Важные новости
Кремлевская экспансия в мировом информационном пространстве
29.01.2015 / Категория: Политика / Тема: Аналитика
Для российской информационной политики декабрь 2013 г. запомнился созданием нового агентства внешней пропаганды Кремля «Россия сегодня». Генеральным директором флагмана российского агитпропа назначен Дмитрий Киселев – кремлевский пропагандист с западноукраинскими корнями. Он руководит им и по сей день.
Тогда в прессе широко обсуждались мотивы появления свежего информационного субъекта. Приводились различные причины его создания, но все аргументы сводились к тому, что новое Международное информационное агентство «Россия сегодня» сформировано как раз в канун обострения украинских событий и накала международной обстановки.
Основное подразделение МИА «Россия сегодня» – телевизионный канал RT International, был запущен в 2005 г. Целью его деятельности была демонстрация миру российских событий под углом зрения Москвы. Главными сюжетами новостей тех лет была Вторая Чеченская кампания. Очень похоже, что тот вооруженный конфликт внутри России стал поводом для организации иностранного пропагандистского телеканала, который потом, в канун Второго украинского Майдана, станет основой пропагандистской машины Кремля.
Позже, RT привлекался для освещения позиции Кремля по оккупации Абхазии и Южной Осетии, а в настоящий момент центральными новостями на этом канале стали события в Крыму и на Донбассе. При этом главной особенностью канала была и остается прокремлевская точка зрения на все происходящие события. С 2010 г. Russia today стала полноценно работать из офиса Вашингтона, что значительно повысило ее оперативность и позволило использовать американских журналистов в своих программах. В прошлом году открылся еще один зарубежный офис – в Лондоне.
В апреле 2013 г. телеканал RT, преследуя цель усиления своего влияния на информационное поле Западной Европы, запустил глобальное новостное видеоагентство RUPTLY с центральным офисом в Берлине. При этом, главный редактор RT Маргарита Симоньян открыто заявила, что RUPTLY намерен предоставлять свои видеоматериалы для телеканалов всего мира и будет конкурировать с такими мировыми лидерами, как Reuters и Associated Press.
Сегодня о канале RT говорят как о российской информационной корпорации. Его вещание смотрят более чем в 100 странах мира на английском, арабском и испанском языках. Телеканалы «RT Americа» и «RT UK» готовят и выходят в эфир из собственных студий в Вашингтоне и в Лондоне. Более того, запущенный МИА «Россия сегодня» в конце прошлого года интернет-портал «Sputnik» будет использовать информационный поток телеканала RT, что значительно расширит доступ к информации, которую он продуцирует.
Американцы смотрят RT в интернете, по спутниковым и кабельным каналам. Кроме того, в 2014 г. число просмотров пяти основных каналов RT на YouTube превысило отметку в два миллиарда. По имеющимся данным, RT круглосуточно доступен, по меньшей мере, 700 миллионам зрителей по всему миру.
С появлением в медийном пространстве Соединенных Штатов информационного телеканала RT среди обычных американских граждан участились заявления об оказании на них скрытого информационного давления. По этому поводу настоящий информационный всплеск вызвала новость о журналисте издания Business Insider который неделю подряд смотрел только телеканал RT. Потом репортер сделал вывод, что российские новости на RT подаются настолько мощно, что навязывают установку о своем единственно верном мнении и исключают любые альтернативные толкования.
Кроме этого, на прошлой неделе исполнительный директор Совета управляющих по вопросам вещания США (BBG) Эндрю Лэк приравнял телеканал RT к террористическим группировкам «Боко Харам» и «Исламское государство». Главной причиной такого резкого заявления была реакция BBG на неоднократные попытки RT навязывать американской аудитории противоположные оценки относительно происходящих событий в мире. После этого, российский канал впервые был назван приоритетной угрозой информационной политике США.
До этого, в марте 2014 г. телеведущая RT Лиз Уол объявила в эфире о своем увольнении, сказав, что не может быть частью проекта, финансируемого российским правительством, который пытается обелить действия Путина. Она заявила, что в репортажах о кризисе в Украине RT не говорит правду. По ее словам, речь идет лишь о продвижении путинской политики. Роль управляющих RT – следить за тем, чтобы сотрудники телеканала оставались в рамках редакционной политики, которая устанавливается российским руководством.
Медиаэксперты Майкл Вайс («The Interpreter») и Петр Померанцев («The New York Times») недавно провели исследования российского информационного пространства и пришли к выводу, что Кремль эксплуатирует идею свободы информации для внедрения в американское или другое общество дезинформации. При этом, в отличие от классической публичной дипломатии, цель состоит не в том, чтобы завоевать доверие людей или убедить их в своей правоте, а в том, чтобы вызвать замешательство, распространяя теории заговора и ложные слухи.
Эксперты обратили внимание, что российское руководство постоянно повышает расходы на свою информационную войну. Полумиллиардный бюджет компании RT, которая передает новости на разных языках по телевидению, радио и в интернете, с появлением вещания на немецком и французском языках (в 2015 г.) увеличится на 41%.
В сентябре 2014 г. вышла книга Питера Померанцев, «Россия и угроза нереальности», в которой автор охарактеризовал систему российского телевидения. Цель телепропаганды, пишет Померанцев, – не переубедить кого-то, а удержать зрителя в подвешенном, обезумевшем состоянии. Это идеальный жанр для конспирологов, которые на российском ТВ – повсюду. Теперь Россия экспортирует эту модель переформатирования реальности, тратя сотни миллионов долларов на многоязычный новостной канал RT.
Другой медиаэксперт, Айдер Муждабаев, пришел к подобному выводу: создается «полностью параллельная телекартина мира». Например, В информационном вещании российского ТВ честно сообщают:
- время;
- погоду;
- названия стран и городов;
- имена известных политиков и интервьюируемых из числа известных людей;
- результаты спортивных соревнований.
Все остальное – ложь, – утверждает Муждабаев. Они лгут (включая т.н. полуправду), лгут по факту. Чтобы убедиться в этом, можно спокойно, посюжетно разобрать их любую «новостную» или «аналитическую» программу.
Таким способом создается параллельная реальности телекартина мира.
В конце прошлого года, МИА «Россия сегодня» запустило свой новый интернет-портал «Sputnik». Это интерактивная площадка, предоставляющая возможность подключения интернет-радиостанции «Sputnik», а также интернет-доступ к телеканалам RT. Вещание транслируется на 45 языках. Приоритет будет отдан США, Канаде, Западной Европе, Китаю, Индии, Латинской Америке, Японии, странам Ближнего Востока. Основная концепция нового информационного агентства «Sputnik» – удерживать пользователя интернета у себя в информационном поле.
О том, сколько это будет стоить российскому бюджету – информации в прессе почти нет. По официальным данным российских СМИ, концерн МИА «Россия Сегодня» получит на 2015 год финансирование в 2,5 раз больше, по сравнению с предыдущими годами. А телеканал RT увеличит свою расходную часть на 41 – 45 %. Но, по неофициальным данным на 2015 г., следует ориентироваться на сумму в 725 млн. долл. США. Кроме этого, финансирование и развитие международного информационного агентства «Sputnik» по поверхностным подсчетам будет не менее 75 млн. долл. в год.
***
Таким образом, кремлевский пропагандистский аппарат настойчиво проводит информационную экспансию по всему миру с целью сформировать собственную пророссийскую аудиторию в масштабе мирового информационного сообщества.
Телеканал RT с каждым годом расширяет аудиторию своего влияния и собственные технические возможности, получая на это средства из госбюджета РФ.
В повседневном информировании телеканал RT отличается подачей новостной ленты и аналитики в своем определенном кремлевском ключе, а также широко применяя приемы жесткого и безапелляционного убеждения аудитории.
В американском медийном пространстве телеканал RT фактически признан приоритетной угрозой информационной политике США.
Вячеслав Гусаров, эксперт центра Военно-политических исследований,