Важные новости
Ход конем: Украина, Беларусь, Азербайджан и Грузия выстроили маршрут поставки нефти в обход России
07.07.2020 / Категория: Экономика
Украина помогла Беларуси выстроить маршрут поставки нефти в обход России. «Черное золото» из Азербайджана везут танкерами в украинские порты, а дальше оно движется по украинским нефтепроводам до белорусской границы. Часть экспертов видит в этом контуры будущего регионального альянса для противодействия энергетическим воздействиям России. Однако есть и те, кто считает, что речь идет об обычных бизнес-процессах, где Украина, к тому же, не играет той активной роли, которую могла бы. Радіо Свобода собрало основные факты и экспертные точки зрения о нефтяном транзитном коридоре в обход России.
В последние дни июня в черноморском нефтяном терминале «Южный» начали разгружать танкер с 85 тысячами тонн нефти сорта Azeri Light, дальше она проследует по украинским нефтепроводам в Беларусь. Это уже пятое судно с начала года, поставляющее нефть по этому маршруту на заказ зарегистрированной в Великобритании компании BNK (UK) Limited, которая является дочерней компанией ЗАО «Белорусская нефтяная компания».
Дальнейший маршрут азербайджанской нефти будет пролегать по нефтепроводу Одесса-Броды, а затем ‒ реверсом по одной из ветвей нефтепровода «Дружба» до Мозырского НПЗ в Беларуси. Об этом сообщает украинская компания «Укртранснафта», обеспечивающая украинскую часть этого транзитного пути.
Традиционно одним из основных поставщиков нефти для белорусских нефтеперерабатывающих комплексов является Россия, однако в последнее время Минск выстраивает альтернативные экономические и транспортные цепочки, чтобы уменьшить свою зависимость от восточного соседа.
Основные факты о нефтяном маршруте в обход России
Поставки нефти в Беларусь через украинские порты и нефтепроводы ‒ не новая идея: ее время от времени применяли и ранее, в частности ‒ в 2010 году.
Фактически нефтяной «коридор» в обход России включает в себя четыре страны: Азербайджан (добытчик нефти), Грузию и Украину (предоставляют свои нефтепроводы и портовые терминалы) и Беларусь (покупатель нефти). В украинские порты нефть направляется с востока на запад, после перегрузки ‒ с юга на север. На карте эта траектория напоминает «ход конем» в шахматах.
В общем Беларусь импортирует около 12 миллионов тонн нефти в год, и за последние полгода по украинскому маршруту она получила 435 тысяч тонн ‒ около 8% от своих потребностей за этот период.
Основным потребителем нефти в Беларуси является ее нефтеперерабатывающая отрасль, производящая из нее нефтепродукты, в частности ‒ автомобильное топливо.
Украина потребляет около 10 миллионов тонн светлых нефтепродуктов в год, и самым крупным их поставщиком является соседняя Беларусь, импортирующая в Украину 4,5 миллиона тонн: в основном это бензин и дизтопливо.
Вторым по объему импортером на украинском рынке является Россия.
Удешевление нефти на мировых рынках привело и к снижению себестоимости автомобильного топлива; также у нефтепереработчиков добавилось возможностей для поиска новых источников и маршрутов поставок сырья.
Украина, Беларусь, Грузия и Азербайджан обошли Россию на рынке нефти. На очереди ‒ рынок вооружений?
Весеннее глубокое падение мировых цен на нефть оказалось болезненным для России ‒ крупнейшего нефтегазового игрока в регионе. Эта ситуация повлияла на доходы и стоимость акций российских нефтегазовых гигантов, и даже на российский бюджет.
На этом фоне традиционные покупатели российской нефти начали переориентироваться на других поставщиков. Среди них ‒ и Беларусь, сделавшая это при содействии Украины, Азербайджана и Грузии.
Насколько длительным окажется текущий транзитный альянс четырех стран, и какие последствия будет иметь для региона нефтяной транзитный коридор в обход России? И насколько большие преимущества, кроме платы за транзит, получает (может получить) от этого конкретно Украина?
Оценки экспертов здесь варьируются от сдержанного оптимизма до умеренного пессимизма.
В частности, президент Центра глобалистики «Стратегия ХХI» Михаил Гончар признает, что инициатором транзитного коридора для нероссийской нефти является ее конечный покупатель ‒ Беларусь. Но сейчас этот маршрут, ситуативно использованный и ранее, стал одним из элементов системной кооперации стран Восточной Европы для противодействия российскому энергетическому воздействию, объясняет Михаил Гончар в комментарии Радіо Свобода.
«Сейчас мы наблюдаем проявления не просто дискриминационной политики России в отношении Беларуси и использования Москвой энергетического рычага влияния на Минск ‒ мы видим увеличение агрессии России в отношении своего ближайшего союзника. На этом фоне белорусское руководство прибегло к реанимации наработанной (транзитной) схемы и даже расширило свои возможности относительно того, где брать нефть. Сейчас в Минске отрабатывают одновременно несколько вариантов обеспечения своих нефтеперерабатывающих заводов альтернативой российской поставке», ‒ объясняет Михаил Гончар замысел белорусской стороны.
Он говорит, по меньшей мере, о двух альтернативных маршрутах, выстроенных Беларусью для импорта нефти.
-
«Черноморский»: получение нефти через черноморские порты Украины с последующим транзитом через нефтепроводы Украины до Мозырского НПЗ. В 2020 году уже прибыло 5 танкеров.
-
«Балтийский»: поставка через литовский порт Клайпеда на Балтийском море нефти из Норвегии и США. В 2020 году прибыл первый тестовый танкер.
Каждая из четырех стран, задействованных в «черноморском» нефтяном коридоре в обход России, может использовать его для дальнейшей реализации своих стратегических интересов, считает Михаил Гончар.
Беларусь:
Беларусь смотрела в сторону России и не видела ситуации вокруг, пока не припекло
Михаил Гончар
«Сейчас нельзя сказать, является ли это началом долгосрочного стратегического мышления Минска, с целью добиться независимости от России, или это попытка выбить тактические уступки у Москвы. По объемам ‒ они готовы просто залить Беларусь нефтью. Однако без ценовых уступок: ведь цена на нефть уже упала, и российские компании уже недополучают доходы. Поэтому ситуация всячески склоняет Минск к тому, чтобы в конце концов к завершению эры Александра Лукашенко были реализованы те решения, которые назрели еще четверть века назад, когда он только стал президентом. Пусть временно и конъюнктурно. Но Беларусь проявляет интерес к этому Каспийско-Черноморско-Балтийскому транзитному коридору, о чем давно шла речь: без Беларуси такие форматы будут неполноценными. Но Беларусь смотрела в сторону России и не видела ситуации вокруг, пока не припекло. Имею в виду неистовое экономическое и политическое давление России с целью добиться аншлюса и растворения Беларуси», ‒ отмечает Михаил Гончар.
Азербайджан:
«С Азербайджаном у Беларуси ‒ своеобразная дружба. Мы знаем, что Баку не раз приходил Минску на помощь: не только с нефтью, но и с предоставлением кредитов Лукашенко. А Беларусь ‒ помогала Азербайджану поставкой своих реактивных систем залпового огня «Полонез». Это даже вызвало недовольство Армении, являющейся союзницей Беларуси и России по организации коллективной безопасности ОДКБ. Ведь в Армению (имеющую конфликт с Азербайджаном ‒ ред.) белорусские реактивные системы не поставляются. Итак, нынешнее партнерство между Азербайджаном и Беларусью имеет еще и военно-техническое измерение».
Украина:
Все эти страны демонстрируют, что на России свет клином не сошелся
Михаил Гончар
«Этот треугольник, сформировавшийся благодаря поставкам нефти, тем и интересен, что при определенных обстоятельствах три страны (Украина, Беларусь и Азербайджан), чья внешняя политика существенно отличается, находят общие платформы для сотрудничества. Азербайджану также интересны новые рынки сбыта из-за мирового нефтяного обвала, и он может поставлять свою нефть и в Украину, и через нее транзитом в другие страны. Беларусь ‒ может использовать украинские нефтяные магистрали. И все эти страны демонстрируют, что на России свет клином не сошелся. Кроме того, Минск может при необходимости поставлять реактивные системы «Полонез» не только в Азербайджан, но и в Украину», ‒ предполагает эксперт.
Он вспоминает и о том, что Беларусь является основным импортером автомобильного топлива и других нефтепродуктов в Украину, следовательно, для Украины лучше, когда белорусские производители не имеют полной зависимости от нефти из России.
«В этом контексте важно, чтобы белорусские нефтепродукты в большей степени производились не из российского сырья, а были диверсифицированы по происхождению сырой нефти. А украинский рынок всегда был привлекательным. К тому же, Мозырский НПЗ расположен близко к украинской границе, что делает очень удобным плечо доставки», ‒ отмечает Михаил Гончар.
Грузия:
«Грузия в этом случае играет транзитную роль. И она заинтересована в том, чтобы ее транзитный потенциал был использован, и ее нефтепровод был максимально загружен. Нет ни одного противоречия в том, что Грузия ‒ в этом альянсе. Формат ГУАМ (геополитическая группа «Грузия-Украина-Азербайджан-Молдова» ‒ ред.) получает дополнительную букву «Б». Молдова полностью не выпадает из этого формата. Но она не имеет нефтеперерабатывающих заводов. И в то время, когда Молдова все больше склоняется в сторону России, видим, что «свято место пусто не бывает».
Эксперты: Беларусь ‒ торгуется с Россией. Украина способна на большее
Эксперт Института энергетических стратегий Юрий Корольчук признает в беседе с Радіо Свобода, что, по его мнению, сейчас речь идет не о новом стратегическом альянсе, а о текущей деловой выгоде.
Велика опасность того, что Беларусь, достигнув компромисса с Россией и экономической выгоды от поставки ее нефти, откажется от «украинского» маршрута
Юрий Корольчук
«Я отнес бы этот транзитный коридор к текущим бизнес-процессам. Какой-то чрезвычайной ситуации я здесь не вижу. Является ли это прорывом? Речь идет не о таких и больших объемах: немного меньше 500 тысяч тонн за полгода. Велика опасность того, что Беларусь, достигнув компромисса с Россией и экономической выгоды от поставки ее нефти, откажется от «украинского» маршрута. А еще здесь нет главного: государства Украина и его интересов. Логично было бы заключить межгосударственное соглашение о конкретных объемах транзита нефти по этому маршруту. Тогда можно было бы говорить и о стратегическом сотрудничестве, и о появлении мощного транзитного коридора. Здесь нет позиции Украинского государства. Будет ли она ‒ трудно сказать. Если бы, к примеру, Украина сама покупала на мировых рынках нефть, везла ее в Беларусь и взамен получала более дешевые нефтепродукты ‒ мы бы говорили о выгодном для всех сторон межгосударственном проекте. То, что делается сейчас ‒ не идеально, можно сделать значительно лучше», ‒ отмечает Корольчук.
Беларусь время от времени использует альтернативные маршруты энергоносителей для торга с Россией, это признает украинский и белорусский аналитик Игар Тышкевич, эксперт программы «Международная и внутренняя политика» Украинского института будущего.
Лукашенко, боясь роста влияния России, понял, то, о чем давно говорят аналитики: надо выходить на альтернативные рынки
Игар Тышкевич
«Это не первая подобная «нефтяная война», предыдущие заканчивались по одинаковому сценарию: Россия давала Беларуси достаточно большую скидку на нефть, после Россия просто заливала Беларусь нефтью, и ей было просто невыгодно покупать ее у альтернативных поставщиков. Поэтому в этом году Беларусь не выходила ни с кем другим на долгосрочные контакты и на большие объемы. Но интеграционные порывы последних двух лет Россия попыталась усилить неким нефтегазовым шантажом. И обе стороны понимали, что за интеграцию, кроме дешевых энергоносителей, Беларуси ничего не светит. Поэтому Лукашенко, боясь роста влияния России, понял, то, о чем давно говорят аналитики: надо выходить на альтернативные рынки, пусть даже первый год это будет в убыток. И теперь, когда Россия согласилась на белорусские ценовые условия, Беларусь все равно не отказалась от альтернативных поставок. И сейчас есть два направления прихода нефти: азербайджанская, через Черное море и Украину. Кроме того, есть попытки покупать саудовскую нефть, есть договоренности о закупке нефти из Норвегии. Есть также решение о покупке в США, причем первый танкер уже пришел. Посредником на северном направлении выступает польско-американская компания. И если потребуются большие объемы ‒ Польша готова предоставить их через реверс в части нефтепровода «Дружба», ‒ объясняет Игар Тышкевич.
В чем украинский интерес?
Что касается украинского интереса в этой ситуации, то сейчас он является экономическим, но может быть и геополитическим, признает Игар Тышкевич.
«Если нефтепровод Одесса-Броды простаивает, то Украина ежеминутно несет из-за этого убытки. Эта ветвь окупается, если через нее проходит хотя бы 500 тысяч тонн нефти в год. А сейчас речь идет об около миллиона тонн годового транзита в Беларусь, поэтому эти поставки для Украины являются прибыльными. Этому предшествовали переговоры (с Белорусью) об использовании этого нефтепровода для транзита, однако их не афишировали. Ситуация очень интересная: нефть нужна Украине, также в использовании украинских нефтепроводов заинтересованы другие страны, до сих пор пользующиеся российской нефтью. Это мощности компании «Орлен» в Польше и Литве, это Словакия и Венгрия, и, несмотря на определенные логистические трудности, даже Румыния, ‒ перечисляет эксперт. ‒ Что может вырасти из этих поисков альтернативы в будущем? Если заинтересованные государства проведут консультации, образуют консорциум или по крайней мере общую позицию на общем рынке нефти, то для них значительно ниже цены могут быть. И второе: это разрушит российскую монополию на поставки нефти в регионе. Для Беларуси эта монополия уже разрушена», ‒ констатирует эксперт.
В этом контексте Игар Тышкевич видит и существенную проблему. По его наблюдениям, когда Россия начинала нефтяные и газовые войны, Украина и Беларусь действовали не синхронно: одна из стран испытывала давление со стороны России, вторая ‒ выступала в качестве посредника или как обходной маршрут для российских ресурсов.
Если Украина и Беларусь откажутся от такой схемы, если они будут координироваться в поиске альтернативных энергоресурсов, они не только получат экономическую выгоду. В конце концов, они ослабят российскую политику в регионе, ведь она в значительной степени основывается на нефтегазовом шантаже, предлагает эксперт.
Евгений Солонина
Радіо Свобода
Предыдущая новость:
Уволенный глава Севнаследия удачно трудоустроился в Херсонесе