Важные новости
«Новая игрушка российских олигархов». Кому достанется крымская «Массандра»?
22.06.2020 / Категория: Экономика / Тема: Полный абзац!
Стоимость приватизируемой «Массандры» занизили в 900 раз.
Власть Крыма внесла знаменитую «Массандру» в перечень объектов, которые в этом году подготовят к приватизации. Украинский бренд, похоже, готовят под российских олигархов. Цена явно занижена, считает бывший директор «Массандры». Кто претендует на винодельческий комбинат, который вошел в Книгу рекордов Гиннеса? И почему 4 тысячи гектаров виноградников в Крыму могут отдать российскому бизнесу?
В план приватизации 2020 года «Массандру» внес парламент Крыма. Пресс-служба парламента написала об этом максимально коротко.
«По решению народных избранников для приватизации в текущем году будет подготовлено имущество ГУП РК Производственно-аграрное объединение «Массандра».
Самый большой винодельческий комплекс Крыма оценили в 627 миллионов ‒ это, примерно, 9 миллионов долларов. Цена максимально занижена, считает бывший гендиректор «Массандры» Николай Бойко. Он возглавлял предприятие 29 лет, в 2015-м вынужденно покинул Крым, занялся виноделием на материковой Украине.
В 2000-х годах виноградники «Массандры» были оценены в 6,3 миллиарда евро
Николай Бойко
«Если мы возьмем сегодня без малого 4 тысячи гектаров виноградников ‒ это 400 тысяч соток. А сотка в Крыму стоила и 10 тысяч долларов, и 20, и 25, и 50. Поэтому цифры, которые там крутятся ‒ это цифры совершенно другого порядка. Это было в 2000-х годах и там специалисты Рескомзема Крыма оценивали стоимость земли в Крыму. И тогда виноградники «Массандры» были оценены в 6,3 миллиарда евро. Это не оборудованное, не обустроенное».
Определить стоимость «Массандры» невозможно. Это все равно, что мировой музей оценивать, говорит сомелье Дмитрий Сидоренко.
«Это ценность, которую невозможно оценить какими-то деньгами. Все-таки, она имеет очень большое мировое значение. Как Эрмитаж, или историческое наследие, пирамиды Хеопса».
Дмитрий Сидоренко
Сейчас крымская «Массандра» ‒ это 9 отдельных винодельческих хозяйств на южном побережье полуострова, 4 тысячи гектаров виноградников ‒ это больше площади города Борисполь, и 6 тысяч рабочих мест. Но главное сокровище «Массандры» в ее подвалах, считает генеральный директор «Укрвинпрома» Владимир Кучеренко.
«Массандровский подвал ‒ энотека (коллекция вин, хранилище для вин, разлитых в бутылки ‒ КР) ‒ является достоянием Книги рекордов Гиннеса, в которой находится более 1 миллиона бутылок. Только массандровские вина продавались на аукционах Сотбис. Это порядка 250 золотых медалей, 6 гран-при, кубков».
В 2015-м в подвалы «Массандры» спускались Владимир Путин и экс-премьер-министр Италии Сильвио Берлускони. Политики распили коллекционную бутылку Херес-де-ла-Фронтера. Вину 245 лет, его приблизительная стоимость ‒ 100 тысяч долларов за бутылку. Руководство «Массандры» списало выпитый раритет за 44 рубля 17 копеек и это указали в накладной. Документ опубликовал «Центр журналистских расследований».
Кому достанется «Массандра»?
Кому достанется бесценна винная коллекция и уникальные виноградники пока неизвестно. Российские журналисты называют фамилии бизнес-омбудсмена России Бориса Титова, экс-министра сельского хозяйства России Александра Ткачева и президента «Сбербанка» России Германа Грефа. Именно его российские и крымские СМИ считают фаворитом на украинскую «Массандру».
В пресс-службе «Сбербанка» нам не подтвердили, но и не опровергли заинтересованность в приватизации «Массандры». Получили вот такой ответ на запрос Крым.Реалии: «Мы воздержимся от комментариев».
Это фактически, как Мону Лизу иметь у себя дома
Евгения Горюнова
Кому именно из русских достанется «Массандра» неважно, убеждена политолог из Крыма Евгения Горюнова. Она считает, что украинская винодельня станет престижной игрушкой в руках олигархов.
«Вы знаете, как это будет престижно для данного человека. Это фактически, я не знаю... как Мону Лизу иметь у себя дома. То есть, это престиж, это человек может похвастаться: вот приедет к нему Путин, а он ему раз и бутылочку коллекционного вина».
Власть Крыма отобрала украинскую «Массандру» сразу после аннексии. С 2014-го винодельня находится под санкциями ЕС, а с 2015-го ‒ и под санкционными ограничениями США. Продавать свою продукцию в Европу «Массандра» не может, участвовать в престижных международных конкурсах ‒ тоже. Вина «Массандры» теряют в качестве. Об этом Николаю Бойко рассказал его друг, врач из Крыма. Сам экс-гендиректор уверяет, что принципиально не пил «Массандры» с 2015 года.
«Когда-то, после тяжелого рабочего дня, что-то было с операциями связано, решил расслабиться немножко, взял пару-тройку бутылок «Массандры», вылил в канализацию и сказал, что я меняю свои взгляды на качество и продукцию «Массандры» и пить ее не буду. И таких, как я, много, но у меня нет возможности апеллировать личными категориями, я не пробую эти вина принципиально».
Современное руководство «Массандры» хвастается поставками в Китай ‒ страну, где вино ‒ непопулярный напиток. Гендиректор Янина Павленко сообщила, что Китай сделал заявку на первую партию после коронавируса. Еще одна гордость завода ‒ выпуск лимитированной серии к 75-летию победы во Второй мировой войне со Сталиным на этикетке.
После аннексии Крыма «Массандра» увеличила объемы производства сухого вина. Это мировой тренд, говорят виноделы. Но есть и другая причина, убежден Николай Бойко.
«Не все могут позволить и по ментальности, и по пониманию, и по экономике держать виноград в таком вот состоянии ‒ 29-30 процентов сахара ‒ и из него делать эти шедевры типа муската белого «Красного Камня». Зачем? Мы же можем до 20 процентов держать, сделать сухое вино, продать его и вот так вот намного быстрее все сделать».
Что осталось в знаменитых подвалах ‒ неизвестно. В 2015-м «Массандра» провела распродажу уникальных коллекционных вин. Раритеты могли вывезти в Россию, предполагает сомелье Дмитрий Сидоренко.
Гитлеровцы не тронули, ну что не взяли гитлеровцы, возьмут российские оккупанты
Евгения Горюнова
Российская приватизация ‒ это смерть для украинской «Массандры», считает Евгения Горюнова. Она заметила как винкомбинат деградирует после 2014.
«Гитлеровцы не тронули, ну что не взяли гитлеровцы, возьмут российские оккупанты. В такие тяжелые годы горбачевского «сухого закона» «Массандра» выжила, в 90-ые годы «Массандра» выжила. Вот пришли русские и от «Массандры» ничего не осталось».
«Массандра» была желанной для бизнесменов всегда, и до аннексии тоже», ‒ рассказывает ее бывший гендиректор Николай Бойко.
«Это было при всех, практически, президентах, при которых мы жили. Но ни один из них не дал отмашку, чтобы идти по этому пути. Были чиновники достаточно высокие, которые и в Крыму, и в Киеве выходили с этим предложениями на Ющенко и Кучму, но те отмахивались от этого. Аргументы, которые выдвигали перед Леонид Даниловичем: дайте нам 46 гектаров виноградников и мы построим здесь Монте-Карло. Здесь будут семизвездочные отели, здесь будут игры, здесь будет все, мы озолотим Украину! Но он не пошел на это дело».
В 2009 году президент Виктор Ющенко, чтобы сохранить целостность уникального имущественного комплекса, предоставил национальный статус «Массандре». Предприятие перешло в стопроцентную собственность государства. После аннексии Крыма «Массандру» передали Управлению делами президента России. В прошлом году Дмитрий Медведев своим указом перевел винодельню в собственность Республики Крым. Теперь, похоже, следующий шаг ‒ продажа «Массандры».
Дмитрий Евчин
Крым.Реалии
Предыдущая новость:
Правительство Севастополя сообщило праздничную программу на среду, 24 июня