Важные новости
Родина на выбор: кого в Крыму можно считать патриотами
12.01.2018 / Категория: Общество
Что такое родина и патриотизм? В чем различия этих понятий в России и на Западе? И почему для многих людей Крым стал местом переосмысления родины?
Об этом ведущий Радио Крым.Реалии Павел Новиков беседует с кандидатом философских наук Ольгой Тургеневой.
–Что такое родина в российской культурной традиции?
– Во многом на представление о ней для нашего поколения повлиял Советский Союз. Родина представляется как некая общность, которая важнее жизни каждого отдельного человека. Это парадокс, потому как она должна ассоциироваться с чем-то родным, близким и неагрессивным. Но при этом людей учили убивать за родину с самого детства. Считается, что готовность пожертвовать собой – черта настоящего патриота, и государство этим активно пользуется. Оно предлагает совсем абстрактную идею родины взамен субъективному представлению о ней – например, как о вашем родном городе с близкими людьми. Иногда такие разноуровневые родины сосуществуют. Так или иначе, это нечто не существующее в объективной реальности.
– Но ведь похожее понятие есть и в западной культуре.
– Разумеется, ведь родина чаще всего привязана к нации – это начало 18-го века. До того люди не мыслили в масштабах целого государства, а только по-местечковому. В России долго существовало отдельное понятие «отечество» именно в привязке к государству, а в СССР от него поначалу избавились как от старорежимного. Для пролетария должна была иметь значение лишь классовая принадлежность. В итоге Иосиф Сталин понял, что многонациональной стране в окружении врагов нужно общее представление о родине и патриотизме. Война с нацистской Германией и вовсе была названа Великой Отечественной, чтобы показать, что люди воевали не столько за государство, как за свой родной город или деревню. Это не первый и не последний случай, когда государство прикрывалось народом.
– Так произошло и с Крымом в 2014-м, не так ли?
Крым стал уникальной территорией, где живут люди с диаметрально противоположными представлениями о родине
– Именно. Президент Владимир Путин тогда, 18 марта, говорил про «разъединенный народ России». Но что такое народ России? Только граждане? Или не только они? Это все русские? Так и появился «русский мир», для которого государственные границы не имеют никакого значения. Крым стал уникальной территорией, где живут люди с диаметрально противоположными представлениями о родине. Многим после 2014 года пришлось разрушить и собрать заново это понятие для самих себя. У некоторых родина даже не Россия, а распавшийся Советский Союз. Для крымчан до сих пор актуален выбор родины по внутреннему самоощущению. В Украине принято считать, что язык является ключевым фактором при самоопределении, но если человек не знает украинского, но страдает в Крыму от российской аннексии – что, он теперь не может быть украинцем? В общем, сейчас это представление в Украине только формируется.
– Кажется, вполне ясно, что патриот Украины – это прежде всего защитник страны.
Легко сплотиться против врага, но когда угроза исчезает, люди начинают снова задумываться, что между ними есть общего
– Да, в условиях внешней агрессии легко сплотиться против врага, но самое интересное начинается позднее, когда угроза исчезает, и люди начинают снова задумываться, что между ними есть общего. Тем не менее, посмотрите на США: нация эмигрантов сконструировала себе понятие родины, homeland. Это при том, что его разделяют люди разных культур и разных национальных историй. Похожие проблемы есть у Украины: окончательно не ясно, откуда отсчитывать историю страны, что в нее должно входить. Мало того, именно американский пример показал, что нация не равна национальности.
– Во время незаконного референдума в Крыму шла речь о «крымском народе», а потом мы увидели так называемые «ЛНР» и «ДНР» – с «донецким» и «луганским» народами. Насколько это искусственно?
– Вот тут как раз включилось понятие «малой родины», местной самоидентификации. Другое дело, что произошло это по внешним причинам, однако удивляться подобному искреннему сепаратизму не стоит. Если человек прожил в регионе много лет, он скорее побоится потерять эту связь, чем связь с государством. Чем сильнее человек «заземлен», тем сложнее привить ему идеи мультикультурности и абстрактной родины. При деоккупации Крыма и Донбасса все эти проблемы еще придется решать.
Павел Новиков
Ведущий Радио Крым.Реалии