Важные новости
Годная лаванда: побережье Севастополя застраивают «новым шанхаем»
13.08.2020 / Категория: Общество
Владельцам земли и властям предстоит распутать завязанный дельцами гордиев узел.
Фото: Дмитрий Осипенко
Кому и как будут служить давным-давно распаёванные сельхозугодья совхоза имени Софьи Перовской над морем у посёлка Любимовка? Ответы совсем не очевидны, как и то, какой путь – лучший для развития Севастополя.
Попавшие в ловушку предприимчивых коммерсантов владельцы участков просят сменить сельскохозяйственный статус, который имеет половина этой земли, на «частную застройку». Кроме того, они предполагают, что власти могут принудительно выкупить их собственность, если решат строить там малоэтажные многоквартирные дома (до 4 этажей, код Ж-3).
Что касается растениеводства, заниматься им здесь нельзя по нормам СанПиН, говорят хозяева земли, – химикаты для обработки растений запрещено распылять вблизи жилого сектора.
«Только Ж-2, только индивидуальные жилые дома», – просят люди.
С требованием выполнить обещание и заняться судьбой новых перовских землевладельцев они в воскресенье, 9 августа, вместе с детьми вышли на дорогу.
«Уважаемый Михаил Владимирович <Развожаев>! Ждём встречи с вами! Когда начнёт работать комиссия? Ж-2 зависит от вас!» – написали люди на плакатах, которые держали в руках.
«Здесь же море!»
Изначально распаёванная ещё в 1990-х годах земля выделялась под сельскохозяйственное использование. Большие участки остались на дальней от моря стороне дороги, а на соседствующих с морем лавандовых полях и виноградниках нарезали по 10-11 соток.
Растянувшееся на десятилетия оформление участков в собственность для многих закончилось всего год назад. За это время право собственности не раз переходило из рук в руки, и «развитие сельского хозяйства» стало для большинства не реальной целью, а лозунгом, под которым шла борьба за оформление земли в собственность.
Прагматизм говорил: строить на этой земле выгоднее и надёжнее, чем выращивать.
«Какое сельское хозяйство – здесь же море! И участки маленькие – что тут можно выращивать? Но строить тоже ничего нельзя – на все свои запросы люди получают отказы по непонятным причинам», – рассказал ForPost Павел Алексеев, владелец магазина на одном из участков.
Впрочем, эти отказы людей не останавливают: отданное под личное подсобное хозяйство побережье застраивается – и вовсе не скромными садовыми домиками, которые закон разрешает на такой земле.
«Люди тянут коммуникации, бурят скважины – и хотят понимать, что будет с ними по Генплану дальше?» – говорит Павел Алексеев, в 2016 году прибывший из Новосибирска.
На вопрос, зачем же было покупать участок неподходящего назначения, он объяснил: как и многие, поверил обещаниям, что статус давно распаёванной земли изменится чуть ли не завтра. Сыграла роль и профессионально сделанная презентация будущего развития района.
Впрочем, многим находящимся «на материке» покупателям посредники представили эту землю как уже имеющую статус ИЖС. Теперь, как и в ситуации с многоквартирными самостроями, под танк закона заработавшие на продаже дельцы кидают самих покупателей.
«Время не ждёт»
Возможность многоквартирной застройки была озвучена в процессе споров по Генплану. Его проект определил эту зону как общественно-деловую, но люди возразили и потребовали частный сектор. После всех обсуждений и комиссий неожиданно возник третий вариант – многоквартирная застройка.
«Тогда говорили: Ж-2 не будет, будет Ж-3 – многоэтажное жилищное строительство. Там ещё было Р-2 (зона рекреации), так позже и его решили в Ж-3 переделать. И частично – в сельхоз», – рассказал представитель инициативной группы Борис Зеленский.
Генплан ушёл на доработку, но эти намерения, считает активист, – причина сегодняшних негласных запретов на смену назначения земли и любого строительства на ней, а также бездействия специально созданной в мае комиссии. Она должна была заниматься проблемой, но, остановленная коронавирусом, так и не начала работу.
Именно об этом гласили плакаты вышедших на обочину людей.
«Когда будет Генплан, поздно будет что-то менять», – отмечает Борис Зеленский.
Добавим, что среди землевладельцев есть те, кому в украинские годы удалось получить статус личного крестьянского хозяйства – он позволял строить жилые дома. После 2017 года фрагментарно начала меняться категория земли и на ряде других участков.
Стоит отметить, что участки различных назначений расположены не рядом, а вперемешку.
Тех, что определили как «земли населённых пунктов», – около половины, говорит Борис Зеленский, но строить на них тоже невозможно – им не назначается целевое использование.
Между двух Ж
В итоге сейчас в обсуждении три варианта для этой территории.
Как следует из ответа телеканалу «Первый Севастопольский» вице-губернатора Дениса Солодовникова, там будет та самая малоэтажная, но многоквартирная застройка.
Сохранить при этом частные дома невозможно, считает Борис Зеленский, ведь принцип комплексного развития не позволит уместить на этом побережье всю инфраструктуру, которая должна сопутствовать многоквартиркам.
Если это так, ответ Солодовникова не очень согласуется с заявлением, сделанным главой города Михаилом Развожаевым на правительственном телеканале. Он прямо назвал застройку распаёванного побережья незаконной, но пообещал не сносить дома.
«Многие продавали построенные под ключ дома на сельхозземле. Это очень безответственно на самом деле и очень не здорово. Но понятно, что те, кто оказался сейчас в этой ситуации, – я и 500 видел подписей, и 700 – конечно, мы никакие сносы там делать не будем, будем разбираться. Хотя это всё ведёт к тому, что ни коммуникации толком не спланированы, ни общественные пространства, и всё это развивается хаотично и стихийно», – заявил он.
Так сегодня выглядят когда-то лавандовые поля
При этом Развожаев подчеркнул, что люди стали заложниками корыстных манипуляторов, которые «сначала нажились на людях, а потом прикрываются ими, стараясь и остальные свои проблемы за их счёт решить».
Финансово заинтересованным лицом в этой истории пайщики видят индивидуального предпринимателя, руководителя ТСН «Учкуевка» Романа Царькова. По словам владельцев земли, он выступал посредником на множестве сделок с теми, кому было обещано частное строительство на участках.
Сейчас в его руках находятся доверенности от несколько десятков от собственников. Теперь владельцы участков подозревают его в лоббизме многоквартирной застройки.
Город или сад?
Против частной застройки выступает и ряд местных жителей, только они ратуют не за малоэтажки, а за максимальную «природность» территории. И это третий из обсуждаемых вариантов.
Сторонники аграрного пути развития считают надуманным аргумент о запрете на сады-огороды рядом с жилыми домами.
«Садовые товарищества есть во всех районах города, и законы – ни украинские, ни российские – не запрещают людям выращивать там. Рядом – Бартеневка и частный сектор, и у людей там сады и огороды. Их обрабатывают химикатами – это же не в промышленных масштабах. А если следовать логике „нельзя возле жилья” – так это надо все садовые товарищества и дачи в городе запретить», – говорит активист ОНФ Геннадий Сидоров.
Во главе угла должны стоять закон и справедливость, настаивает он, а в эти принципы никак не вписываются преждевременно появившиеся дома, магазины и автомойки, тем более что последние должны располагаться с учётом определённых ограничений и требований.
Общественник обращает внимание: вместе с плодородным слоем, который сносится ради строений, уничтожаются «лёгкие» города и его бесценный капитал – видовое пространство.
«Мы вроде как боремся за зелёный каркас, а на деле – оставшийся с советских времён удивительным образом через межевание отдаём этим «дачникам». А все красивые виды или застраиваем или обносим высокими заборами во всех районах города», – недоумевает он.
О хаосе и «зелёном ущербе» от новых любимовских жителей пишут в редакцию читатели, добавляя, что поставили в известность правительство и прокуратуру:
«В Севастополе на Северной стороне на сельхозземлях совхоза <имени> Софьи Перовской (лавандовое поле возле парка Учкуевка) активно идёт вырубка лесополос, строительство наливаек, музыка до часа ночи. В управлении природных ресурсов сказали, что никому не разрешали рубить лес. А его продолжают уничтожать».
Новый «шанхай»
Застройка побережья сейчас идёт совершенно хаотично – дома вырастают буквально посреди поля. Думают ли владельцы этих домов, какое пространство увидят вокруг себя спустя годы, особенно если все последуют их примеру, неизвестно.
«Часть людей уже строится, потому что даже назначение «товарно-сельское производство» позволяет строить в том числе капитальные сооружения для сельхозиспользования, – объясняет Борис Зеленский. – И вот сейчас люди настроят – и будет некрасиво».
Он предлагает идти навстречу людям – но путём грамотного градостроения.
«До изменения целевого назначения под ИЖС разрабатывается ППТ и ПЗЗ. А в них уже будет прописано, сколько ширина дороги, какая инфраструктура должна быть. Она нужна людям, и владельцы участков на первой линии готовы заниматься коммерцией. И тогда город получит красивый район с чёткими требованиями – и никто не сможет устроить там «шанхай», – предлагает активист-землевладелец.
Предыдущая новость:
Туристы упали в заброшенную шахту на руинах Крымской АЭС
Похожие новости
- 10.07.2020 • Бывший совхоз в Севастополе застроят малоэтажными домами
- 21.04.2017 • Севастопольцев запугивают сносом домов в частном секторе
- 19.03.2013 • Арендатора – к ответу!
- 02.04.2010 • Пайщики ЗАО «Им. Софьи Перовской» не могут получить свои земли