Важные новости

Месть Нептуна

26.01.2013  /  Категория: Экономика  /  Тема: Криминал

Редакция он-лайн газеты «Меридиан-Севастополь» рекомендует всем внимательно прочитать материал наших коллег.

В течение нескольких дней осени истекшего 2012 года длилась 2-я международная конференция "Биоразнообразие и устойчивое развитие". Её проводили Крымский научный центр и Таврический национальный университет имени Вернадского. Жизнь не скупится на события, которые в очередной раз заставляют вспомнить об отдельных моментах состоявшейся в Симферополе дискуссии учёных, пишет газета «Слава Севастополя».

Обратимся, например, к содержанию представленного на конференции доклада "Добыча песка на шельфе Севастополя как угроза прибрежной экосистеме биологического разнообразия Чёрного моря". Его подготовила группа учёных ИнБЮМ (Н.Г. Сергеева, Ю.А. Загородняя, Т.Н. Климович) под руководством заместителя директора института, кандидата биологических наук А.Р. Болтачева.

Он напомнил коллегам о том, что люди недалёкие, не научившиеся мыслить масштабно, по-государственному, циничные и алчные убеждены в том, что подводная разработка полезных ископаемых (песка и гравия, например) гораздо дешевле, чем на суше. Их соблазняют высокое качество добытых стройматериалов, низкие затраты на их транспортировку и прочее. Как в таком случае удержаться от того, чтобы не запустить загребущие руки в кладовые Нептуна? Известно время, когда ретивые промысловики большинства стран Причерноморья изымали минеральные ресурсы со дна морского. Но через 10-15 лет кое-где их остановили. Так, в 1975 году Совмин Украинской ССР принял специальное постановление о запрете добычи песка и других ресурсов на морском шельфе вдоль Южного берега Крыма. Своё решение Киев мотивировал ставшим всё более рельефным (в прямом и переносном смысле) уроном экологии мест, расположенных в зоне подводных карьеров. На берегах удивительной красоты участились обвалы, стали неотвратимыми процессы деградации уникальных, очень уязвимых южнобережных пляжей.

В России, Турции и в некоторых других странах до сих пор действуют серьёзные ограничения на добычу на морском шельфе песка и гравия. Россиянам дороги, скажем, берега Анапы, равно как туркам - берега Анатолии. Почему, скажите, не беречь их, если до границ Украины рукой подать? А там за годы новейшей истории выросла популяция людей сговорчивых, беспринципных, которым, может, наплевать на отечественные природные красоты. Большая вероятность того, что они им и не нужны. Для них реален отдых не в Крыму, а где-то поближе к экватору.

На 22-м году отечественной независимости действуют директивные документы полувековой и более давности. Допускаю, что некоторые из них давно устарели, и настала пора их менять. Но не стоит сдавать в архив уже упоминавшееся нами постановление Совмина Украинской ССР о запрете добычи песка на морском шельфе Южного берега Крыма. Вероятно, он нуждается в корректировке в сторону ужесточения мер по отношению к людям, стремящимся нажиться за счёт Нептуна, за счёт нас всех. Хорошо бы распространить его действие на всё побережье Крымского полуострова. Факт остаётся фактом: Украина в лице оборотистых дельцов приторговывает песком, поставляя его россиянам и туркам, о чём А.Р. Болтачев сообщил на конференции.

Нам неизвестно, сплавляет ООО "Суэста" песок заморским соседям или нет. Впрочем, это не так важно. Главное в ином: "Суэста" вызывающим сомнение способом ведёт добычу минеральных ресурсов у берегов Севастополя. Её суда были замечены и в других прибрежных водах полуострова. Вызывающим сомнение способом потому, что люди этого общества с ограниченной ответственностью вторгаются в кладовые Нептуна вопреки принятым органами власти регионального уровня решениям, о чём средства массовой информации сообщали в течение прошлого года. Последние публикации на страницах "Славы Севастополя" появились в конце декабря прошлого и в первых числах января нынешнего года. Это обстоятельство и побудило автора данных строк вернуться к докладу А.Р. Болтачева на научно-практической конференции в Симферополе.

Вполне возможно, что на этом авторитетном форуме присутствовали учёные Керченского ЮгНИРО. Если они находились в зале, то что они чувствовали, слушая выступление севастопольца? Образно говоря, положенную со стороны учёных отмашку на деятельность "Суэсты" дали не севастопольцы, а керчане. Пусть бы и керчане, но по заказу не заинтересованной организации, а уполномоченного органа государственной власти. Случись так, у А.Р. Болтачева было бы меньше причин критиковать составленную в Керчи "Оценку воздействия на окружающую среду". Этому документу отведено видное место в пакете разрешительных документов на деятельность у нас коммерческой структуры. Наверняка именно "Суэста" оплатила труд учёных расположенной за тридевять земель Керчи. А кто платит, тот, как известно, и заказывает музыку.

Выступая в Симферополе с трибуны научно-практической конференции, А.Р. Болтачев упрекнул коллег в том, что в основу своих заключений они положили результаты разовой гидробиологической и гидрохимической съёмки октября 2010 года по шести точкам в границах Севастополя, у мыса Виноградного. По мнению Александра Романовича, керчане привлекли ограниченную подборку публикаций, проливающих свет на видовой количественный состав всего живого на дне морском. По отдельным темам даже использовались данные 20-летней давности! Не были учтены реальные сроки нереста большинства видов рыб, сказал А.Р. Болтачев. По его мнению, в серьёзном документе отсутствуют сведения о краснокнижных видах рыб, а значит, в нём не найти рекомендаций по их сохранению. Между тем все стадии жизненных циклов 19 видов рыб связаны с акваторией моря, где под водой скрыты облюбованные хозяйственниками песчаные карьеры.

- Согласно нашим данным, - продолжал на конференции Александр Романович, - в районе добычи песка у мыса Феолент замечены икра и личинки 60 видов рыб. В прибрежной акватории нельзя выделить периоды, когда не происходят процессы их воспроизводства. Например, зимой здесь нерестятся холодноводные виды шпрота, налима, камбалы, глосы и других их сородичей.

Всё это осталось за пределами внимания керченских учёных. Ещё они должны были знать о том, что в своё время акватория зоны месторождения минеральных ресурсов решением Севастопольского городского совета от 13 сентября 2006 года зарезервирована для задуманного ландшафтного заказника местного значения "Караньский". В непосредственной близости от облюбованных морскими "горняками" мест также раскинулись территории трёх уже действующих объектов природно-заповедного фонда Украины. Есть и организации, на которые возложены обязанности по осуществлению охранных мероприятий. Без их согласия в районе территорий с особым режимом содержания не допускается какая-либо деятельность.

По меньшей мере, удивление вызвали расчеты керчан размеров ущерба, наносимого природе при добыче песка. Их оценка распространена лишь на площади в границах карьеров. Ошибочно, считают А.Р. Болтачев и его коллеги, что окружающей среде наносится урон на 0,2 гривны в среднем на каждый изъятый кубический метр песка.

Керчане явно рисуют благостную картину, утверждая, что после того, как природные кладовые (а это в районе мыса Феолент около трёх миллионов тонн песка) за отведённое десятилетие будут исчерпаны, восстановление донных биоценозов, то есть всего живого, произойдёт за полгода, максимум - за 1,5-2 года. Такая вот "музыка".

На этот счёт научные сотрудники ИнБЮМ располагают иными данными. В их докладе, представленном в Симферополе участникам международной научно-практической конференции, содержались примеры иного содержания. Так, в Джарылгачском заливе после прекращения добычи песка бентосные сообщества восстановились лишь наполовину. Не за 1,5-2 года (тем более - не за шесть месяцев), а за семь лет. В ином месте не хватило и 35 лет для восполнения нанесённого морю ущерба. Нептун мстит.

В его царстве в ходе исследований нельзя было замыкаться в границах карьеров. Что происходит на суше в регионах открытой добычи полезных (полезных ли?) ископаемых? Верно - плотные облака пыли, которые ветер разносит на далёкие расстояния. То же можно наблюдать и под водой, где поднятую муть от работающих черпалок течения уносят на 100-200 километров. Отмечены участки дна моря, где толщина ила достигает 2-5 сантиметров, а кое-где и все 50(!) сантиметров. Пока, правда, не у севастопольских берегов, а дальше, на север. Но это разве не должно заставить остановиться, хорошенько взвесить все "за" и "против".

Подумать есть о чём. "Лёгкими" северо-западной акватории Чёрного моря считали филлофорное поле Зернова. Оно на глазах деградирует. От него мало что осталось. Губительными для него оказались многие факторы, в том числе и добыча песка. Так считают А.Р. Болтачев и его товарищи.

Ил не находится в стадии покоя. При волнении моря он поднимается вновь и вновь. Его мельчайшие частицы обволакивают икринки, наглухо забивают фильтрационные аппараты планктонных ракообразных (которые являются основным кормом для рыб), створки мидий и устриц, снижается фотосинтез подводных растений. И это не в границах карьеров, а на сотнях квадратных километров...

Обращаясь к залу, Александр Романович сослался на пример печальной судьбы черноморской устрицы. Той самой устрицы, килограмм которой при закупках за границей обходится в кругленькую сумму. Не для всех, а на представительские цели в столице. К началу 80-х годов прошлого века популяция черноморской устрицы в прибрежной зоне находилась в угнетённом состоянии. В закрытом же в то время суперсолёном озере Донузлав встречались плотные локальные поселения - по 14 экземпляров на квадратный метр. Чем не природный резервный генофонд исчезающего вида? Донузлав так и рассматривался.

Но в озере неведомые предшественники нынешних старателей развернули добычу песка. Она активизировалась после того, как водоём соединили каналом с морем. Последовавшие затем экспедиции учёных в Донузлав фиксировали разительное сокращение популяции черноморской устрицы. В ноябре 2003 года северо-западный устричник Донузлава был пуст, подвёл безрадостный итог А.Р. Болтачев.

Отдельно им было сказано об эрозии берегов. Эта тема очень актуальна для Севастополя. Ведь в его прибрежной зоне, как сказал учёный, насчитывается несколько десятков оползневых участков, в том числе и у мыса Лукулл, на траверзе которого тоже появляются плавсредства "Суэсты".

Если пойти дальше на север, то откроется вид на печальные картины некоторых пляжей Евпатории: глина да камни. Некогда этот город славился замечательными, пригодными для отдыха и лечения пляжами. Они таяли по мере того, как в течение полувека из моря извлекли примерно 30 миллионов тонн песка. То же происходило и у берегов Алушты, Коктебеля и других крымских городов и посёлков. Как с учётом этого можно говорить об ущербе окружающей среде на 0,2 гривны на кубометр песка?! Возможно, с его добычей связано в одном месте усиление концентрации сероводорода, в другом - его появление. Но это ещё предстоит изучить.

Международная научно-практическая конференция в Симферополе проводилась в рамках осуществляемых под эгидой ООН мероприятий, направленных на сохранение биоразнообразия планеты и обеспечение устойчивого развития общества. Глобальная стратегическая цель, как считают в этой авторитетнейшей международной организации, состоит в защите экосистем и биоразнообразия на планете. В очередной раз нам предложен экзамен, сдать который способно лишь цивилизованное государство.

P.S.: На конференции говорилось, что себестоимость изъятия из моря тонны песка составляет 14-16 гривен. Продают это количество сырья за 160 гривен. При такой "арифметике" сдадут ли предприниматели экзамен на цивилизованность? Любопытно еще, на сколько ООО "Суэста" пополнила наш городской бюджет? Наверное, это - коммерческая тайна. А могла бы энная сумма стать и гордостью предприятия.

Похожие новости


Темы

Cтатьи

11:10 - 17.12.2023
Эксперты рассказали, сможет ли Черноморский флот РФ вернуть господство на море
09:10 - 11.12.2023
В Севастополе пытаются создать новый российский беспилотник
09:14 - 01.12.2023
Крымчане остаются без мобильной связи и спутниковой навигации: кто глушит эти сигналы на полуострове
09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину

Другие статьи