Важные новости
Кому приносит доход севастопольское шампанское
24.09.2021 / Категория: Экономика / Тема: Полный абзац!
Кому принадлежит севастопольское шампанское – этим неожиданным вопросом задался депутат заксобрания Севастополя, журналист телеканала «Первый Севастопольский» Антон Пархоменко. Как показывает проведенное им расследование, ответ может оказаться неожиданным.
При Украине незаконно, а при России – вполне?
Речь идет о ГУП «Севастопольский винодельческий завод» – предприятии, которое, как подчеркивает Пархоменко, было и остается государственным и при Украине, и при Россиеи. Ассортимент его продукции постоянно меняется: на смену выпускаемому после 2014 года «Севастопольскому шампанскому» пришло «Севастопольское игристое», а в 2020 году появились «Крымское игристое», «Крымский Бриз», «Севастопольский Бриз», «Irise». Но на этом новшества не закончились.
«За прошедший год ассортимент игристых вин Севастопольского винзавода опять изменился: появились «Севастопольская Бухта» и «Ахтиарская Бухта», какая-то «Балансела», кроме того, «уцелели» два прошлогодних наименования, – рассказывает Антон. – Известно, что производители массовой водки меняют названия очень часто, практически ежегодно – это способ борьбы с подделками. Но шампанское вряд ли подделывают так часто, чтобы применять такие экзотические методы защиты».
Причина, по его словам, в утрате предприятием прав на известные торговые марки. Выяснилось, в частности, что бренд «Севастопольское игристое» с 2014 года трижды переходил из рук в руки и сейчас принадлежит ООО «Интеллект-Сервис». Как и торговые марки «Севастопольский Бриз» и «Крымское игристое».
О том, что ряд торговых марок во времена Украины оказался в частных руках, сообщалось еще в декабре 2015 года.
«Согласно переданным нам сведениям, изобретенные авторским коллективом работников СВЗ и являвшиеся государственной интеллектуальной собственностью торговые марки шампанских вин «Крымское игристое», «Мускатное игристое», «Красное игристое» были оформлены – в нарушение закона Украины «О защите прав на изобретения и полезные модели» – на частное лицо для дальнейшего получения прибыли (роялти) собственником имущественных прав на указанные торговые марки. Это произошло с 1996 года по 2010 год, когда генеральным директором предприятия был Алексей Акчурин», – написал тогда журналист Дмитрий Осипенко.
Сейчас эти торговые марки благополучно переоформлены в российском правовом поле. В 2015 году экс-губернатор Севастополя Сергей Меняйло подтвердил журналисту ForPost, что ни одна торговая марка, которую использует ГУП (за исключением шампанского «Крымский Бриз»), госсобственностью не является. На вопрос, платит ли сегодня СВЗ кому-либо из частных лиц за использование их торговой марки, он ответить не смог. Точнее, заметил, что результаты проверок госпредприятия этого не показали.
«Это частные торговые марки, а вот кому там и сколько долларов идёт частникам, я сказать не могу. СВЗ никому не платит что-либо», – сказал он.
Коммерческая тайна
Вопросом о том, кто кому платит, заинтересовался и Антон Пархоменко. За ответом он обратился в департамент сельского хозяйства и потребительского рынка Севастополя, который является учредителем госпредприятия. Оттуда запрос перенаправили винзаводу.
«Информация о вознаграждениях за использование торговых марок, принадлежащих третьим лицам, является коммерческой составляющей и служебной информацией контрагентов, в связи с чем такие сведения не подлежат раскрытию и рассмотрению на уровне СМИ», – ответили оттуда.
Депутата и журналиста такой ответ не устроил.
«Информацию о выплатах роялти от общественности скрывают – значит, есть что скрывать? Можно предполагать, что по крайней мере в прошлые годы таковые выплаты происходили – но в каком объёме, неясно. А ведь вывод средств с предприятия под видом вознаграждений за использование интеллектуальной собственности может быть одним из способов доведения до банкротства… Я уже рассказывал о плачевном финансовом состоянии госпредприятия в прошлом году – с тех пор ситуация не стала лучше», – подчеркивает он.
Фактически фирменная бутылка с брендом «Sevastopol Winery» сейчас принадлежит частной структуре ООО «АДАМ Плюс», продолжает Пархоменко. У ООО четыре учредителя, два из которых руководили Севастопольским винзаводом в предыдущие годы. Это Алексей Акчурин, директор госпредприятия до 2010 года (его сын Рем Акчурин в последние годы являлся заместителем директора по производству) и Александр Жежель, стоявший у руля винзавода с 2015 по 2020 годы.
Еще один учредитель – Светлана Власова, владеющая магазином «Винотека».
«Это магазин рядом с Севастопольским заводом шампанских вин, – поясняет Антон Пархоменко. – Она же – единственный учредитель уже знакомого нам «Интеллект-Сервиса», который, в свою очередь, владеет двумя отдельными торговыми марками, в графическом выражении представляющими символику винзавода. Поэтому на официальном сайте госпредприятия мы не увидим бутылку с фирменным тиснением, да и логотип в шапке отличается – ведь настоящие приватизированы».
В утверждение о том, что сейчас винзавод уже не производит продукцию под чужими торговыми марками, поверить трудно: достаточно просмотреть сайты интернет-магазинов. Там продукция, снабжённая классическим логотипом, присутствует. Есть даже вино «Севастопольское игристое»! А раз продукцию под частными торговыми марками можно купить, значит, кто-то ее по-прежнему выпускает! Причем в достаточных количествах.
«Может быть, это семьи Акчуриных и Жежель продолжают зарабатывать, в то время как госпредприятие вынуждено изобретать велосипед и продавать малоизвестные бренды? – задает вопрос Пархоменко.
Ознакомился Антон Пархоменко и с тем, что из ассортимента винзавода предлагают розничные магазины. Результатом стало обращение в прокуратуру Севастополя с просьбой дать правовую оценку этой ситуации. Копию обращения получит управление экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по г. Севастополю.
Как подчеркивается в обращении, в продажу поступает продукция, на которой размещены как минимум три торговые марки, принадлежащие частным ООО «АДАМ Плюс» и «Интеллект-Сервис». И, видимо, их использование «носит возмездный характер».
«В такой ситуации вероятен вывод средств государственного предприятия под видом выплаты вознаграждения (роялти) частным предприятиям за использование принадлежащих им торговых марок. Кроме того, лишенный знакомых потребителю брендов винзавод вынужден с нуля развивать собственные, никому не известные торговые марки, что очевидно негативно сказывается на показателях сбыта готовой продукции и успешной производственной деятельности в целом. Считаю, что государственные предприятия должны быть прибыльными и приносить доход бюджету города Севастополя, а не частным лицам, аффилированным с руководством ГУП», – пишет Пархоменко.
В разговоре с ForPost он напомнил, что основания опасаться банкротства есть: «символическую прибыль» предприятие по итогам года показало, но дела у него идут далеко не блестяще. Отказать правоохранителям в раскрытии коммерческой информации руководство ГУП не сможет. Будем ждать ответа на вопрос о том, на чей же карман работает севастопольский ГУП.
Похожие новости
- 04.08.2021 • В Севастополе пересмотрят стоимость земли под лебедевскими высотками в Ласпи
- 15.04.2021 • Продукция Севастопольского винзавода получила награды на международной выставке
- 29.12.2020 • От Голицына до Поклонской: двести лет из жизни крымского шампанского
- 09.12.2020 • Кто вошел в Общественную палату Севастополя