Важные новости

Как власть «нагнула» севастопольцев в вопросе культурного кластера на Хрустальном

05.10.2021  /  Категория: Культура  /  Тема: Полный абзац!

В Севастополе на архитектурно-художественном совете официально представили эскиз музейного комплекса в составе культурного кластера на мысе Хрустальном. Это сделали лично Вольф Прикс и Маркус Проссинг - партнёры-архитекторы из австрийского бюро «Coop HIMME

Состоявшаяся вчера презентация расставила все точки над «и».

В Севастополе на архитектурно-художественном совете официально представили эскиз музейного комплекса в составе культурного кластера на мысе Хрустальном. Это сделали лично Вольф Прикс и Маркус Проссинг - партнёры-архитекторы из австрийского бюро «Coop HIMMELB(l)AU». Если театр оперы и балета – детище Прикса, то над музеем больше работал Проссинг.

Что в проекте

В предложенных эскизах музейный комплекс представляет собой одно большое, очень сложное по форме и многообразное по функционалу здание. Оно планируется через дорогу от театра оперы и балета и должно стать «продолжением динамической экспрессии оперы». Сложность формы не повлияет на устойчивость здания – оно проектировалось с учетом сейсмоактивности региона.

В предложенных эскизах музейный комплекс представляет собой одно большое, очень сложное по форме и многообразное по функционалу здание. Оно планируется через дорогу от театра оперы и балета и должно стать «продолжением динамической экспрессии оперы»

Как утверждают создатели проекта, форма музея «подстраивается под условия окружающей среды» и «создает визуально-пространственную связь с памятником Солдату и Матросу». В частности, для посетителей Зала славы Севастополя (постоянной экспозиции, посвященной истории города-героя) окно станет своеобразной рамой памятнику «Солдат и Матрос».

Фасад будет сочетать прозрачные и непрозрачные поверхности. Пространство между входами в театр и в музей планируется использовать для проведения фестивалей и мероприятий. «Гибкое» внутренне пространство позволит реализовывать самые разные сценарии и будет претендовать на роль признанной площадки международных мероприятий по современному искусству, считают создатели.

Если опустить все высокие слова про будущее, интеграцию и чувственный опыт (да, ему тоже нашлось место в презентации), то в сухом остатке имеем крупногабаритное здание, в котором будут музейное, выставочное, творческо-образовательное и реставрационное пространство, кинотеатр, театр под куполом, фондохранилище, ресторан и служебно-бытовые помещения.

Предполагается, что музейный комплекс сможет принять одновременно до 700 посетителей и не менее 60 студентов, при этом еще более 150 человек будут там работать.

«Частные мнения»

«Если бы я здесь жил, этот проект должен был бы тут находиться», – так Вольф Прикс, уже знакомый с мнением значительного числа севастопольцев, предварил вопросы негативно настроенных членов архитектурного совета и ряда приглашенных гостей.

Видели ли вы Севастополь раньше («да, а сегодня даже впервые сверху»), как в Австрии относятся к истории, к памяти войны, к ветеранам, памятникам («конечно же, крайне уважительно»), про предыдущий опыт такого вторжения в историческую среду и реакцию на это населения («ни малейших проблем, мы очень бережны!») – задавая вопросы и отвечая на них, большую часть эмоций обе стороны оставляли при себе. Одна сторона словно тянула резину обязательной программы, а вторая понимала: вот её роль здесь совсем необязательная, но сказать что думаешь – всё равно нужно.

Вольф Прикс утверждал, что его вдохновляло и место, и сам памятник Солдату и Матросу, который неким образом даже отражен в конструкции музейного комплекса. Севастопольские эксперты доказывали обратное: деконструктивизм противоречит классическому стилю центра Севастополя, а громоздкость и расположение объектов кластера полностью обесценивают памятник, который до этого по праву являлся доминантой Хрустального мыса.

Формально штык памятника остаётся самой высокой точкой на мысе Хрустальном

Формально штык памятника остаётся самой высокой точкой на Хрустальном

культурный кластер на мысе Хрустальном в Севастополе

Это самый выгодный для памятника ракурс

Функционал комплекса тоже озадачил членов совета: это больше выставочные залы, а не музей, отметили они. Михаил Развожаев напомнил, что большой пантеон будет возведен на Хрустальном несколько дальше и выше, однако в чем смысл разнесения этих объектов, должных дополнять друг друга в том числе и композиционно, – это останется в сфере гипотез и домыслов.

Юрий Падалка, председатель Севастопольского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры: «Существует ли в архитектурной школе Австрии или мировой школе понимание того, что архитектурный объект должен как-то соотноситься с тем окружением, которое вокруг него расположено. С историей этого места и его культурой?»

Сама формулировка вопроса показалась австрийскому эксперту странной. С его точки зрения, внешний облик города должен «эволюционировать» вместе с ходом времени, а не задерживаться на какой-то конкретной эпохе и стиле.

Вольф-Диттер Прикс, архитектор австрийского бюро «CoopHimmelb(l)au»: «Я действительно не понимаю вашего вопроса. Нельзя повторять историческую архитектуру в будущем. У каждого города есть эволюция. Возьмите тот же Рим. От римской культуры они перешли к готике, затем к барокко, классицизму. И эти перемены будут всегда. Этим и должны заниматься архитекторы».

Более того, считают севастопольские эксперты, исходя из доклада, предполагаемое строение куда больше напоминает открытое выставочное пространство, нежели полноценный комплекс, посвящённый истории города. А ведь изначально территорию намеревались использовать в качестве музея Севастополя. В итоге, сейчас внутри предлагается разместить зал для презентаций частных коллекций, зал современного искусства, зал классического искусства и только 1 зал славы Севастополя, где и будут находиться экспозиции. Объёмный блок предоставят под хранилище и реставрацию фондов комплекса.

Виталий Зотов, директор Российской государственной художественной галереи: «Мы постараемся достаточно яркие и интересные экспозиции представить. Те 240 лет, которые и доказали, что не зря Севастополь называется патриотической и героической столицей России. Кроме того, как это предусматривается современными мировыми музеями, у нас будет достаточно большой творческо-образовательный центр как для детей, так и для взрослых».

Эксперты опасаются, что даже если данный проект и будет реализован в представленном виде, то он создаст значительную нагрузку на транспортную систему города. Идея разместить объекты культурного кластера так, чтобы их разделяла проезжая часть, может привести к пробкам. По предварительным наработкам, решить этот вопрос планируется – для этого власти намерены соединить участки подземным тоннелем. Но все эти проблемы меркнут по сравнению с общей, не вписывающейся в образ города концепцией, настаивают местные архитекторы.

Сергей Комаров, председатель Союза архитекторов Севастополя: «Здесь что получается? На мой взгляд, убили масштаб мыса Хрустального. Когда вы говорите, что там высота театра на три метра ниже «Штыка и Паруса» – зачем так говорить? Мы же все тут архитекторы, всё понимаем. А это ворота в город. И второе – это символ города. Он на всех открытках. Второе: обесценена композиция мемориала. Вы представьте себе: поставить такой комплекс на заднем плане «Родины Матери» в Волгограде. Это же немыслимо. А у нас мыслимо почему-то».

Михаил Развожаев, губернатор Севастополя: «Сейчас есть концепция, которая представлена, после которой коллеги перейдут в фазу проектирования. Если бы кроме эмоций и оценок кто-нибудь ещё бы высказался конкретно по концепции, это обязательно было бы учтено, как минимум, после сегодняшнего мероприятия. При этом, я не умаляю всё, что вы сказали до этого, про историзм. Но тут теперь просто… единственное, в чем вы неправы – в том, что сегодня представляется концепция. Проекта еще нет, коллеги представляют концепцию».

В итоге критический настрой Сергея Комарова, Юрия Падалки, Валерия Дорошко и Наталии Мильчаковой был назван частным мнением – «а есть и другое!».

Действительно, не все севастопольские эксперты были настроены столь негативно. В частности, бывший главный архитектор города Валерий Мухин поздравил проектировщиков с успехом и отметил необходимость создания пешеходной зоны там, где по сегодняшнему проекту между театром и музеем идет трасса. Напомним, это пространство предполагается использовать для массовых творческих мероприятий.

Как выяснилось, предложенную идею тоннеля для машин уже рассматривают, и она, вполне вероятно, будет воплощена.

Начистоту

Не всем доволен был и сам Прикс: он трижды повторил, что не может понять, зачем нужно было передвигать музейный комплекс. Напомним, это сделали ради сохранения памятников истории, обнаруженных во время археологических раскопок, но это Вольфу Приксу или не объяснили, или же он сам счел это недостаточным основанием.

И всё же стоит признать: не австрийские архитекторы выбирали место для заказанного им кластера, не они приняли скоропалительные градостроительные решения и вывернули наизнанку процедуру якобы общественного обсуждения. И хранить нашу историю, и строить нашу мечту – точно не задача нанятых европейских деконструктивистов.

Вот только что для австрийца – пыль, для русского – память о том, что было, и надежда на то, что будет. Это и про классический архитектурный ансамбль центра Севастополя, и про неслучившийся парк, и про превращение в маленького оловянного солдатика еще недавно величественного и могучего памятника.

«Либо форму другую, либо на 7-й километр», – это заявление главы севастопольского отделения Союза архитекторов Сергея Комарова нельзя упрекнуть в запоздалости, ведь оно звучало с самого начала проекта. Но на 7-м километре, увы, нашлось место только для жилой застройки.

С прямолинейной честностью точки над I расставил молчавший до самого финала Вячеслав Горелов.

«Я не понимаю, почему мы здесь сегодня собрались. Я не понимаю, потому что все уже решено. Взрослые люди – мы потеряли время, приехали сюда. Я понимаю, если бы на этом совете рассматривали варианты концепции – одна, вторая, третья. Мы выбрали бы, например, вторую, или попросили бы сделать четвертую – но всё уже случилось. А теперь мы, соответственно нашей традиции, решаем проблемы: транспортные, энергетические, парковочные, озеленительные и все остальные прочие», – констатировал депутат.

Севастопольцы с самого начала стали заложниками абсолютно нарушенной процедуры, отметил он. Словно нарочно, каждое принятое решение шло наперерез четко выраженной воле горожан – желанию видеть на Хрустальном парк, нежеланию видеть кластер и категорическому протесту против жилья в Артбухте и неуместного здесь деконструктивизма.

И это короткое заявление стало уже не о кластере – оно прозвучало как напоминание о необходимости называть вещи своими именами.

«Мне очень горько это осознавать, но Севастополь эту битву проиграл. И сегодня мы становимся свидетелями самой крупной градостроительной ошибки, которая совершилась за всю историю Севастополя. Самая крупная. Я очень хотел бы, чтобы это случилось в последний раз. Я надеюсь быть услышанным», – сказал Вячеслав Горелов.

Сумел ли переводчик донести до Вольфа Прикса слова Вячеслава Горелова и всех остальных, не согласных с таким воплощением проекта? Впрочем, это не важно, ведь тем, кто действительно должен услышать и понять, переводчик не нужен. Как будто бы не нужен.

Напомним, театр оперы и балета строят уже несколько месяцев, но Главгосэкспертиза согласовала проект только на днях. Но какая теперь, в сущности, разница?


Похожие новости


Темы

Cтатьи

17:47 - 20.10.2021
Что туристы чаще всего топят в море
21:17 - 19.10.2021
Крымская автономия 1921 года: зачем она была нужна СССР и как ее связывают с современностью?
21:20 - 18.10.2021
Путин и его виртуальная действительность
18:41 - 18.10.2021
Крымский курорт – вечная карма кавказского пасынка
19:49 - 16.10.2021
Агенты и объекты. «Омерзительная гадина» чекистского государства
20:03 - 14.10.2021
Половина жилых домов в Севастополе пойдет под снос?
20:53 - 13.10.2021
Котельная без адреса: как в Севастополе строят объекты «культурного кластера»
20:50 - 12.10.2021
«Логистический тупик России». Порты Крыма приходят в упадок
20:33 - 10.10.2021
Схема Тедера: как бизнесмен из ЕС спасал свой ТРЦ в Крыму
19:48 - 10.10.2021
Пересечение административной границы из Крыма и в Крым: тестирование, COVID-сертификаты и документы
18:25 - 10.10.2021
Как прожить на одну пенсию в Севастополе: секреты бывалого пенсионера
20:20 - 09.10.2021
«Кремниевая долина» по-севастопольски
21:08 - 08.10.2021
Исследование: с 2000 года из России выехали 4-5 млн человек
21:06 - 07.10.2021
Хаос нарастает. Как силовые структуры России готовятся к кризису
20:00 - 05.10.2021
Вайно, сын Кириенко и зять Лаврова связаны с офшорами – «Архив Пандоры»
20:28 - 04.10.2021
Крым резиновый и медом намазанный? Почему россияне не хотят переезжать в Сибирь
20:15 - 04.10.2021
СМИ опубликовали расследование об активах ближайшего окружения Путина
19:25 - 03.10.2021
Врачи рассказали об особенностях новой волны COVID-19
19:11 - 30.09.2021
Севастопольских бизнесменов по осени щипают?
20:33 - 28.09.2021
Как купить квартиру в Севастополе и не сойти с ума
20:46 - 27.09.2021
Десант: как в Крыму «гастролируют» врачи из России
20:21 - 27.09.2021
«Вершина успеха»: как Кабанов застраивал Севастополь
20:02 - 26.09.2021
«Деньги исчезают навсегда»: как обманывают в Крыму
21:05 - 25.09.2021
Из огня да в полымя: как живут в Крыму переселенцы из Донбасса
21:24 - 24.09.2021
Никарагуа и другие аутсайдеры: от кого Кремль добился признания Крыма российским
20:56 - 24.09.2021
Севастополь будущего – город чиновников и строек
19:22 - 24.09.2021
Кому приносит доход севастопольское шампанское
19:03 - 24.09.2021
Резиновый город: население Севастополя растёт намного стремительнее крымского
21:11 - 22.09.2021
Хоккейные Нью-Васюки: зачем Севастополю ледовые арены
21:00 - 21.09.2021
Проект правил реновации может стать фатальным для Севастополя

Другие статьи