Важные новости

Китайцы готовы наступать

13.04.2016  /  Категория: Экономика  /  Тема: Аналитика

Китай рассматривает возможность переноса части своих предприятий на территорию Дальнего Востока

Российский Дальний Восток становится привлекательным регионом для китайских предприятий, правительство страны планирует перенести часть своих производств на территорию этого региона. Для российских же компаний налоговые льготы и условия работы там пока остаются невыгодными.

Китай рассматривает возможность переноса части своих предприятий на территорию Дальнего Востока, сообщили в Минвостокоразвития России. Речь идет о переводе 12 производств в приоритетных отраслях экономики: строительной индустрии, металлургии, энергетике, машиностроении, судостроении, химической промышленности, текстильной промышленности, цементной промышленности, сфере телекоммуникаций, а также в сельском хозяйстве. Главным условием является обязательное соблюдение экологических требований, установленных в России, подчеркивают в министерстве.


Мы готовы принять китайские предприятия и создавать совместные экспортоориентированные производства


Такие договоренности были достигнуты во время визита министра по развитию Дальнего Востока Александра Галушки в Пекин, китайская стороны уже заявила, что готова активно привлекать частные и государственные компании к реализации проектов, создаваемых в рамках программ развития Дальнего Востока: "Территории опережающего развития (ТОР) и "Свободного порта Владивостока". По ним предприятия получают налоговые льготы и административные преференции. "Мы готовы принять китайские предприятия и создавать совместные экспортоориентированные производства на дальневосточной территории", – говорит представитель Минвостокразвития Рустам Макаров.

Закон "О свободном порте Владивосток", вступивший в силу в октябре 2015 года, определил его территорию. Начиная с этого момента, кроме налоговых льгот (освобождение на пять лет от налогов на прибыль, имущество и землю), для иностранных граждан, въезжающих в Российскую Федерацию через пункты пропуска на территории свободного порта Владивосток, вводится упрощенный визовый порядок. В Минвостокоразвития полагают, что эти меры позволят привлечь достаточное количество иностранных компаний и улучшит функционирование порта. Но сейчас на территории "Свободного порта Владивосток" официально зарегистрировано всего 15 российских предприятий.

Руководитель программы "Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе" Московского центра Карнеги Александр Габуев полагает, что в порту Владивостока официально зарегистрируются лишь единицы российских компаний. Это, как правило, небольшие местные предприятия.


Общий объем частных инвестиций составит более 100 миллиардов рублей


В конце марта на уже третьем заседании наблюдательного совета проекта полномочный представитель российского президента в регионе Юрий Трутнев вспоминал его первое заседание. "Мы говорили о том, что "Свободный порт" еще только начинает свою работу и количество резидентов еще не отвечает надеждам, которые правительство возлагало на этот режим. На тот момент мы рассматривали всего семь заявок, сегодня рассмотрим 29. Это значительный шаг вперед. С учетом этих заявок общий объем частных инвестиций составит более 100 миллиардов рублей", – сказал он.

В Минвостокоразвития считают, что этого количества резидентов недостаточно "в условиях постоянно повышающегося экономического соперничества стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в регионе деятельности которых находится российский Дальний Восток". Поэтому там предлагают расширить налоговые льготы для российских компаний за счет введения единого налога порта (заменит налоги на прибыль, имущество организаций и НДС). 


Российским компаниям размещать там свои производства невыгодно из-за территориальной удаленности этого региона


Впрочем, эксперты сомневаются, что российскому бизнесу – в отличие от китайского – этот проект будет интересен. С точки зрения логистики и географии, Дальний Восток является более привлекательным регионом для азиатских компаний, поэтому развитие региона идет по пути привлечения иностранных предприятий, считает главный экономист ING Russia Дмитрий Полевой. "Они имеют некоторые политические преференции для локализации своего производства либо для организации нового предприятия на территории России. Географически это логично. Им проще перевести китайское производство на Дальний Восток, чем привлекать каких-то любых других производителей в Центральную часть России", – говорит он.

При этом эксперты отмечают, что российским компаниям размещать там свои производства невыгодно из-за территориальной удаленности этого региона от центральной части страны. Это усложняет логистику, а особые налоговые льготы экономической зоны эти потери и не компенсируют.

Отсутствие же таких преференций еще больше останавливает российских предпринимателей от размещения своего бизнеса на Дальнем Востоке. По данным консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers, совокупная налоговая нагрузка на предприятия в России в 2016 году составляет в среднем 47 процентов от прибыли, тогда как в странах центральной Азии и восточной Европы – чуть более 35. Но по сравнению с Россией в Китае и Японии уровень налогообложения еще выше (почти 68 и свыше 51 процента соответственно). Поэтому Россия и становится потенциально более выгодным местом для китайского и японского бизнеса.


Сегодня Россия стала, с точки зрения издержек, очень интересной страной для инвестиций


Эксперт центра экономического прогнозирования "Газпромбанка" Наталья Прохорова в целом приветствует перенос китайских предприятий на территорию Дальнего Востока. "Безусловно, любые дополнительные инвестиции как в сырьевые, так и тем более в обрабатывающие отрасли, о которых сейчас идет речь, будут благоприятны для развития региона", – замечает она. При этом, по ее мнению, Россия сейчас предоставляет привлекательные условия налогового режима и другие преференции для привлечения инвесторов на Дальний Восток. Она уверена, что для азиатских предпринимателей этот регион станет выгодным местом для ведения бизнеса. "Сегодня Россия стала, с точки зрения издержек, очень интересной страной для инвестиций, так как после девальвации рубля мы вернули себе конкурентное преимущество по издержкам".

Позитивные последствия от переноса китайских предприятий в Россию видит и профессор Высшей школы экономики Алексей Маслов. По его оценкам, теоретически это может привести к тому, что около 100 тысяч человек дополнительно могут получить рабочие места. "Это как сами работники предприятий, так и обслуживающая структура вокруг предприятий. Это, безусловно, совместная реализация продукции. Это решение увеличит наполнение местного бюджета", – добавляет он.


Перенос части китайских производств на Дальний Восток оживит экономику, но заметно не увеличит количество инвестиций


Однако Алексей Маслов полагает, что объем азиатских инвестиций будет несущественными, причем они будут направлены непосредственно в производство, а не в развитие региона. По его данным, в 2015 году Китай вложил в Россию крайне небольшую сумму – меньше одного миллиарда долларов. Поэтому перенос части китайских производств на Дальний Восток оживит экономику, но заметно не увеличит количество инвестиций, добавляет он.

"Основная проблема заключалась в том, что Дальний Восток, представляя очень хорошие условия, не получал никаких реальных больших инвестиций с китайской, японской или корейской стороны. Как следствие, многие мощности, которые были расположены на Дальнем Востоке, просто не получали загрузки", – говорит Маслов. С ним согласен Александр Габуев, по данным которого в "Свободном порту Владивостока" сейчас зарегистрирован лишь один иностранный резидент из Японии.

Эксперты отмечают, что для китайской стороны есть ряд преимуществ в размещении своих предприятий на российском Дальнем Востоке. "Эта территория находится в приграничной зоне и Китай там меньше всего рискует. Он может с лёгкостью вывести обратно все предприятия, если ситуация изменится к худшему, – уверен Алексей Маслов.


На Дальнем Востоке маленький рынок сбыта – всего 6 миллионов человек, поэтому, конечно, все товары будут производиться на экспорт


Режим территорий опережающего развития является привычным для китайских предпринимателей, которые не рассматривают Россию как перспективный товарный рынок. Свои товары они будут реализовывать по большей части на китайской территории, где находится основная часть их потребителей. На Дальнем Востоке маленький рынок сбыта – всего 6 миллионов человек, поэтому, конечно, все товары будут производиться на экспорт, – считает Александр Габуев

Алексей Маслов отмечает опасность того, что Россия, принимая китайские предприятия, забывает о возможности производить ту же самую продукцию на своих предприятиях и экспортировать в Китай. "В данном случае китайские предприятия могут и не сыграть столь существенной роли для развития Дальнего Востока. Более выгодна другая модель – сами производим, сами поставляем и сами продаем на территорию Китая", – говорит он. 

Наталия Рябцева

Радио Свобода


Похожие новости


Темы

Cтатьи

11:10 - 17.12.2023
Эксперты рассказали, сможет ли Черноморский флот РФ вернуть господство на море
09:10 - 11.12.2023
В Севастополе пытаются создать новый российский беспилотник
09:14 - 01.12.2023
Крымчане остаются без мобильной связи и спутниковой навигации: кто глушит эти сигналы на полуострове
09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину

Другие статьи