Важные новости
Севастопольской спелеологии – 50 лет!
31.05.2012 / Категория: Общество
Спелеологи Севастополя пользуются исключительной возможностью заниматься своим любимым делом «без отрыва от производства». Далеко и надолго можно не уезжать. Собрал рюкзак, и через пару-тройку часов ты уже у входа в пещеру. Походы выходного дня, миниэкспедиции на пару дней стали традицией. В этом году Большая Севастопольская СпелеоСекция (БССС) отмечает 50-летний юбилей. Но есть ли ДЕНЬ рождения БССС?Один из основоположников БССС Александр Назаров, как судостроитель, считает, что у корабля есть одна самая значимая дата – день подъема флага. Есть и другие памятные даты: спуск на воду, присвоение имени и переименования в зависимости от политической обстановки и линии партии. Для севастопольских спелеологов знаковым событием стало участие в Первом Всесоюзном слете спелеологов в 1962 году. Наша команда была уже сплоченным коллективом из 6 человек. Это - Боря Коган, Лила Сергеева, Ирина Кудряшова, Валерий Шарапов, Александр Назаров, Светлана Олейникова. Севастопольцы представляли собой монолит, выделяющийся среди более чем 70 человек, приехавших со всего необъятного Советского Союза. Высокий уровень подготовки на фоне других команд отличал севастопольцев. Все были неоднократно в Скелькой пещере, на Чатыр-Даге в Холодной и Тысячеголовой пещерах. И даже у входа в Бездонный колодец стояли, заглядывая вниз и не ведая о технике спуска в такие глубины. Уже были посещения и Кизил-Кобы. Но главное – перед слетом прошли месячные сборы под руководством опытного альпиниста, преподавателя кафедры Сопротивления материалов Севастопольского Приборостроительного Института Георгия Валентиновича Балашова.
Но если говорить про аналогии с кораблем, то закладкой можно считать немногочисленные, но инициативные встречи студентов секции туристов института (СПИ, он создан 28 января 1963 года на базе Севастопольского филиала Одесского политехнического института). Еще и клуба туристов не было. Однокашник Назарова, Володя Рубежин предложил группу назвать клубом «Гермес», по имени греческого бога, покровителя путешественников. От «Гермеса» впоследствии отпочковалась секция альпинизма и скалолазания «Эдельвейс», которой в свое время руководили и Михаил Воробьев и автор этих строк. Но особенностью севастопольской спелеологии оставалось единство туристко-альпинистско-скололазного-спелеобратства. Большинство мероприятий проводили вместе. А в 1961 году впервые был совершен десятидневный зимний поход студентов СПИ от Родникового через Скельскую пещеру, Чайный домик, Орлиный залет, Большой каньон.
Современные спелеологи могут только завидовать своим предшественникам. В 60-е годы каждый шаг спелеолога открывал новые полости и колодцы. Севастопольцы впитали весь опыт топосъемки в пещерах, полученный на первом слете, и всячески его использовали. Любой выход в горы заканчивался оформлением документации на новую пещеру. Отчеты с планами и разрезами отправлялись в Институт минеральных ресурсов, накапливались чтобы в дальнейшем стать кадастром пещер Крыма.
Советские альпинисты на вершине горы взамен изъятой из контрольного тура записки своих предшественников, оставляли новую записку с именами восходителей и погодными условиями. У спелеологов традиция оставлять записки отошла в прошлое очень быстро. А вот к маркировке пещер их приучили специалисты Института минеральных ресурсов. Были и металлические таблички у входа в пещеру, прибитые шлямбурами. Сегодня спелеологи располагают общедоступным кадастром пещер Украины. Каждая пещера имеет свои координаты с точностью до 5 метров. Электронные навигаторы выведут желающих к любой пещере, включенной в кадастр.
По мнению активиста и ветерана БССС Игоря Вольского, севастопольская спелеология за 50 лет прошла путь от маленькой секции до коллектива, имеющего заслуги мирового уровня. Наши экспедиции с конца 80-тых годов были самыми резонансными в мире. Мы исследовали тогда пропасть Пантюхина (симферопольский альпинист, спелеолог, погибший в ДТП в Приэльбрусье в ущелье Адыр-Су). Пещера была второй по глубине в мире. Но могла в любой день стать и первой. Осталась второй! Затем был спад активности спелеологов, связанный с перестройкой. Сегодня наблюдается рост интереса к спелеологии. Основное внимание – пещерам Севастопольского региона. Достижения ми национального масштаба можно считать грот «Анна», открытый в 1991 году. В прошлом году наден новый ход. Есть перспектива пещеры, которая уже сегодня имеет протяженность более километра. Непосредственно в БССС не входят, но сотрудничают с ней несколько спелеологических групп Севастополя. Группа Ильи Турбанова так же совершила открытие национального масштаба в пещере Мамут-Чакрак на околице поселка Кизиловое в Байдарской долине. А в этом году Секция намерена возобновить экспедиции на Кавказ, вернуться в лоно передовой мировой спелеологии.
Представитель, теперь уже среднего поколения, севастопольских спелеологов Анатолий Пряшников утверждает, что спелеология никогда не была массовым видом спорта. Может к счастью, а может и к огорчению. Романтика спелеологии развеивается уже после первых сборов и школ. От новобранцев остается 2-3%. Остальные теряют интерес к подземному миру. Но уж точно не видят своего места среди исследователей пещер. Интересно то, что такое соотношение было в 70-е годы, такое и сегодня. Нужно иметь особый склад характера. Игорь Вольский считает, что предрасположенность к исследованию пещер не может быть благоприобретенной. Она - или есть. Или ее нет. Спелеология не может быть массовым спортом. Это удел очень узкого круга людей. Пусть не элитного, но очень ограниченного. Человек – инородное тело в подземном мире. И он это постоянно ощущает.
Анатолий Пряшников отмечает, что спелеология – образ мышления и жизни. Это далеко не только романтика. Преобладает дух исследователя над духом спортсмена. Но исследователь и спортсменом обязан быть. Пусть спелеолог по физподготовке уступает альпинисту. Но по адаптированости к подземному миру, по выносливости он никому не уступит. Спелеология – не любование красотами. На 90% спелеология состоит из тяжелой физической работы по перетаскиванию грузов в подземных лабиринтах, под водопадами, в сифонах и реках. Как ив альпинизме, в спелеологии требуется акклиматизация. Но если через два дня ты понимаешь, что тебе дискомфортно, что ты не можешь жить в пещере, ты с ней борешься – не твоя это стезя. Инструктор может научит начинающего спелеолога любой техники. Но никогда не научит любить пещеры.
Севастопольские спелеологи постоянно вносят свой посильный вклад в науку о пещерах. Участвовали они неоднократно и в работах в самой глубокой пещере мира (2280 метров) Крубера-Вороньей в Абхазии. Если в 80-тых годах БССС была способна организовывать значимые в мировом масштабе экспедиции, то в в 2-12 эта традиция будет возрождена. Предстоит в середине лета экспедиция в Грузи, в спелеологический район, который и по сей день остается белым пятном на карте мира.
Что же касается торжеств по случаю юбилея БССС, то в 2012 году они запланированы на Даче Скитальца в Байдарской долине на первые выходные дни июня. Предполагается конференция с видеоотчетами о достижениях, ретроспективный показ слайд-фильмов, доклады и воспоминания участников различных экспедиций. А после – неформальное общение у костра. И конечно же с гитарой и песнями прошлых лет.
Владимир Илларионов.
У истоков Узунджи
У входа в пещеру
Транспортировка груза
И это еще не самое узкое место
В подземном царстве.
Похожие новости
- 30.11.2009 • Пещера «Кизил-Коба» подросла на 370 метров
- 21.09.2009 • Женская футбольная команда из Севастополя побеждает
- 11.09.2009 • ПФС Севастополь в субботу сыграет в Севастополе первый матч в высшей лиге Чемпионата Украины по футзалу
- 05.06.2009 • В Севастополе Службой безопасности Украины задержан лидер “Ночных волков”