Важные новости

«Море» волнуется. Как судостроительный завод под Феодосией оказался не нужен даже пиратам

28.07.2022  /  Категория: Экономика  /  Тема: Аналитика

судостроительный завод «Море»

Строящийся корабль на судостроительном заводе «Море» под Феодосией, апрель 2016 года

К концу этого года судостроительный завод «Море» на побережье Феодосийского залива может полностью остановить свое производство из-за массива имеющихся на заводе проблем. От когда-то более чем тысячного коллектива теперь осталось около трети. С чем это связано и к чему может привести?

Угроза ликвидации

«АО «Судостроительный завод «Море» по причине отсутствия заказов оказалось в тяжелом финансово-экономическом положении и с каждым годом оно ухудшается, растут долги перед поставщиками, контрагентами, банками, долги по оплате за электроэнергию, воду и другие ресурсы. Выплата заработной платы работникам завода и финансирование текущей деятельности в настоящее время обеспечивается практически только за счет заемных средств. Кредиторская задолженность превысила размер уставного фонда АО «СЗ «Море». Над предприятием нависла реальная угроза введения процедуры банкротства и последующей ликвидации». Это отрывок из письма, которое председатель российского Межрегионального профсоюза работников судостроения, судоремонта и морской техники Евгений Васильев направил главе российского правительства Михаилу Мишустину еще в апреле этого года.

Ситуацию на заводе Васильев характеризует как тяжелейшую.

Глава профсоюза сравнивает ситуацию на «Море» до и после аннексии Крыма: с 2014 года численность работников завода сократилась в три раза, а для тех, кто остался, нет достаточно работы. В результате, отмечает Васильев, работники ведущих судостроительных профессий (сборщики корпусов и электросварщики) вынуждены покидать завод в поисках работы на других судостроительных предприятиях.

«К концу 2022 года загрузка производственных рабочих может сократиться до критического уровня, что может привести к полной остановке производства», – говорится в письме.

Также Васильев отмечает, что за последние годы было списано и утилизировано значительное количество станочного оборудования, существенная часть которого была импортной. Теперь оно не может быть замещено с учетом действующих санкций и в связи с отсутствием у завода оборотных средств.

Через месяц главе профсоюза ответили из министерства промышленности России. Там обратили внимание, что в марте этого года все акции предприятия были подарены Объединенной судостроительной корпорации, у которой есть своя концепция развития «Моря». Также, судя по ответу, дальнейшее развитие и загрузка завода будет зависеть в том числе и от того, какие инвестиции на полуостров удастся привлечь.

После передачи акций завода из госкорпорации Ростех в Объединенную судостроительную корпорацию звучали надежды на то, что это поднимет предприятие на ноги.

«Безвозмездная передача акций в состав Объединенной судостроительной корпорации позволит продолжить модернизацию и развитие производственных мощностей», – говорил тогда первый заместитель генерального директора Ростеха Владимир Артяков.

Однако, судя по всему, надежды не оправдались.

В июле российский Межрегиональный профсоюз работников судостроения и судоремонта запустил акцию солидарности в поддержку завода «Море». В заявлении профсоюза сказано, что за прошедшие после передачи акций три с половиной месяца ситуация не только не улучшилась, а только стала усугубляться. Отмечается, что прошло еще одно сокращение рабочих – были уволены 44 человека, а руководство готовит коллектив к введению 20-часовой рабочей недели.

«При этом высшее руководство и руководители подразделений завода продолжают работать в полном составе и полную рабочую неделю, что непосредственно ложится бременем на завод, а следовательно, и на заводчан. От более чем тысячного коллектива профессионалов, способных самостоятельно, без каких-либо посредников, строить и выпускать уникальные корабли и катера военного и гражданского назначения, осталось порядка 350 человек. Политика, проводимая на предприятии, ведет к банкротству завода или преобразованию его просто в сборочную площадку, на заводе и в регионе растет социальная напряженность», – сказано в заявлении.

Надежда на пиратов

Судостроительный завод «Море» был основан в 1938 году. За свою историю предприятие построило более тысячи судов и кораблей различного назначения. С началом аннексии Крыма его подвергли так называемой «национализации».

Первое, что сказали россияне, когда пришли: «Восстановим завод. «Море будет гудеть. Крутили, вертели, но ничего у них не вышло

Сергей Мокренюк

«Первое, что сказали россияне, когда пришли: «Восстановим завод. «Море будет гудеть», – вспоминает феодосиец, экс-начальник Управления по вопросам АРК и Севастополя Министерства по вопросам временно оккупированных территорий Украины Сергей Мокренюк. – Крутили, вертели, но ничего у них не вышло».

По его мнению, возможное закрытие завода будет свидетельствовать о неспособности россиян реально работать в Крыму в условиях санкций. Однако рядовые феодосийцы, считает Мокренюк, в случае остановки «Моря» этого даже не заметят.

«Завод стоит в Приморском – это 12 км от Феодосии, и о том, что он там есть и на нем люди работают, знают те, кто к нему как-то привязан. То, что Феодосийский порт толком не работает – это людям интересно. Что Феодосийский оптический завод или «Судокомпозит» умирают – это людям болит, потому что оно им мозолит глаза, потому что эти объекты стоят в центре города и не работают», – говорит Мокренюк в комментарии Крым.Реалии.

Скептически в отношении будущего развития «Моря» настроен украинский транспортный аналитик Максим Гардус. Он обращает внимание на то, что несмотря на обещания огромных инвестиций в завод, реальные инвестиции оказались весьма скромными.

До начала полномасштабного вторжения России в Украину имеющиеся в России верфи довольно сильны были загружены заказами, были большие госпрограммы, говорит Гардус Крым.Реалии. И в то же время, утверждает он, никто не хотел входить в крымский бизнес и интегрировать в общероссийскую систему украденные активы – из-за боязни возможных последствий.

«Например, предприятие «Черноморнефтегаз» не поглотили ни «Роснефть», ни «Газпром». Крымские железные дороги не присоединили к РЖД. Получается, этот бизнес не вошел в российские крупные структуры, которые умеют лоббировать свои интересы. Ну, а самостоятельно что завод может найти? Пират из Сомали свою шаланду приведет в Крым? Какая страна, которая настолько не боится санкций, приведет свой флот на ремонт в оккупированный Крым? Могучий Приднестровский флот? Гордые флотилии из Южной Осетии?» – задается вопросом эксперт.

Поэтому Гардус не верит ни в перспективы судостроения на «Море», ни в перспективы судоремонта. По его мнению, все промышленные активы в Крыму, которые ориентированы на взаимодействие с внешним миром, а не на внутрикрымскую экономику, находятся в плачевном состоянии и дальше будет только хуже.

«Завод «Море» – несчастный и никому не нужный. Война скорее добьет его, чем позволит ему возродиться, поскольку неразумно строить что-нибудь серьезное там, куда Украина (ВСУ, – прим.) может добить или сможет добить в ближайшие месяцы», – говорит Гардус.


Похожие новости


Темы

Cтатьи

18:47 - 13.06.2022
Рак, болезнь Паркинсона, патология позвоночника. Болен ли чем-то Путин?
21:38 - 09.06.2022
Путин пообещал, что через 10 лет россияне будут жить лучше. А как сбывались его предыдущие обещания?
15:59 - 05.06.2022
«Крымский сценарий в ускоренном темпе»: как развиваются события на юге Украины
18:33 - 04.06.2022
«Некоторые считают, что Крым навсегда потерян». Чем война России и Украины пугает Запад?
19:03 - 25.05.2022
Через три месяца войны многие в элите РФ недовольны Путиным – «Медуза»
21:16 - 17.05.2022
Крым: где война начинается, туда она и возвращается
19:59 - 17.05.2022
Элиты против Кремля: Христо Грозев – о том, возможен ли военный переворот в России
21:36 - 16.05.2022
Письма крымчан: Крымская экономика летит в тартарары
20:31 - 12.05.2022
Россия объявила войну «колониализму»
15:12 - 10.05.2022
Часть новейшей российской военной техники так и не добралась до Украины
13:34 - 10.05.2022
Цена войны: ракетные обстрелы Украины уже стоили России как половина бюджета на медицину
19:09 - 07.05.2022
Когда Украина сможет ударить по Керченскому мосту?
17:34 - 07.05.2022
Игры с курсом рубля. Как российское правительство пытается снизить глубину падения экономики
20:20 - 05.05.2022
Ленд-лиз – кошмарный сон российской пропаганды
18:00 - 04.05.2022
Виталий Портников: Площадь ловушки. Зачем Путину новые аннексии
13:02 - 01.05.2022
О чем напишут потомкам нынешние военнослужащие Черноморского флота России?
10:17 - 01.05.2022
Севастополь: леса и луга под застройку колонистами
18:51 - 29.04.2022
«Южная Русь». Перехвачен российский сценарий о квазиобразовании на территории Украины – «Схемы»
21:01 - 28.04.2022
Регион Франкенштейна. Зачем в России хотят воссоздать Таврическую губернию и при чем тут Крым
16:17 - 28.04.2022
«Выбор такой: либо убедить Путина договориться, либо ядерная война». Леонид Гозман – о встречах политиков с президентом России
20:20 - 27.04.2022
«Вопрос в том, кто захочет пойти на фронт». Будет ли в России военная мобилизация?
18:47 - 27.04.2022
Когда россияне пересядут в «Жигули»? «Шокирующие прогнозы» для российской экономики
21:14 - 26.04.2022
«Фермеров предупредили, что отрежут головы». Откуда в Крыму берутся дешевые херсонские овощи
21:08 - 26.04.2022
«Путин сам поставил себе мат». Исторические параллели между 1941-м и 2022 годом
20:52 - 25.04.2022
Письма крымчан: Почему в Крыму опять дорожают продукты?
19:18 - 25.04.2022
«Вы начали комментировать букву Z». Монолог учительницы из Джанкоя, которую уволили после разговора с детьми о войне
18:41 - 25.04.2022
Реорганизация медицины в Севастополе привела к ее развалу
12:12 - 25.04.2022
Алина Кабаева, трое детей Путина и санкции
17:29 - 24.04.2022
«Никто тогда не предсказывал крушения режима». Может ли война в Украине отправить Россию по пути СССР?
11:28 - 23.04.2022
«Начинают старую песню: «Сейчас будем захватывать весь мир». О планах России установить контроль над югом Украины

Другие статьи