Важные новости
«С молодежью мы работаем очень плотно»: как через «Юнармию» внедряется в Крыму российская идентичность
24.02.2020 / Категория: Политика / Тема: Аналитика
После аннексии Крыма Россией на полуострове активно работают многочисленные «казачьи отряды» и так называемая «Юнармия», которые занимаются патриотическим образованием детей. О том, как патриотические и военно-пропагандистские мероприятия воспринимаются крымскими детьми, какие советы можно дать обеспокоенным родителям, чем украинское патриотическое воспитание отличается от российского и что Украина должна сделать для нейтрализации последствий российской пропаганды, шла речь в эфире Радио Крым.Реалии.
Смотр «Юнармии» в Ялте, 15 марта 2019 года
«Юнармия» – всероссийское детско-юношеское и военно-патриотическое общественное движение, зарегистрированное в июле 2016 года. Юнармейское движение создано по инициативе Минобороны России и поддержано президентом Владимиром Путиным. Оно призвано объединить все учреждения, занимающиеся допризывной подготовкой граждан. ДОСААФ России предоставляет возможность членам новоиспеченного движения обучаться на базе своих объектов.
В Крыму и Севастополе активисты «Юнармии» чаще всего появляются на военно-патриотических мероприятиях. Так, 15 февраля юнармейцы из симферопольских отрядов приняли участие в памятных мероприятиях, посвященных 31-ой годовщине вывода советских войск из Афганистана. Юнармейцы возложили цветы к памятнику воинов-интернационалистов в Симферополе, затем посетили площадь имени Ленина, где была устроена выставка военной техники и современного оружия российской армии.
Вот такой комментарий дал телеканалу «Крым 24» Сергей Тарасов, глава правления общественной организации «ОКСВА – воинов-интернационалистов»: «Основные цели и задачи нашей организации – это патриотическое воспитание молодого и подрастающего поколения. Очень здорово, что молодежь слушает нас, слышит нас и принимает не только непосредственное участие в наших мероприятиях, но и в повседневной жизни мы часто общаемся, проводим уроки мужества, военно-спортивные игры, занятия. С молодежью мы работаем очень плотно».
Как сообщало Минобороны России, 16 февраля в Севастополе более 100 юнармейцев приняли участие в военно-тактической игре «Щит и меч», проведенной на территории строящегося на месте 30-й береговой батареи филиала парка «Патриот». В ходе игры юнармейцы обустроили полевой лагерь, выполнили стрельбы из пневматической винтовки и попробовали свои силы в метании гранаты на дальность и точность. После игры в Доме офицеров Черноморского флота России для школьников был организован концерт «Святое дело – Родине служить» с участием детских творческих коллективов и отдельных исполнителей.
В этот же день в Севастополе была проведена реконструкция боя «Война в Афганистане», в которой, как сообщили его организаторы, было задействовано более 10 единиц боевой техники и 50 человек личного состава Черноморского флота России. После показательного выступления зрителей пригласили на выставку вооружения. «Об участвовавших в этих событиях людях и произошедших тогда бедах мы узнаем благодаря СМИ», – говорит юнармеец в сюжете телеканала «Крым 24». А журналист и автор сюжета продолжает: «Молодежь охотно принимает участие и не скрывает своего восхищения русским оружием, которое по праву считается лучшим в мире».
Детям повсеместно предлагалось пострелять из автомата Калашникова. Интересно, что не только дети, но и сами родители положительно оценивали эти стрельбы: «Все понравилось. Были, может быть, какие-то недочеты, но это внутреннее, никто об этом не знает. Зрители, а я стояла вместе с ними, были в восторге. Для чего это нужно? Для того, чтобы дети знали, что наши солдаты – герои. В школах что-то преподают, но там не хватает патриотического воспитания. И побольше нужно таких мероприятий. У меня здесь участвует муж во всех реконструкторских сражениях и ребенка пытаемся воспитывать так».
Крымский радиослушатель поделился своими воспоминаниями о войне в Афганистане, проводя аналогию с сегодняшней ситуацией на полуострове: «В 1980 году нас отправили «защищать социалистический строй» в Афганистане, я был командиром взвода разведки. Много людей погибло за два с половиной года. Потом я отказался воевать и убивать людей, меня выгнали из армии, чуть в тюрьму не посадили. Сейчас Россия, как и когда-то Советский Союз, учит детей ненавидеть Украину. Украинские дети на оккупированных территориях настраиваются против нас, украинцев. В их головы вкладывается война и только война. Я бы сказал этим детям: не лезьте, куда не нужно. Россия отправляет своих военных только убивать и для этой цели она готовит молодежь». Другой крымский радиослушатель назвал мероприятия «Юнармии» зомбированием и подготовкой нового пушечного мяса для российской армии. Еще один слушатель из Алушты, написал в комментариях, что крымским юнармейцам дают преференции при поступлении в российские вузы.
Патриотические и военно-пропагандистские мероприятия в аннексированном Крыму и их восприятие детьми комментирует глава украинского Центра гражданского просвещения «Альменда» Валентина Потапова.
– Давайте вспомним то время, когда была создана «Юнармия». В 2014 году, после оккупации Крыма, были приняты основные нормативные документы, которые касались формирования российской идентичности у крымской молодежи. России нужно было за очень короткий срок на оккупированной части территории Украины переломить в детском сознании украинскую гражданскую идентичность.
Общеизвестно, что новую идентичность легче сформировать через военные игры и создание образа врага. «Юнармия» – эта та форма, с помощью которой уничтожается украинская идентичность на полуострове и создается российская идентичность. Поэтому легко можно понять, кто назначается врагом во всех этих военно-спортивных играх. Крымская правозащитная группа осуществляла мониторинг языка вражды, сделав вывод, что в Крыму формируется два врага – крымские татары и украинцы. В одних позициях украинцы находятся на первом месте, в других позициях – крымские татары. Когда дети стреляют, они точно знают, кто будет на той стороне. И это страшно, ведь мы имеем дело с частью украинских территорий, детьми украинских граждан.
– Можете ли вы посоветовать, как родителям нужно поступать по отношению к своим детям, как их оберегать от антиукраинской пропаганды на полуострове, культивирования в их сознании войны и образа врага?
– Дело «керченского стрелка» как раз показывает, что происходит с психикой этих детей. Любой ребенок в этой ситуации может «слететь с катушек», взять автомат и уже реально расстреливать своих друзей, одноклассников, однокурсников. Хорошо, что участие в «Юнармии» и «Крымпатриотцентре» (эта еще одна созданная в Крыму организация) – дело добровольное, и родители имеют право не отдавать туда своих детей. Мне кажется, что родителям нужно занимать более принципиальную позицию, когда им будут предлагать, чтобы их дети вступили в эти организации. К сожалению, эти организации не являются добровольными для детей, находящихся в домах-интернатах, для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. И здесь, наверное, нужно этот вопрос поднимать на всевозможных международных площадках.
– Какими могут быть последствия военно-спортивных мероприятий, проводимых «Юнармией» в Крыму, лет через пять, когда подрастут сегодняшние школьники? Приведет ли все это к возрастанию ненависти к Украине?
– Если мы не будем поднимать вопрос милитаризации Крыма, если не будем добиваться международных санкций и реакции по отношению к тому, что Россия делает с крымскими детьми, то через пять лет мы будем иметь дело с таким себе «гитлерюгендом». Хочу обратить внимание на слова из популярной в России детской песни «Дядя Вова, мы с тобой»: «Если главный командир позовет в последний бой, дядя Вова, мы с тобой». Здесь речь не идет о защите родины, эти слова говорят о формировании культа вождя в России. С помощью таких песен детей готовят умирать за определенного человека, как когда-то за готовили умирать за Сталина. Вот в чем опасность таких песен и такого воспитания.
– Можно ли сравнить патриотическое воспитание, которое было в Крыму до 2014 года, с тем воспитанием, которое проводят сейчас российские власти?
– Такие движения в Украине, как скаутское и «Пласт», а также военно-патриотическая и спортивная игра «Зарница» учат выживать в экстремальных условиях, но не нападать, не убивать и не завоевывать. Второе отличие в том, что «Юнармия» и «Крымпатриотцентр» финансируются из бюджета Минобороны России. Таким образом, государство влияет на появление у детей желания служить в российской армии, при чем служить в так называемых «горячих точках», в регионах, где происходят вооруженные конфликты, например, в Сирии и на Донбассе. Если не прекратится конфликт на Донбассе, то через пять лет крымские дети с «той стороны» будут убивать украинских военных.
– Представим себе такую ситуацию, что Украина восстановила контроль над своими границами. Что ей делать с детьми, которые получили российское военно-патриотическое воспитание на протяжении ряда лет?
– Наша организация обеспокоена этим вопросом. Центр «Альменда» начал проводить исследование «Проблемы интеграции крымской молодежи в образовательное пространство Украины». Это достаточно большой опрос тех детей, которые поступают в украинские вузы. Исследование позволит изучить влияние милитаризации на ценностные установки крымской молодежи. Украине и международным организациям будут предложены определенные рекомендации, некое противоядие. Украинские власти, в свою очередь, должны включить проблему милитаризации детского сознания в перечень приоритетов по деоккупации Крыма и Донбасса.
Катерина Некречая
Продюсер Радио Крым.Реалии, телеведущая и автор специальных проектов
Предыдущая новость:
Объявлен в розыск глава штаба «Самообороны Севастополя»