Важные новости
«Царская охота»: как в крымском заповеднике появился вольер для Януковича
17.02.2018 / Категория: Общество / Тема: Аналитика
Представители нынешней власти Севастополя оказались по разные стороны вольера, построенного на мысе Айя: депутаты предлагают сооружение снести, а чиновники настаивают на его необходимости для воспроизведения благородных оленей и кабанов. Между тем общественники считают, что в заказнике будут охотиться представители российской элиты.
Райское место
Мыс Айя – одно из самых красивых мест в окрестностях Севастополя. Сюда всегда стремились туристы, здесь снимали фильмы и клипы. Название мыса происходит от греческого слова «айос» (άγιος – святой, άγια – святая). Говорят, что греки считали эти места святыми и хоронили здесь своих предков.
Как значилось в украинском туристическом справочнике по Крыму, государственный ландшафтный заказник «Мыс Айя» – заповедный объект, памятник природы в Балаклавском районе Севастополя. Заповедник был создан в 1982 году как ландшафтный заказник республиканского значения с площадью территории 1132 га. В его состав вошли ранее созданные объекты природно-заповедного фонда Украины: памятник природы местного значения «Роща пицундской сосны и можжевельника высокого на мысе Айя» (создан в 1947), «Урочище Батилиман» (1964) и заповедное урочище «Роща сосны Станкевича» (1980). Акватория шириной 300 метров вдоль берега (208 га) охраняется с 1972 года как часть Ласпи-Сарычского аквального комплекса («Прибрежный аквальный комплекс возле мыса Айя»).
В ландшафтном заказнике водятся крымский благородный олень, крымская горная лисица, дикий кабан, косуля, заяц-русак, каменная куница, белка и другие животные.
В октябре 2009 года севастопольские депутаты приняли решение «отнести земли в границах территории ландшафтного заказника общегосударственного значения «Мыс Айя» площадью 1340 га к категории земель природно-заповедного фонда». «До установления в натуре (на местности) границ ландшафтного заказника общегосударственного значения «Мыс Айя», учитывая необходимость сохранности указанной территории, а также ее расположение на особо ценных землях, запретить на территории площадью 1340 га предоставление и освоение земельных участков для потребностей, не связанных с целями и задачами заказника, в том числе: любое строительство, ведение садоводства и огородничества», – говорится в решении.
Кроме того, согласно Генеральному плану развития Севастополя до 2025 года, территория заказника была отнесена к природно-заповедному фонду.
Стоит отметить, что во времена СССР на мысе Айя была расположена ракетная часть, и доступ сюда был ограничен. Во времена независимой Украины часть была расформирована, а территория заказника стала излюбленным местом отдыха туристов.
След «легитимного»
Виктор Янукович, еще будучи премьер-министром Украины, несколько раз посещал Севастополь. Ему очень понравилась Балаклавская бухта, но, как оказалось, не только она одна.
В 2010 году, когда президент Янукович уже правил страной, в Севастополе впервые услышали о строительстве крупной виллы в Батилимане, находящемся у подножия мыса Айя. Расследования украинских журналистов Татьяны Черновол и Сергея Лещенко привели к некому ООО «Норд-2007». Ранее эта фирма уже «засветилась» при строительстве резиденции Виктора Януковича в Межигорье.
Под объект была выкуплена старая база отдыха, а стройка развернулась грандиозная.
Летом 2010-го на мысе Айя туристов начала безбожно гонять и штрафовать милиция – за нахождение на территории заказника в пожароопасный период.
Вне летнего сезона «охрану» территории над строящейся резиденцией осуществляли парни с характерной внешностью, сейчас бы их назвали «титушками». У них были удостоверения общественных экологических инспекторов и крайне агрессивное поведение. Туристам настойчиво рекомендовали убраться, «пока ничего не случилось».
В конце того же года к вопросу подключилось Минэкологии Украины. Там заявили, что рекреационную нагрузку на природный объект надо ограничить, поскольку туристы создают угрозу флоре и фауне мыса.
Но ограничение ограничением, а за путешествующими в дебрях первозданного леса людьми на территории в 1340 гектаров не уследишь. Нужны были какие-то другие меры.
Вольер для благородных оленей и прочих, не очень благородных животных
Сегодня мы уже не узнаем, в чьей голове зародилась идея создать на мысе Айя вольер «для целей воспроизводства и охраны диких животных».
Занял он приблизительно 600 гектаров – добрую половину территории заказника. Летом 2013 года местные СМИ сообщали, что строительство вольера идет полным ходом. Указывалось, что проект, инициированный Государственным агентством лесных ресурсов Украины, поддержало Орлиновское охотничье хозяйство. Отмечалось, что проект доктора биологических наук, профессора Валерия Лысенко по созданию вольеров, согласованный с севастопольским гослесхозом, получил позитивную оценку и был утвержден Государственным управлением охраны окружающей природной среды в Севастополе в мае 2013 года.
В конце года в город планировалось завезти 20 благородных оленей, а также кабанов румынского подвида. Вольер в Севастополе уже через четыре года, по мнению Валерия Лысенко, смог бы ежегодно выпускать в леса Крыма до полутора сотен оленей.
Но осенью 2013 года в Украине началась Революция Достоинства, а с вольером стали происходить удивительные вещи.
Вольерные трансформации
При ближайшем рассмотрении оказалось, что государственное Орлиновское лесоохотничье хозяйство никакого отношения к строительству вольера не имеет, а занимается им ООО «Орлиновское лесоохотничье хозяйство», директором которого является Валерий Борисов.
Трехметровый забор из врытой в землю плотной сетки рабицы был усилен стальными тросами и растяжками. Инициаторы проекта обещали пускать в вольер всех желающих, но по предварительной записи. Название фирмы ООО «Орлиновское лесоохотничье хозяйство» не случайно имитирует название госструктуры. Общество аффилировано с компанией «Эллада», давно претендующей на статус главного монетизатора лесных угодий Севастополя.
Тем временем в феврале-марте 2014 года Крым был аннексирован. Строящаяся дача Януковича перешла к структурам, которые связывают с президентом России Владимиром Путиным, утверждают авторы расследования волонтерского проекта «Муниципальный сканер». Сейчас российский реестр недвижимости говорит, что готовность строительства у разных зданий резиденции составляет от 70 до 90 процентов.
Создатели вольера на мысе Айя тоже перерегистрировали свое ООО под российское законодательство. Сам же вольер, как оказалось, построен по проекту «из будущего». Забор появился в 2013 году, а проект разработан в 2016-м – к такому выводу пришла группа севастопольских депутатов, которая проводила проверку по факту появления ограждения на территории заказника. Материалов проверки набралось на три тома.
Севастопольские власти по разные стороны вольера
13 февраля 2018 года подконтрольный России парламент Севастополя на пленарном заседании рассмотрел постановление о результатах депутатской проверки. Проект постановления предлагал правительству города «признать выявленное ограждение на территории особо охраняемой природной территории государственного природного ландшафтного заказника регионального значения «Мыс Айя» бесхозяйным и осуществить его демонтаж», а также выявить виновных лиц по установлению этого ограждения и призвать их к ответственности.
Тут стоит упомянуть, что ранее губернатор Дмитрий Овсянников выступил против создания специальной депутатской комиссии для проверки правомерности установки забора на мысе Айя. Ограждение захватило 4,5 миллиона квадратных метров особо охраняемой природной территории.
Проект постановления не был утвержден, поскольку не набрал в поддержку достаточного количества голосов. Причем часть депутатов выступала за демонтаж вольера, а правительство города – за его сохранение.
В ответ на это вице-губернатор Севастополя Илья Пономарев обвинил депутатов в популизме. Он отметил, что в июне 2017 года было заключено соглашение между Севприроднадзором и хозяйствующим субъектом, подписан также договор аренды земельного участка. «Разрешение на разведение охотничьих ресурсов выдано в сентябре 2017 года», – пояснил Пономарев.
Между тем крымский юрист Александр Талипов летом 2017 года заявлял, что «речь может идти о VIP-охоте».
По его словам, вольер вкопан в землю на глубину до полутора метров. Внутри по его периметру видны рытвины и ямы, которые свидетельствуют о попытках зверей покинуть огороженную территорию. «Скорее всего, речь идет о VIP-охоте. То есть загоняются на эту территорию звери, а потом людьми за деньги отстреливаются», – предположил Талипов. Он также сообщил, что распоряжения администрации о выдаче этого участка под охотугодья либо землеотвода нет, то есть забор построен незаконно.
Член правления крымской ассоциации «Экология и мир» Андрей Артов сказал, что крупных млекопитающих и краснокнижных животных, которых мог бы защищать вольер, на огороженной территории нет. Экологического смысла в этом заборе он не видит.
В 2013 году севастопольский журналист завершил свой материал о строительстве вольера на мысе Айя такими словами: «Кстати, первый секретарь обкома Брежнев интересовался охотой. В Днепропетровске было создано обкомовское охотхозяйство. Вот тогда впервые в истории СССР был получен богатый опыт разведения уссурийского кабана».
Злые и не очень злые языки в Севастополе сегодня говорят, что в 2013 году вольер строили для охоты Януковича, а сейчас он нужен для охоты друзей Путина. Поэтому представители губернатора и он сам столь рьяно отстаивают построенный «загончик для кабанов и оленей». «Царская» охота не должна оказаться под угрозой.
Геннадий Кравченко, крымский обозреватель
Крым.Реалии