Важные новости
«В нейтральных водах делают что хотят»: взрыв на танкере у берегов Крыма и нелегальная перевалка грузов
31.10.2020 / Категория: Экономика / Тема: Происшествия
У берегов Крыма очередная морская авария: 24 октября произошел взрыв на борту танкера «Генерал Ази Асланов», который возвращался в порт из нейтральных вод неподалеку от Керченского пролива. Из 13 членов экипажа 10 удалось спасти, позднее российское МЧС сообщило о найденных останках остальных, предположительно пропавших моряков.
Об обстоятельствах новой аварии и экологической угрозе от серой перевалки шла речь в эфире Радио Крым.Реалии.
Вслед за аварией на танкере «Генерал Ази Асланов» Следственный комитет России возбудил уголовное дело по факту нарушения требований пожарной безопасности. В тот же день украинская мониторинговая группа «Майдана закордонних справ» сообщила о том, что судно было доставлено в порт «Крым» в Керчи, где ранее работала Керченская паромная переправа. Владельцем танкера «Генерал Ази Асланов» числится компания Palmali Holding, которая принадлежит азербайджанскому бизнесмену Мубаризу Мансимову. В марте 2020 года его арестовали в Турции по делу оппозиционера Фетхуллаха Гюлена.
Российский журналист в области морской тематики, главный редактор Интернет-издания «Морской бюллетень» Михаил Войтенко рассказал Крым.Реалии, как именно экипаж танкера мог нарушить правила пожарной безопасности.
Аварии такого рода не редкость, они регулярно происходят по всему миру
Михаил Войтенко
– Скорее всего, на грузовой палубе имели место работы с огнем – сварка или резка – и при этом танки не были дегазированы. Как следствие образовалась опасная смесь из испарений, также на грузовых танках постоянно нарастает остаточный слой. Если в таких условиях проводить огневые работы – это практически гарантия взрыва. Аварии такого рода не редкость, они регулярно происходят по всему миру. Некоторые компании дают слабину в правилах пожарной безопасности, и вот результат. Компанию Palmali Holding трясет давно и основательно из-за того, что ее владелец в свое время поддержал оппозицию против турецкого президента Реджепа Эрдогана. Но и до этого они находились под достаточно сильным давлением, поскольку уже последние лет десять по всему миру из судоходства выдавливают всех частников.
По теме:
«Пиратская зона» у берегов Крыма
Украинский экономический эксперт, главный редактор издания BlackSeaNews Андрей Клименко объясняет, как перевалка в районе Керченского пролива превратилась в инструмент обхода международных санкций после аннексии.
– Рейдовая перевалка – так называемый трансшипмент – на рейде российского порта «Кавказ» в районе Керченского пролива используется официально. В основном ее применяют для экспорта крымского зерна: небольшое судно типа «река-море» грузоподъемностью две-три тысячи тонн берет зерно в крымском порту, перегружает его на рейдовой перевалке на большой балкер грузоподъемностью 100-200 тысяч тонн, и таким образом крымское зерно смешивается с российским из Ростовской, из Саратовской области и так далее. Соответственно, покупателям предъявляют российские сертификаты происхождения. Рейдовая перевалка также используется для импорта ильменитовой руды на территорию Крыма – это сырье для завода «Крымский титан» в Армянске. Объемы – 200-250 тысяч тонн в год. Что до крымского зерна, через трансшипмент экспортируют где-то треть от 200-400 тысяч тонн.
Андрей Клименко отмечает, что другой пункт в нейтральных водах на 20 миль южнее Керченского пролива используется в основном для перевалки нефтепродуктов.
Перегружают не только нефтепродукты, но и разнообразные химические вещества вроде серы. Это экологически опасная процедура
Андрей Клименко
– Это точка за пределами территориальных вод Украины и России. Здесь перегружают не только нефтепродукты, но и разнообразные химические вещества вроде серы. Это экологически опасная процедура. Если ее перегружать в портах, на терминалах, то общественность сразу делает замечания, требует провести замеры вредных выбросов. При этом те, кто производит перевалку за пределами территориальных вод, фактически ничего не нарушают. В Конвенции ООН по морскому праву нет запрета на подобные мероприятия, поэтому экипажи судов могут делать что хотят фактически в любой точке мирового океана. Иногда танкеры промывают танки после нефтепродуктов в нейтральных водах, и все эти остатки попадают в море. В порту за такие процедуры надо платить, а они экономят.
О загрязнении акватории Керченского пролива ранее писали российские ученые. Так, на сайте Института океанологии Российской академии наук еще в 2016 году был опубликован анализ спутниковых снимков Керченского пролива в районах перевалки грузов на рейде:
«Хорошо известно, что в пределах рейдового перегрузочного района «Таманский» и на внешнем перегрузочном рейде (район № 471) происходят перегрузки различных жидких (нефть, нефтепродукты, различные масла) и сыпучих (сера, кокс, удобрения, химикаты, цемент и тому подобных) продуктов с судов типа «река-море» на морские танкеры и сухогрузы. Обычная технологическая схема перевалки: трюм (речное судно) – плавкран – трюм (морское судно)».
К исследованию прилагаются снимки спутника Sentinel-2, где российские ученые отметили обширные пленочные загрязнения в южной части пролива. Российский эколог, глава «Зеленой лиги» в Краснодаре Евгений Витишко убежден, что противодействовать таким опасным перегрузкам должны в том числе жители населенных пунктов на берегу.
Местные жители наблюдают большое количество погибших дельфинов, чувствуют химические запахи...
Евгений Витишко
– Мы неоднократно обращали внимание Черноморо-Азовского управления Росприроднадзора на то, что на пляжах Темрюкского района, который примыкает к этой зоне и считается курортным, нередко выбрасывает уголь, и песок становится черным. Местные жители наблюдают большое количество погибших дельфинов, чувствуют химические запахи и так далее. Мы рассматриваем подобные методы хозяйствования как недопустимые. Черное море – это общая акватория, к которой должны трепетно относиться все прилегающие страны, которые используют его для своих нужд – транспортных и других. Перевалка опасных грузов может менять целые экосистемы. Местным жителям, которые находятся в этих зонах влияния, надо обращать на это внимание и пытаться наладить диалог с властью.
По мнению Андрея Клименко, противодействовать загрязнению Черного моря с борта различных судов могли бы международные мониторинговые группы, однако в условиях российско-украинской войны их создание вряд ли возможно, заключает эксперт.
Предыдущая новость:
В Севастополе суд по мусорным тарифам закрыли от общественности
Похожие новости
- 25.10.2020 • Исследователи выяснили детали катастрофы танкера в Азовском море
- 25.01.2019 • Спасатели поставили на якорь танкер, горящий в Черном море у берегов Крыма
- 24.01.2019 • Горящие в Черном море суда ходили под «черным флагом», права моряков не защищены – российский профсоюз
- 30.04.2014 • С 1 мая Керченская переправа будет перевозить только пассажиров