Важные новости
«К чему холодные сомненья…»: чиновники много лет тормозят установку памятника Пушкину на Фиоленте
17.02.2011 / Категория: Общество

В Жизни и творчестве великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина Крым оставил весьма значительный след, Хотя провел он на солнечном полуострове не так уж и много времени. Да и сама поездка была вызвана неприятностями в отношениях с царем. Весной 1820 года Пушкин был выслан из Петербурга и подвергнут опале: дерзкие стихи и эпиграммы навлекли на него гнев императора Александра I. Если бы не заступничество Карамзина, Тургенева, Чаадаева, неизвестно, чем бы все обернулось. Пушкин был удален из столицы, получив перевод по службе – прикомандирован к канцелярии генерала Инзова, попечителя над иностранными колонистами на юге России. «Петербург душен для поэта, — писал Пушкин. – Я жажду краев чужих, авось полуденный воздух оживит мою душу». В Крым Пушкин приехал вместе с семьей генерала Раевского. С сыном генерала Николаем когда-то Пушкина учился в лицее, и опальному поэту было позволено совершить путешествие на Кавказ и в Крым вместе с этим семейством.
На стене монастыря не так давно по инициативе известного крымского пушкиноведа появилась мемориальная доска с таким текстом: «В Балаклавском Свято-Георгиевском монастыре по дороге из Гурзуфа в Симферополь 6(18)-7(19) сентября 1820 года с семьей генерала Н.Н.Раевского останавливался на ночлег А.С.Пушкин».

Но Георгиевский монастырь не был случайной станцией в пути генерала Раевского. Это была цель путешествия на юг державы. Не было бы Фиолента, не было бы и этого необычного маршрута через главную гряду Крымских гор. А потому, позвольте не согласиться с мнением нашего современника-пушкиноведа о том, что поэт побывал здесь «по пути из Гурзуфа в Симферополь» и что «останавливался на ночлег». Если бы 49-летнему генералу, его сыну и Пушкину нужно было добраться в Симферополь, то они бы в Симферополь и поехали, не пробирались бы Чертовой лестницей, «держась за хвост татарских лошадей». Куда более комфортный ночлег могли они найти в Севастополе, если бы целью было «остановиться на ночлег». Удивление вызывают слова «…с семьей генерала...» Из Гурзуфа генерала сопровождал только 19-летний сын, а дочери в Симферополь добирались короткой дорогой. К тому времени в семье у генерала Николая Николаевича Раевского и его супруги Софьи Алексеевны было 6 детей, два сына и 4 дочери.

По словам Владимира Стефановского, черные дни наступили, когда в дело включился начальник государственно экологической службы в Севастополе Владимир Артеменко. Он и выдал предписание снести почти построенный памятный знак. Командиру воинской части Валерию Кулагину, которому было поручено присматривать за сопредельным участком заказника, пришлось пригнать тяжелую строительную технику и снести готовое основание памятника Пушкину. Да еще и Стефановского лично оштрафовали по рекомендации чиновника на 54 тысячи гривен. Правда, штраф он оспорил в судебном порядке. Но памятник спасти не удалось. А «очищенная» от памятника терраса природно-заповедного фонда стала задним двором, приусадебной территорией нескольких «высоких» садоводов. Теперь на террасу попасть можно только через их калитки.
Владимир Стефановский готов был крест поставить на своей идее. И лишь недавно вернуться к теме памятного знака его побудил директор ЧП «Созидатель» Ленур Якубов, для которого Пушкин – высший авторитет в поэзии. Поддержали его начальник Рыбного порта Николай Мозговой, председатель совета директоров ЗАО «Морстрой» Валерий Малашенко, дирекция яхт-клуба «Золотой Символ», лично Вячеслав Верходанов. Обещал принять участие в решении вопроса и экс-мэр Севастополя Леонид Жунько. И Владимир Владимирович с удвоенной энергией взялся за привлечение внимания широкой общественности к важному пласту исторического и духовного наследия этого удивительного уголка земли крымской.

Владимир Стефановский сейчас работает над книгой «Приглашаю на Черную речку», в которой будут изложены не только приключения самого Пушкина в Крыму почти 200-летней давности, но и тщательно будет раскрыта роль многих наших современников в перипетиях вокруг памятного знака великому поэту. Книга будет полно иллюстрирована документами и фотографиями.
Владимир Илларионов, фото автора.

