета мы поменяли на хлеб. А мои старые штаны мама перешила на Руззета.
Тетя Мумине, родная сестра Шемси Дудаковой
Начали возвращаться солдаты. Хорошо семьям, у кого вернулись отцы. Им жилье получше дают и паек хороший. Отцы сразу же идут на работу. Все же сытнее.
Умерла сестра мамы Мумине тизе (тетя – КР) от тифа. Дети ее остались сиротами, они с бабушкой Эмине.
А мама пишет в Москву и на полевую почту. Никак не дождется весточки от тебя. Ей сообщили, что ты пропал без вести. Она не верит и пишет. Люди говорят, что возвращаются иногда. Все же лучше, чем похоронка. Может ранен ты и пока не можешь нам писать? А соседям пришла похоронка. Отец их погиб еще в 43-м. Так им пенсию увеличили. А за без вести пропавшего полагается маленькая пенсия. Но мы выдержим. Жить стало немного легче. Главное, ты возвращайся поскорее, баба. Маме трудно очень, работает в двух местах, приходит поздно. Мы все с бабушкой Эмине, Ахмеди даи (дядя – КР) тоже рядом. Он и помог с переездом в райцентр Учкуприк. Возвращайся скорее. Мугаррем, 1946 год».
Бабушка Эмине, мама Шемси Дудаковой. Узбекистан, начало 1970-х
Письмо четвертое: «Баба, мама умерла. Мы в детском доме. На выходные забирает дядя Ахмеди. Бабушка сейчас тоже с ним живет. Старая уже, еле ходит. Младшая из сестер мамы Райфе тизе вышла замуж за Османа эниште (муж тети – КР), чтобы дети Мумине тизе не остались сиротами. Осман вернулся из трудармии.
Руззета забрала на воспитание Лемхан ала (тетя, сестра отца – КР), твоя двоюродная сестра. Они живут далеко, в Ангрене. У них с Ридван эниште так и не было детей. Ранен он был тяжело в Севастополе, инвалид. Поэтому и нет детей. Руззет плакал, когда уезжал. Недавно узнали, что ему сменили фамилию. Теперь он Гафаров. Бабушка говорит, что Руззету у них хорошо будет, посытнее. У Ридван эниште пенсия по инвалидности хорошая. Но его уже несколько раз вызывали в милицию за участие в национальном движении. Мы все боимся, что его посадят. Как тогда будет с Руззетом? Комендант не хочет меня выпускать на учебу в техникум после семилетки.
Возвращайся быстрее, баба, нам плохо без вас. Руззета заберем. Мугаррем, 1948 год».
Братья Руззет и Мугаррем встретились после 6 лет разлуки. Узбекистан, г. Ангрен, примерно 1954 год
Письма не могли дойти до адресата
Такие письма мог написать мой отец. Они составлены из его рассказов.
Делегация представителей национального движения крымских татар на Красной площади, 4-й слева во 2-м ряду Мугаррем Дудаков. Москва, 1968 год
Адская страна, предавшая своего солдата и депортировавшая его семью в 1944 году, на этом не остановилась. В 1967 году власть посадила и лишила боевых наград участника обороны Севастополя, старшего матроса Ридвана Гафарова. Государственная имперская машина сделала это за его участие в национальном движении. Сидел Гафаров вместе с Мустафой Джемилевым. В начале 70-х тоже за участие в национальном движении сел в тюрьму и Арсен, средний из детей Дудаковых.
Ридван Гафаров (сидит слева) с группой политзаключенных крымских татар, среди которых Мустафа Джемилев (2-й слева во 2-м ряду). Узбекистан, сентябрь 1967 года
Отца своего они не дождались, получали мизерную пенсию, но отучились и все три брата вернулись в Крым. На сегодня в живых остался только Руззет Гафаров (Дудаков).
Посмертный наградной лист на лейтенанта Насрулла Салли Дудакова. 29 августа 1944 года
В 2010 году в архивах я нашел сведения о Нассрулла Салли Дудакове. Лейтенант Дудаков, замещая командира роты, погиб при освобождении города Рудка 25 июня 1944 года. Посмертно награжден орденом «Отечественной войны II степени». Погиб через месяц после выселения его семьи. И чтобы меньше платить маленьким «предателям» пенсию, родным сообщили, что Н.С. Дудаков пропал без вести. Письма моего отца не могли дойти до погибшего адресата.
Мне советовали написать в Министерство обороны России и получить орден деда. Но я решил не делать этого – не нужны их «награды». Страна, где ее верховный главнокомандующий и правительство предают своего солдата, а титульная нация кричит в след униженным: «Распни!», достойна только презрения.
Эдем Дудаков, крымскотатарский активист
Крым.Реалии
Предыдущая новость:
В Севастополе накрыли секту для ВИП-верующих (фото, видео)
Похожие новости
- 27.04.2018 • Суд в Севастополе приостановил деятельность ячейки российской партии «РОТ Фронт»
- 13.01.2016 • Севастопольские дети обещанных писем от Деда Мороза не получат
- 03.01.2016 • Обещанные письма от Деда Мороза в Севастополе так и не получили
- 03.07.2015 • Со следующего года российских школьников будут учить, что захват чужих территорий – это патриотично