Важные новости
Игра в «танчики»: зачем Севастополю еще один Т-34 чехословацкого производства
16.05.2020 / Категория: Политика
На днях близкое к российским властям Крыма информагентство «Крыминформ» сообщило, что президент России Владимир Путин поручил рассмотреть возможность передачи в Севастополь одного из возвращенных России танков Т-34. Об этом сказано также в опубликованном на сайте Кремля списке поручений, данных по итогам встречи с общественниками Крыма и Севастополя: «Рассмотреть возможность передачи Севастополю одного из танков Т-34, возвращенных в Российскую Федерацию Лаосской Народно-Демократической Республикой». Поручение дано Министерству обороны России. Ответственный – глава российского военного ведомства Сергей Шойгу. Срок исполнения поручения – до 1 июня текущего года.
Танк Т-34, переданный России Лаосом, в Наро-Фоминске, Россия, 20 января 2019 года
Речь идет о переданных России в январе 2019 года исправных танках Т-34. Всего Лаос передал 30 единиц техники. Во время встречи с общественностью член Общероссийского народного фронта из Севастополя Виктория Кашлякова предложила Путину передать танки городам-героям для использования в качестве музейных экспонатов и участия в парадах на День победы. «Безусловно, Т-34 – один из наиболее известных, знаковых и ярких символов победы в Великой Отечественной войне, – ответил тогда Путин. – Замечательная идея, попробуем ее реализовать. Спасибо вам за эту мысль».
Нормальному человеку ход мыслей Виктории Кашляковой трудно понять, несмотря даже на российскую привычку бряцать гусеницами не только 9 мая, но и в другие дни. Техника военных лет и так регулярно участвует в параде Победы в Севастополе. В прошлом году в параде участвовали пусковая установка БМ-13 «Катюша», танки Т-34 и ИС-2, а также самоходная артиллерийская установка СУ-76. Ну вот теперь Севастополь получит еще один Т-34, и теперь на парадах будет идти не один, а два таких танка. Велика ли разница? И какую пользу от этого будет иметь Виктория Кашлякова?
С другой стороны, Лаос вернул России 30 танков еще в январе 2019 года, то есть больше года назад, а эта севастопольская женщина все ходила и думала: вот хорошо бы один из них заполучить в наш город? Не верю. Конечно, вопрос главе Севастопольского ОНФ подсказали более сведущие люди. А все почему? Да потому, что Шойгу неизвестно зачем выпросил у Лаоса 30 старых танков, а они в России оказались и совсем ненужными, вот и искали целый год, куда же их пристроить. Тем более, что, как сообщало ВВС, танки оказались не советского, а чехословацкого производства и совсем не военного времени. Следовательно, выражение «Т-34 вернулись на родину» довольно относительно, поскольку родина их где-то в цехах чешского завода.
Танки Т-34, переданные России Лаосом, на железнодорожной станции в Чите, Россия, 13 января 2019 года
Т-34, конечно, машина легендарная. Ее история уже писана-переписана, о Михаиле Кошкине, которого называют «отцом Т-34», сняты уже и фильмы. Тем не менее история создания танка на харьковском заводе остается наполовину секретной. Об этом не рассказывают на парадах.
Михаил Кошкин, НКВД и Харьков
В декабре 1936 года в жизни Михаила Кошкина случился новый крутой поворот – его отправляют в Харьков в качестве начальника танкового КБ завода №183. Назначение произошло при трагических обстоятельствах. Прежний глава КБ Афанасий Фирсов и ряд других конструкторов попали под дело о вредительстве после того, как выпускаемые заводом танки БТ-7 стали массово выходить из строя. Фирсов успел передать дела Кошкину. Осенью 1937 года Автобронетанковое управление РККА выдало задание Харьковскому заводу на разработку нового колесно-гусеничного танка. И теперь уже под обвинение во вредительстве попал конструктор Адольф Дик, который разработал проект танка под названием А-20, но не уложился в срок. ОКБ было расформировано, вскоре был арестован и начальник АБТУ Г. Бокис.
Биографы отмечают, что Михаил Кошкин опирался на работы и Фирсова, и Дика, и на весь мировой опыт танкостроения. И его спасло только то, что новый танк, переименованный в А-32, понравился Сталину. Но работа над конструкцией гусеничного Т-34 требовала объединения усилий. В декабре 1938 года три танковых КБ по инициативе Кошкина были объединены в единый отдел под шифром «520».
Михаил Кошкин был настоящим подвижником своего дела. Чтобы доказать маневренность и ходовые качества своего танка Т-34, он организовал переброску двух машин из Харькова в Москву и обратно не поездами, а своим ходом. Часто сам садился за рычаги, ремонтировал машины при поломках. И поэтому простуда и переутомление привели к заболеванию пневмонией. Но танку требовалась масса доработок, оставить работу он не мог ни на минуту. Заболевание обострилось, и врачи удалили конструктору одно легкое. Но реабилитацию в заводском санатории «Занки» под Харьковом закончить ему не удалось. Он скончался 26 сентября 1940 года. Похоронен Кошкин в Харькове на Первом городском кладбище. До сегодняшнего дня могила не сохранилась. Версий ее утери есть несколько, но все они не очень авторитетные, поэтому история так и осталась окутана тайной. Тем более, что танк сопровождает и еще одна тайна.
При жизни Михаил Кошкин был награжден только орденом Красной Звезды, а уже посмертно за создание Т-34 он награжден Сталинской премией в 1942 году, а уже в 1990-м ему присвоено звание Герой социалистического труда.
Наладить массовое производство танков Т-34 СССР даже в начале войны не мог, и оно довольно сильно опоздало. А причина в том, что в СССР был только один станок, на котором можно было изготовить погон башни, это такая большая круглая шестерня, на которой башня установлена и вращается по ее зубцах. Кроме того, металл для ствола пушки был не сильно качественный, он быстро выходил из строя, да и изготовление его пушек было медленным потому, что не хватало станков, на которых вдоль ствола можно было просверлить отверстие для хода снаряда. И массовое производство танков уже в Нижнем Тагиле было налажено только тогда, когда США по Ленд-лизу поставил станки для изготовлений погона башни, присадки для выплавки стойкого пушечного металла и станки для сверления стволов.
Т-34 с 76-миллиметровой пушкой был основным танком до 1944 года, потом на вооружение СССР поступила модификация Т-34-85 с 85-миллиметровой пушкой. После Второй мировой войны танки Т-34 принимали участие в Корейской войне 1950-1953 годов. Т-34 также использовал Египет во время Суэцкого кризиса 1956 года в арабо-израильском конфликте. Его использовали также в гражданской войне в Югославии в 1990-х годах. В СССР в период с 1940-го по 1946 год было выпущено более 58 тысяч Т-34, но действующих образцов сейчас осталось очень мало.
Год назад главный редактор журнала «Арсенал Отечества», полковник запаса и бывший командир танкового батальона Виктор Мураховский рассказал BBC, что уже не осталось стран, у которых Т-34 состоял бы на вооружении, что специалисты по исторической бронетехнике установили, что это танк не советского производства, а чехословацкого, уже после войны.
Кроме того, Минобороны России сообщало, что танки переданы России в дар, то есть безвозмездно, хотя это гадание на кофейной гуще. Дело в том, что в 2003 году Россия списала Лаосу почти 70% долга (700 млн долларов). Остальную часть (380 млн) Лаос должен выплатить в течение 33 лет. Поэтому ходят версии, что Лаос мог отдать России старую бронетехнику в счет этого долга, рассказывал Мураховский. Другие эксперты считают, что такая сделка маловероятна из-за низкой цены этих танков. Все 30 машин могли стоить не более 1 миллиона долларов, что на фоне всего долга сущий мизер. Фактически это цена металла. Тем более, если учесть, что в декабре 2018 года Россия поставляла в Лаос партию модернизированных Т-72Б1.
Чисто российский гешефт: отправили партию модернизированных и самых современных Т-72Б1, а забрали партию старых Т-34.
Один из редакторов журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков год назад рассказал, что «Т-34 произвели несколько десятков тысяч, потом пошли другие – Т-54, Т-62… А Т-34 после войны были замечены на Кубе, во Вьетнаме, в арабских странах. То есть Советский Союз эти танки фактически раздарил различным государствам, ориентированным на коммунизм. И они на этих танках успешно защищали либо осуществляли революцию».
Это примерно так, как свою «революцию» в Донецке на российских танках «защищают» российские наемники и выучившиеся на танкистов «шахтеры». Во множестве репортажей на кадрах (например, в этом и в этом) то и дело попадаются заснятые на украинской земле российские танки, теперь уже Т-72 Б3. Несколько таких машин уже были захвачены украинскими военными и служат доказательством российской агрессии в Украине.
По данным на то время начальника Генерального штаба ВСУ Виктора Муженко, еще в 2018 году в рядах боевиков ОРДЛО воевали около 32 тысяч российских военных, это первый и второй армейские корпуса, в распоряжении которых находятся больше 700 танков, пушек, артиллерийских систем. Российские бронетанковые подразделения базируются также и в Крыму.
Танки – сильное оружие. Но не только в России. В противовес разрабатываемому Т-14 «Армата» Украина отвечает «Оплотом», а страны НАТО новыми модификациями «Леопардов», «Абрахамсов» и «Леклерков». И все это оружие такой мощности, о которой следует сказать, что лучше бы агрессор не доходил до его применения, иначе «игра в танчики» взрослых парней может закончиться печально.
Но дело в том, что многие, как севастопольская лидер ОНФ, воодушевленные прошлым «патриотизмом», не видят связи между игрой в теперь уже безобидные Т-34 и боевым применением новейших смертоносных машин. И пока одни расставляют по постаментам уже не нужные Т-34, другие выводят из цехов на поле боя машины нового поколения, способные принести большую беду не одной стране. Поэтому вместо того, чтобы возить чешские танки в Россию и играть в «танчики» теперь уже на постаментах, лучше бы спросили у российских танкистов, погибших или захваченных в плен на Донбассе, готовы ли они еще «повторить»? Поэтому лучше позабирать с украинской земли как Т-34, так и Т-72. А что с ними сделать: поставить на кладбищах старой техники, каких полно в России, или перековать на орала – дело хозяйское.
Николай Семена, крымский журналист, обозреватель Крым.Реалии
Предыдущая новость:
Количество приезжающих в Крым увеличилось в разы – Роспотребнадзор