Важные новости
Есть ли у Крыма будущее кроме статус-кво?
13.04.2015 / Категория: Политика / Тема: Аналитика
Москве было важнее забрать Крым у Украины и ослабить ее, чем развивать сам полуостров.
Спустя год после аннексии Крыма Россией очевидно, что Москве было важнее забрать Крым у Украины и ослабить ее, чем развивать сам полуостров, уверены эксперты, принявшие 9-10 апреля участие в Бонне в дискуссиях, организованных исследовательским центром Käte Hamburger Kolleg. Сегодня Россия так же мало знает, что делать с Крымом, как Украина - в прошлом, считают они, пишет The Kiev Times.
Российские власти подчеркнуто оптимистичны, когда речь заходит об экономическом будущем Крыма. Но собравшиеся в Бонне аналитики не смогли этот оптимизм разделить. Никто из них не выразил уверенности в том, что при нынешней политической системе Россия, как выразился научный сотрудник Немецкого института сотрудничества и развития Йорг Грэвингхольт (Jörg Grävingholt), сможет успешно преодолеть значительные трудности в развитии полуострова. А сложностей участники встречи назвали много: изоляция полуострова во многих отношениях, дотационный характер региона, наличие приемлемых условий ведения бизнеса только для лояльных Москве компаний, дефицит международных инвестиций.
Иные сценарии есть, но не будут реализованы
Положительные сценарии развития Крыма теоретически возможны, считает политолог Иван Преображенский. Например, придание полуострову особого, экстерриториального, статуса, который открыл бы возможности его ускоренного экономического развития.
«Но никакой из подобных сценариев не будет реализован, потому что Владимир Путин — заложник своего собственного решения о вхождении Крыма в состав России», — полагает Преображенский. Политолог уверен, что глава российского государства слишком сильно прислушивался к мнению военных, для которых полуостров — прежде всего расположенный там флот: «В итоге Крым стал и заложником геополитической стратегии России».
Модератор боннской встречи Дэвид Кармент по этому поводу заметил, что «о российском президенте не зря говорят как о сильном тактике, но слабом стратеге». У России был план присоединения Крыма, но не Украины, согласен Преображенский, и теперь в своей геополитической импровизации Москва не может остановиться. Сегодняшние действия властей в Крыму, по его словам, свидетельствуют о том, что Россия просто не знает, что делать с полуостровом — дотации выплачиваются, но не видно никакой стратегии развития региона.
Будущее Крыма зависит от крымских татар
Исход будущего полуострова во многом зависит от судьбы крымских татар, считают приехавшие в Бонн Ольга Духнич и Эльмира Муратова. Не так давно они вместе работали в симферопольском Таврическом национальном университете. После аннексии Ольга переехала в Киев работать на журнал «Новое время», Эльмира осталась. Выступая в Бонне, Эльмира Муратова рассказала о тех притеснениях, которым подверглись крымские татары, не согласные с новым статусом полуострова, а также о стремлении российских властей заставить их подчиниться новым порядкам.
«Крымские татары сегодня думают так: как в прошлом наши проблемы были связаны с Москвой, так мы вынуждены бояться ее и сегодня», — описала настроения Муратова. По ее словам, давление оказывается на все объединения и структуры крымских татар — междлис, муфтиев, СМИ: «Из 12 зарегистрированных украинскими властями средств массовой информации только два получили российскую регистрацию».
Исламовед Муратова особо отметила давление, которое оказывается в Крыму на верующих мусульман. Она заявила о частых обысках, конфискации религиозной литературы, арестах — прежде всего членов организации «Хизб-ут-Тахрир»: «Мусульмане полуострова теперь не имеют тех либеральных свобод, что у них были при Украине». Эльмира Муратова указала на то, что для укрепления своего влияния Москва при помощи пророссийско настроенных крымских татар создала новый, Таврический муфтият, которому сегодня стараются придать статус ведущего органа самоуправления мусульман в Крыму.
Шанс для Европы
Именно крымские татары представляют для России в Крыму самый большой риск, считает Ольга Духнич. Современные российские власти ничего не боятся так, как массовых акций протеста, на которые способны на полуострове только крымские татары, убеждена Духнич.
Будучи для Кремля группой риска, они — надежда, с точки зрения Украины. Вместе с тем притеснения могут привести к радикализации этой этнической группы. Тогда, не исключили эксперты, ситуация в Крыму может развиваться по неблагополучным сценариям некоторых республик Северного Кавказа.
Собравшиеся в Бонне эксперты были единодушны во мнении, что статус Крыма в ближайшие десятилетия едва ли как-то изменится. Тем более что в Европе есть консенсус, что из-за полуострова никто с Россией воевать не собирается. Но как перевести решение проблемы в дипломатическое русло и как сделать так, чтобы не забыть о населении Крыма — задался вопросом Йорг Грэвингхольт.
Едва ли ЕС станет что-либо предпринимать в краткосрочной перспективе, но в средне- и долгосрочной перспективе следует, по его мнению, налаживать контакты с рядовыми крымчанами. Такой диалог возможен вне контекста признания аннексии полуострова. Цели у данного шага две, объяснил Грэвингхольт: не играть по правилам Москвы и продемонстрировать на деле, что Евросоюз не нуждается в чистой геополитике. А с другой стороны, дать свободу передвижения людям и тем самым не наказывать дважды тех, кто, возможно, и не поддерживал вовсе присоединение Крыма к России.