Важные новости
Беседа с Платоном Бесединым
09.11.2011 / Категория: Культура


Осень этого года так же выдалась для Платона щедрой на литературные события. В начале сентября он стал победителем Третьего международного фестиваля литературы и культуры «Славянские традиции-2011», выиграв в номинации «Проза» и удостоившись главного приза от жюри, возглавляемого известным писателем и сценаристом Юрием Поляковым. Данный фестиваль является одним из крупнейших в Украине. Его организаторами стали известные писательские организации и общества, в частности, Союзы писателей России, Белоруссии, Конгресс Литераторов Украины, Литературный институт им. А.М.Горького и др. На литературный конкурс в рамках фестиваля свои работы для участия в четырёх номинациях подали более 300 авторов из 13 стран мира.
В середине октября Платон Беседин представлял Украину и Севастополь на Первом международном совещании молодых писателей в Переделкино. Совещание прошло с 13 по 16 октября 2011 года. Его организатором выступило Международное сообщество писательских союзов, которое является правопреемником Союза писателей СССР и образовано после его распада в 1992 году. В его состав сегодня входит около 50 писательских организаций государств бывшего СССР и Дальнего Зарубежья. Надо отметить, что последнее мероприятие подобного рода состоялось четверть века назад. На совещание прибыло около 100 писателей и поэтов более чем из 20 стран мира.
Участники посещали семинары прозы, поэзии, детской литературы, литературного перевода, военной секции. Для них были проведены литературные вечера, экскурсии в дома-музеи известных писателей – Корнея Чуковского, Булата Окуджавы, Бориса Пастернака.
Сразу по возвращению из Переделкино мы побеседовали с Платоном Бесединым.
- Платон, ваши ощущения от фестиваля «Славянские традиции», от Форума в Переделкино?
Они во многом похожи, не смотря на разницу в масштабах. Каждое такое мероприятие - это своего рода Совет Безопасности, на котором ищутся методы противостояния серой чуме масскульта, бескультурья и тоталитаризма варварства.
В таких сборах определённо есть свой мистический смысл. На первый взгляд они кажутся бесполезными или даже смешным, но в них есть совершенно векторизованная охранная функция.
Меня, например, поразил один молодой поэт, который, не прерываясь ни на секунду, наизусть, под дождём, читал поэму Маяковского «Облако в штанах». Такие люди выполняют функцию, подобно монахам, читающим «Неусыпаемую Псалтырь».
- С практической точки зрения, чем хороши данные мероприятия для авторов?
Тем, что творческие люди слушают друг друга. Не знаю, слышат ли, но слушают точно. Читателей осталось немного, да и сами писатели читают только свои собственные произведения. Здесь же, на самом деле, можно встретить и услышать талантливых людей. Неважно, насколько они известны, важен талант.
Переделкино это вообще писательская Мекка, где творили величайшие люди эпохи. Энергетика там особая. Подпитка ею необходима молодым авторам.
- Какое лицо у современного молодого автора?
Оно реагирующее, ищущее. И, к сожалению, лишено чувства юмора. Мне кажется, многие из них относятся к себе слишком серьёзно. Во многом современный автор вдохновляется сам собой.
- Что вдохновляет вас?
Мне кажется, вдохновения ждать глупо. Оно должно приходить во время работы. Нужно взять за правило: садиться и писать каждый день.
- Вы говорите о великих писателях, но есть ли критерий великой литературы?
Безусловно. Обычное произведение, пусть и отличное, можно понять, увидеть, как оно сделано. Далеко не факт, что получится повторить, но увидеть, в принципе, можно. Лекала великой литературы всегда остаются неясны. Нельзя понять, как это сделано.
- Что значит писательство для вас?
Писатель, как и любой другой создатель, во многом мистик. Он видит вещи, которые большинство не видит. При этом хороший мистик умеет эти вещи передать материалистически. Все реагируют на это по-разному. Некоторые не принимают, не понимая, откуда это берётся, другие наоборот весьма бережливы.
И, конечно, писательство в подлинном виде - тяжелый крест. Нужны способность не оглядываться назад и готовность жертвовать «мирским успехом». Написать роман бывает сложнее, чем выносить ребенка.
– Ради чего эти жертвы?
Наше общество чудовищно манипулируемо, и каждый писатель – неугодная шестерёнка в механизме зомбификации. Я уверен, что книги дают свободу больше, чем что-либо другое. Не зря сейчас пишут даже больше, чем раньше. Люди хотят доказать, что они не просто мясо в офисных креслах.
- Тогда почему литература стала менее востребованной, чем, например, в советское время?
Она потеряла выпуклость. С неё сняли фокусировку. Суть вещей не изменилась. «Толстые» журналы, конечно, не издаются миллионными тиражами как раньше, но они по-прежнему остаются оплотами культуры. Полностью изменены контекстуальные рамки, но информации как не было так и нет. На жниве ментальной чистки политработников сменили маркетологи.
Приведу пример. Есть замечательный «толстый» киевский журнал «Радуга». В следующем году ему исполнится 85 лет. Мои знакомые удивляются, когда узнают, что есть подобного рода издания. И уж совсем их шокирует то, что есть те, кто посещает литературные встречи этого журнала. При этом многие из тех, кто изумлялся, подписались на этот журнал, когда ознакомились с ним. Так же и с газетами. Их уничтожают, прикрываясь ширмой доступности информации в Интернете.
Я уверен, что при соответствующей информации люди будут читать. Нам необходимо планомерно возвращать культуру чтения.
- Читать стали действительно значительно меньше.
Особенно в Украине. В Севастополе человек с книгой – нонсенс. Хотя ещё пять лет назад это было нормой. Молодёжь выбирает простые методы, засовывая наушники в уши, а старшее поколение занято своим проблемами. Но убежать от того, что читать необходимо, не удастся. Чтение – обязательное условие человеческого развития.
Мир, в целом, стал слишком визуалистичен. Всё идёт через глаза, важнее всего глаза. Мир поглощается глазами. Мы, занимающиеся словом, аутсайдеры.
Говоря же непосредственно об Украине, идёт планомерная политика превращения населения в рабов. Управлять такими проще всего. Им нужно дать только пожрать и поспать. Читают в развитых странах. Это признак господина, думающего человека. Рабы же в идеале не должны знать даже букв.
- То есть, Украина, не лучшее место для читателя, а для писателя?
Если отбросить материальную составляющую, то Украина хороша для писателя. Пишешь ведь, в основном, от неудовлетворённости. Писатель, удовлетворенный и довольный, перестает быть писателем. Поэтому где-нибудь в Люксембурге автору нужно искать темы, проблематику, а в Украине каждая проблема выкристаллизована, лежит на поверхности. Соседняя квартира – готовый материал для новой «Анны Карениной», ближайшая пивная – диалоги из «Бесов».
К тому же Украина впитала в себя множество разных культур, а писатель сегодня не может быть территориален, хотя бы потому, что, к сожалению, он, как и многое другое, стал товаром. Поэтому лично меня удивляет, когда севастопольские авторы заявляют, что необходимо писать исключительно биографии Ушакова с Нахимовым или зарисовки в стиле батального маринизма.
- Есть ли литература в Севастополе?
Конечно, есть. Издаются альманахи, газеты. К сожалению, их мало кто читаете, но само явление, безусловно, есть. Нет литературного процесса. В этом во многом виноваты и те, кто за данным явлением стоит. Нельзя быть косным, особенно в литературе. Она не может быть вещью для писателя. Нужно искать пути к сердцам читателей.
Читатель сегодня не может быть оторван от реальности, он в неё интегрирован. Люди не равнодушны к литературе – они равнодушны в принципе. Собственно, это один их признаков провинциальности. К сожалению, наблюдая за городом со стороны, сложно не заметить тех изменений, которые происходят с ним. Мы теряем город-герой и мутируем в курортик диджеев и легкодоступных девиц.
Я с ужасом смотрю, как девочки выстраиваются перед иностранными кораблями, а мраморные стены очаковского спуска то и дело уродуются афишами. Это, собственно, мелочи, но, привыкая к ним, человек становится равнодушием. И это равнодушие выгодно, когда происходят вещи действительно масштабные вроде уничтожения или осквернения памятников и святынь или уродования севастопольской архитектуры торговыми центрами и многоэтажками.
- Платон, спасибо за интервью. И последний вопрос о твоих творческих планах?
Я планирую провести в нашем городе фестиваль русскоязычных писателей при поддержке «толстых» журналов. Сейчас всеукраинский форум подобного рода при моём кураторском участии пройдёт в Киеве.
Помимо этого в мои планы входит создание книжных обзоров в СМИ. Это важно, потому что у читателя должна быть информация о книгах. Хочу привезти в Севастополь несколько известных авторов. И, конечно же, доступные книги хороших издательств. Шаги в этом направлении делаются. В частности, теперь в Севастополе можно купить книги замечательного издательства журнала «Радуга».
Касательно писательских планов, большая их часть связана с выходами моего романа «Книга Греха» и сборника рассказов «Станция Рай», где я выступаю одним из 4 авторов. Надеюсь, что они будут интересны читателям.
Сейчас я приступил к написанию второго романа, в котором внимание будет уделено альтернативной истории Севастополя.
Алла Носенко, специально для сайта «Меридиан-Севастополь».
Похожие новости
- 22.06.2010 • В Балаклаве пройдёт фестиваль поэтов
- 08.06.2010 • Театр «На Большой Морской» «порвал» город Брянск (ФОТО)
- 15.10.2009 • Севастопольская писательница вышла в финал конкурса среди 45000 соискателей
- 25.08.2009 • В Севастополь прибудут участники международного фестиваля «Славянские традиции-2009»