Важные новости

Ход конем: Украина, Беларусь, Азербайджан и Грузия выстроили маршрут поставки нефти в обход России

07.07.2020  /  Категория: Экономика

Украина помогла Беларуси выстроить маршрут поставки нефти в обход России. «Черное золото» из Азербайджана везут танкерами в украинские порты, а дальше оно движется по украинским нефтепроводам до белорусской границы. Часть экспертов видит в этом контуры будущего регионального альянса для противодействия энергетическим воздействиям России. Однако есть и те, кто считает, что речь идет об обычных бизнес-процессах, где Украина, к тому же, не играет той активной роли, которую могла бы. Радіо Свобода собрало основные факты и экспертные точки зрения о нефтяном транзитном коридоре в обход России.

нефтепровод Одесса - Броды

В последние дни июня в черноморском нефтяном терминале «Южный» начали разгружать танкер с 85 тысячами тонн нефти сорта Azeri Light, дальше она проследует по украинским нефтепроводам в Беларусь. Это уже пятое судно с начала года, поставляющее нефть по этому маршруту на заказ зарегистрированной в Великобритании компании BNK (UK) Limited, которая является дочерней компанией ЗАО «Белорусская нефтяная компания».

Дальнейший маршрут азербайджанской нефти будет пролегать по нефтепроводу Одесса-Броды, а затем ‒ реверсом по одной из ветвей нефтепровода «Дружба» до Мозырского НПЗ в Беларуси. Об этом сообщает украинская компания «Укртранснафта», обеспечивающая украинскую часть этого транзитного пути.

Традиционно одним из основных поставщиков нефти для белорусских нефтеперерабатывающих комплексов является Россия, однако в последнее время Минск выстраивает альтернативные экономические и транспортные цепочки, чтобы уменьшить свою зависимость от восточного соседа.

Основные факты о нефтяном маршруте в обход России

Поставки нефти в Беларусь через украинские порты и нефтепроводы ‒ не новая идея: ее время от времени применяли и ранее, в частности ‒ в 2010 году.

Фактически нефтяной «коридор» в обход России включает в себя четыре страны: Азербайджан (добытчик нефти), Грузию и Украину (предоставляют свои нефтепроводы и портовые терминалы) и Беларусь (покупатель нефти). В украинские порты нефть направляется с востока на запад, после перегрузки ‒ с юга на север. На карте эта траектория напоминает «ход конем» в шахматах.

В общем Беларусь импортирует около 12 миллионов тонн нефти в год, и за последние полгода по украинскому маршруту она получила 435 тысяч тонн ‒ около 8% от своих потребностей за этот период.

Основным потребителем нефти в Беларуси является ее нефтеперерабатывающая отрасль, производящая из нее нефтепродукты, в частности ‒ автомобильное топливо.

Украина потребляет около 10 миллионов тонн светлых нефтепродуктов в год, и самым крупным их поставщиком является соседняя Беларусь, импортирующая в Украину 4,5 миллиона тонн: в основном это бензин и дизтопливо.

Вторым по объему импортером на украинском рынке является Россия.

Удешевление нефти на мировых рынках привело и к снижению себестоимости автомобильного топлива; также у нефтепереработчиков добавилось возможностей для поиска новых источников и маршрутов поставок сырья.

Украина, Беларусь, Грузия и Азербайджан обошли Россию на рынке нефти. На очереди ‒ рынок вооружений?

Весеннее глубокое падение мировых цен на нефть оказалось болезненным для России ‒ крупнейшего нефтегазового игрока в регионе. Эта ситуация повлияла на доходы и стоимость акций российских нефтегазовых гигантов, и даже на российский бюджет.

На этом фоне традиционные покупатели российской нефти начали переориентироваться на других поставщиков. Среди них ‒ и Беларусь, сделавшая это при содействии Украины, Азербайджана и Грузии.

Насколько длительным окажется текущий транзитный альянс четырех стран, и какие последствия будет иметь для региона нефтяной транзитный коридор в обход России? И насколько большие преимущества, кроме платы за транзит, получает (может получить) от этого конкретно Украина?

Оценки экспертов здесь варьируются от сдержанного оптимизма до умеренного пессимизма.

В частности, президент Центра глобалистики «Стратегия ХХI» Михаил Гончар признает, что инициатором транзитного коридора для нероссийской нефти является ее конечный покупатель ‒ Беларусь. Но сейчас этот маршрут, ситуативно использованный и ранее, стал одним из элементов системной кооперации стран Восточной Европы для противодействия российскому энергетическому воздействию, объясняет Михаил Гончар в комментарии Радіо Свобода.

«Сейчас мы наблюдаем проявления не просто дискриминационной политики России в отношении Беларуси и использования Москвой энергетического рычага влияния на Минск ‒ мы видим увеличение агрессии России в отношении своего ближайшего союзника. На этом фоне белорусское руководство прибегло к реанимации наработанной (транзитной) схемы и даже расширило свои возможности относительно того, где брать нефть. Сейчас в Минске отрабатывают одновременно несколько вариантов обеспечения своих нефтеперерабатывающих заводов альтернативой российской поставке», ‒ объясняет Михаил Гончар замысел белорусской стороны.

Он говорит, по меньшей мере, о двух альтернативных маршрутах, выстроенных Беларусью для импорта нефти.

  • «Черноморский»: получение нефти через черноморские порты Украины с последующим транзитом через нефтепроводы Украины до Мозырского НПЗ. В 2020 году уже прибыло 5 танкеров.

  • «Балтийский»: поставка через литовский порт Клайпеда на Балтийском море нефти из Норвегии и США. В 2020 году прибыл первый тестовый танкер.

Каждая из четырех стран, задействованных в «черноморском» нефтяном коридоре в обход России, может использовать его для дальнейшей реализации своих стратегических интересов, считает Михаил Гончар.

Беларусь:

Беларусь смотрела в сторону России и не видела ситуации вокруг, пока не припекло

Михаил Гончар

«Сейчас нельзя сказать, является ли это началом долгосрочного стратегического мышления Минска, с целью добиться независимости от России, или это попытка выбить тактические уступки у Москвы. По объемам ‒ они готовы просто залить Беларусь нефтью. Однако без ценовых уступок: ведь цена на нефть уже упала, и российские компании уже недополучают доходы. Поэтому ситуация всячески склоняет Минск к тому, чтобы в конце концов к завершению эры Александра Лукашенко были реализованы те решения, которые назрели еще четверть века назад, когда он только стал президентом. Пусть временно и конъюнктурно. Но Беларусь проявляет интерес к этому Каспийско-Черноморско-Балтийскому транзитному коридору, о чем давно шла речь: без Беларуси такие форматы будут неполноценными. Но Беларусь смотрела в сторону России и не видела ситуации вокруг, пока не припекло. Имею в виду неистовое экономическое и политическое давление России с целью добиться аншлюса и растворения Беларуси», ‒ отмечает Михаил Гончар.

Азербайджан:

«С Азербайджаном у Беларуси ‒ своеобразная дружба. Мы знаем, что Баку не раз приходил Минску на помощь: не только с нефтью, но и с предоставлением кредитов Лукашенко. А Беларусь ‒ помогала Азербайджану поставкой своих реактивных систем залпового огня «Полонез». Это даже вызвало недовольство Армении, являющейся союзницей Беларуси и России по организации коллективной безопасности ОДКБ. Ведь в Армению (имеющую конфликт с Азербайджаном ‒ ред.) белорусские реактивные системы не поставляются. Итак, нынешнее партнерство между Азербайджаном и Беларусью имеет еще и военно-техническое измерение».

Украина:

Все эти страны демонстрируют, что на России свет клином не сошелся

Михаил Гончар

«Этот треугольник, сформировавшийся благодаря поставкам нефти, тем и интересен, что при определенных обстоятельствах три страны (Украина, Беларусь и Азербайджан), чья внешняя политика существенно отличается, находят общие платформы для сотрудничества. Азербайджану также интересны новые рынки сбыта из-за мирового нефтяного обвала, и он может поставлять свою нефть и в Украину, и через нее транзитом в другие страны. Беларусь ‒ может использовать украинские нефтяные магистрали. И все эти страны демонстрируют, что на России свет клином не сошелся. Кроме того, Минск может при необходимости поставлять реактивные системы «Полонез» не только в Азербайджан, но и в Украину», ‒ предполагает эксперт.

Он вспоминает и о том, что Беларусь является основным импортером автомобильного топлива и других нефтепродуктов в Украину, следовательно, для Украины лучше, когда белорусские производители не имеют полной зависимости от нефти из России.

«В этом контексте важно, чтобы белорусские нефтепродукты в большей степени производились не из российского сырья, а были диверсифицированы по происхождению сырой нефти. А украинский рынок всегда был привлекательным. К тому же, Мозырский НПЗ расположен близко к украинской границе, что делает очень удобным плечо доставки», ‒ отмечает Михаил Гончар.

Грузия:

«Грузия в этом случае играет транзитную роль. И она заинтересована в том, чтобы ее транзитный потенциал был использован, и ее нефтепровод был максимально загружен. Нет ни одного противоречия в том, что Грузия ‒ в этом альянсе. Формат ГУАМ (геополитическая группа «Грузия-Украина-Азербайджан-Молдова» ‒ ред.) получает дополнительную букву «Б». Молдова полностью не выпадает из этого формата. Но она не имеет нефтеперерабатывающих заводов. И в то время, когда Молдова все больше склоняется в сторону России, видим, что «свято место пусто не бывает».

Эксперты: Беларусь ‒ торгуется с Россией. Украина способна на большее

Эксперт Института энергетических стратегий Юрий Корольчук признает в беседе с Радіо Свобода, что, по его мнению, сейчас речь идет не о новом стратегическом альянсе, а о текущей деловой выгоде.

Велика опасность того, что Беларусь, достигнув компромисса с Россией и экономической выгоды от поставки ее нефти, откажется от «украинского» маршрута

Юрий Корольчук

«Я отнес бы этот транзитный коридор к текущим бизнес-процессам. Какой-то чрезвычайной ситуации я здесь не вижу. Является ли это прорывом? Речь идет не о таких и больших объемах: немного меньше 500 тысяч тонн за полгода. Велика опасность того, что Беларусь, достигнув компромисса с Россией и экономической выгоды от поставки ее нефти, откажется от «украинского» маршрута. А еще здесь нет главного: государства Украина и его интересов. Логично было бы заключить межгосударственное соглашение о конкретных объемах транзита нефти по этому маршруту. Тогда можно было бы говорить и о стратегическом сотрудничестве, и о появлении мощного транзитного коридора. Здесь нет позиции Украинского государства. Будет ли она ‒ трудно сказать. Если бы, к примеру, Украина сама покупала на мировых рынках нефть, везла ее в Беларусь и взамен получала более дешевые нефтепродукты ‒ мы бы говорили о выгодном для всех сторон межгосударственном проекте. То, что делается сейчас ‒ не идеально, можно сделать значительно лучше», ‒ отмечает Корольчук.

Беларусь время от времени использует альтернативные маршруты энергоносителей для торга с Россией, это признает украинский и белорусский аналитик Игар Тышкевич, эксперт программы «Международная и внутренняя политика» Украинского института будущего.

Лукашенко, боясь роста влияния России, понял, то, о чем давно говорят аналитики: надо выходить на альтернативные рынки

Игар Тышкевич

«Это не первая подобная «нефтяная война», предыдущие заканчивались по одинаковому сценарию: Россия давала Беларуси достаточно большую скидку на нефть, после Россия просто заливала Беларусь нефтью, и ей было просто невыгодно покупать ее у альтернативных поставщиков. Поэтому в этом году Беларусь не выходила ни с кем другим на долгосрочные контакты и на большие объемы. Но интеграционные порывы последних двух лет Россия попыталась усилить неким нефтегазовым шантажом. И обе стороны понимали, что за интеграцию, кроме дешевых энергоносителей, Беларуси ничего не светит. Поэтому Лукашенко, боясь роста влияния России, понял, то, о чем давно говорят аналитики: надо выходить на альтернативные рынки, пусть даже первый год это будет в убыток. И теперь, когда Россия согласилась на белорусские ценовые условия, Беларусь все равно не отказалась от альтернативных поставок. И сейчас есть два направления прихода нефти: азербайджанская, через Черное море и Украину. Кроме того, есть попытки покупать саудовскую нефть, есть договоренности о закупке нефти из Норвегии. Есть также решение о покупке в США, причем первый танкер уже пришел. Посредником на северном направлении выступает польско-американская компания. И если потребуются большие объемы ‒ Польша готова предоставить их через реверс в части нефтепровода «Дружба», ‒ объясняет Игар Тышкевич.

В чем украинский интерес?

Что касается украинского интереса в этой ситуации, то сейчас он является экономическим, но может быть и геополитическим, признает Игар Тышкевич.

«Если нефтепровод Одесса-Броды простаивает, то Украина ежеминутно несет из-за этого убытки. Эта ветвь окупается, если через нее проходит хотя бы 500 тысяч тонн нефти в год. А сейчас речь идет об около миллиона тонн годового транзита в Беларусь, поэтому эти поставки для Украины являются прибыльными. Этому предшествовали переговоры (с Белорусью) об использовании этого нефтепровода для транзита, однако их не афишировали. Ситуация очень интересная: нефть нужна Украине, также в использовании украинских нефтепроводов заинтересованы другие страны, до сих пор пользующиеся российской нефтью. Это мощности компании «Орлен» в Польше и Литве, это Словакия и Венгрия, и, несмотря на определенные логистические трудности, даже Румыния, ‒ перечисляет эксперт. ‒ Что может вырасти из этих поисков альтернативы в будущем? Если заинтересованные государства проведут консультации, образуют консорциум или по крайней мере общую позицию на общем рынке нефти, то для них значительно ниже цены могут быть. И второе: это разрушит российскую монополию на поставки нефти в регионе. Для Беларуси эта монополия уже разрушена», ‒ констатирует эксперт.

В этом контексте Игар Тышкевич видит и существенную проблему. По его наблюдениям, когда Россия начинала нефтяные и газовые войны, Украина и Беларусь действовали не синхронно: одна из стран испытывала давление со стороны России, вторая ‒ выступала в качестве посредника или как обходной маршрут для российских ресурсов.

Если Украина и Беларусь откажутся от такой схемы, если они будут координироваться в поиске альтернативных энергоресурсов, они не только получат экономическую выгоду. В конце концов, они ослабят российскую политику в регионе, ведь она в значительной степени основывается на нефтегазовом шантаже, предлагает эксперт.

Евгений Солонина

Радіо Свобода

Предыдущая новость:

Уволенный глава Севнаследия удачно трудоустроился в Херсонесе


Похожие новости


Темы

Cтатьи

11:10 - 17.12.2023
Эксперты рассказали, сможет ли Черноморский флот РФ вернуть господство на море
09:10 - 11.12.2023
В Севастополе пытаются создать новый российский беспилотник
09:14 - 01.12.2023
Крымчане остаются без мобильной связи и спутниковой навигации: кто глушит эти сигналы на полуострове
09:54 - 27.10.2023
Военный призыв в Крыму. Можно ли крымчанам избежать службы в российской армии?
09:06 - 13.10.2023
Недвижимость под ударом: в Крыму снижается стоимость жилья и его аренды
18:30 - 10.10.2023
«Такого не было даже при Сталине». В Крыму преследуют за украинские песни
10:09 - 16.09.2023
«Страшилки» и реальность. Кого в Крыму ждет наказание за коллаборационизм?
18:42 - 21.08.2023
Усилить флот. Какие корабли Россия может перебросить в Черное море
19:31 - 11.08.2023
Сельское хозяйство Крыма при России: без свиноводства, без молокозаводов и без будущего
19:45 - 10.08.2023
Авторитет Черноморского флота под вопросом – политики о роли оперативного объединения в войне
10:08 - 10.08.2023
Чудеса экономики по-российски: виноделие в Севастополе стало убыточным
09:42 - 28.07.2023
Камуфляж кораблей Черноморского флота России: попытка спасти их от украинских дронов?
09:34 - 27.07.2023
Вертолетная угроза исходит из Крыма, свидетельствуют спутниковые снимки
19:20 - 13.07.2023
Крымская «буханка» с электрическим мотором
12:45 - 04.07.2023
Избирательное правосудие в Крыму: чиновникам – условные сроки, проукраинским гражданам – реальные
17:27 - 28.05.2023
Деколонизация топонимии. Эксперты рассказали, каким названиям не место на карте Крыма
14:51 - 19.05.2023
Окопы на пляжах и «замки из песка» курортных проектов в Крыму
10:32 - 11.05.2023
Война и спорт – понятия несовместимые: в Севастополе остановилось строительство спорткомплекса и ледового дворца
20:15 - 03.05.2023
Цель №1: чем Украина может ударить по Керченскому мосту
21:45 - 02.05.2023
Мусорная канитель: за девять лет в Севастополе так и не начали строить мусороперерабатывающий завод
11:07 - 22.04.2023
Не суждено построить: обещанные Севастополю мегапроекты практически заморожены
16:59 - 01.04.2023
«Z-безумие и ура-патриотизм» – активисты о ситуации в крымских школах
10:10 - 30.03.2023
«Как будто мы люди второго сорта». Почему крымчан не всегда пускают в Грузию
09:53 - 22.03.2023
Военные заводы – на продажу. Какие предприятия в Феодосии пускают с молотка
19:47 - 14.03.2023
Миллиарды на долгоиграющие проекты: что российские власти хотят построить в Севастополе
10:19 - 11.03.2023
Пять стадий неправды. Как Путин рассказывал о российском захвате Крыма
10:27 - 03.03.2023
«При очередном сильном землетрясении Ялта сложится как карточный домик» – эксперты о сейсмоустойчивости крымских новостроек
18:02 - 22.02.2023
Как Севастополь остался без новых пассажирских катеров из-за «геополитической ситуации»
11:48 - 22.02.2023
Письма крымчан: Чего добился Путин в Крыму?
11:04 - 17.02.2023
Крым, война и «культурно-историческая» экспансия Кремля на Украину

Другие статьи