Важные новости
Душа камня
07.01.2011 / Категория: Культура
От моего дома в Владимира Суханова рукой подать. Но очень долго что-то мешало написать о его творчестве так, как оно того заслуживает. Были же поводы, чтобы взяться, наконец, за перо. В последний момент останавливала кажущаяся неприступность, строгость Владимира Егоровича.
Но чаще всего опережал журналист Владимир Илларионов. Вот и сейчас о первой в стенах Каменке Днепровской. Пора его детства пришлась на полный тяжелых испытаний послевоенный период. Лишнему куску хлеба люди были рады. А руки паренька еще тянулись к карандашам, акварельным краскам, листам ватмана, но нужда заставляла домашние задания выполнять на старых газетах. Жгучее желание подростка творить нашло неожиданный выход. Листом бумаги для него стала побеленная хата, а карандаш заменил древесный уголь.
– Попадало же мне за разрисованные стены, – поделился своими воспоминаниями перед видеокамерой Владимир Егорович.
Далее он сказал, что в его роду никто не увлекался изобразительным искусством. Тем не менее никто не противился поступлению Владимира Суханова на учебу в Симферопольское Севастополь.
Алые корочки документа о специальном образовании даже самого престижного учебного заведения отнюдь не гарантируют места под солнышком. Нет нужды говорить о постоянно существующей конкуренции в среде представителей творческих профессий. Конкурентная борьба – это хорошо, если она обходится без интриг и подножек. На съемочную камеру Владимира Илларионова герой фильма не без улыбки сказал, что свою первую монументальную работу в Балаклаве он пробивал не в Севастополе, а в Симферополе и Киеве.
Речь идет об установленном на околице Хмельницкого величественном памятнике воинам седьмой бригады морской пехоты. В ходе работы над ним Владимир Егорович близко познакомился с боевым командиром морпехов Жидиловым. Военачальник написал стихи о своих боевых побратимах. Они нанесены на монументе:
…Отважно сражалась морская пехота,
Чтоб матери больше не слепли от слез.
И нет среди вас безымянных героев,
Вам званье дано: черноморский матрос.
Егор Суханов, отец скульптора, прошел войну. Образ солдата победы близок и свят для Владимира Егоровича. С большим чувством им созданы монументы героям Великой Отечественной у кромки моря в районе мыса Херсонес, на братской могиле павших в боях советских воинов на восточной окраине Балаклавы, памятные знаки с изображениями доблестных защитников родного городка Новикова, Рубцова, Крестовского… Владимир Суханов – автор впечатляющей галереи скульптурных портретов своих современников, участников Великой Отечественной войны. Побудительным мотивом их создания был не тугой кошелек заказчика, а восхищение подвигами того или иного ветерана, масштабы человеческой личности старого солдата.
Вдохновение может вызвать совершенно случайная встреча. Как-то его восхитила девушка на волейбольной площадке. Это была продавец одного из расположенных на улице Крестовского магазинов. Так и появился пленительный портрет под простым и понятным названием «Продавец Галя».
Заслуга Владимира Илларионова состоит в том, что от эпизода к эпизоду ему удалось снять у своего героя скованность, присущее ему смущение, которое вызывает объектив съемочной камеры. Владимир Егорович поделился с создателем фильма, а через него со зрителями тайнами творчества. Так, сказал он, длительное время встречаешься с иным человеком, но, как молния, случается такой момент, что он открывается совершенно новой гранью –– такой, что никак не удержаться от желания взяться за новую работу. Так появились скульптурные портреты севастопольского историка и писателя Владимира Шавшина, почетного гражданина Севастополя Сергея Булаха, журналистки Натальи Кравчук.
Фильм «Душа и камень» построен на интервью, которые Владимир Егорович дал у некоторых этапных в его творчестве произведений. Едва ли не первую остановку Владимир Илларионов и Владимир Суханов сделали в историческом центре Балаклавы, где в 2004 году был открыт памятник Лесе Украинке. Работу над ним тоже сопровождала заявка в устной форме на памятник выдающейся украинской поэтессе, которая поступила скульптору еще в первой половине 90-х годов. Когда он был готов наполовину, неожиданно с опозданием объявили конкурс. И в условиях возникших коллизий Владимир Суханов не стал ожидать результатов творческого соревнования. Он был уверен в своей победе. Когда образ Леси Украинки был готов в мраморе процентов на 80, со скульптором, наконец, заключили договор.
Особая страница в творчестве Владимира Егоровича – образ культовой в Балаклаве и среди ее жителей фигуры листригону Ламбро Качиони. Как без него? Достаточно прочитать замечательный очерк Александр Калько.